КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
консультация (подготовительная группа)

Петрова Ирина Павловна

В методической разработке содержаться конкретные упражнения, которые можно выполнять с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rodit.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С.Мнухина»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Составил(а): Петрова И.П.,

Логопед ПНДДС

Дата проведения: 07.02.2019

Санкт-Петербург

2019


Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

-        недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; X, вместо Ж и т.д.;

-        добавление лишних элементов;

-        пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

-        зеркальное написание букв.

Таким образом, дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.

Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

 1.        Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.

2.        Выделить из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.).

3.        Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.

4.        Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.

5.        Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.

6.        Узнать предмет по контурному изображению.

7.        Соотнести предметы с их черными силуэтами.

8.        Найти различия в двух предметных картинках.

9.        Узнать предметы, наложенные друг на друга.

10.        Узнать зашумленные предметы.

11.        Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.

12.        Найти одинаковые предметы, объекты.

13.        Назвать недорисованные изображения предметов.

14.        Определить, что неправильно нарисовал художник.

15.        Определить, что забыл нарисовать художник.

16.        Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.

17.        Найти спрятанные в рисунках предметы.

18.        Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.

19.        Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

20.        Угадать предметы по отдельным деталям.

21.        Узнать изображения.

21. «Лабиринты».

Развитие зрительной памяти.

1.        Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.

2.        Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.

3.        Восстановить пары картинок.

4.        Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка - мяч, кукла, мишка).

5.        Сравнить две картинки и найти их отличия.

6.        Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.

1.        Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом - по памяти.

2.        Назвать, что выше (ниже) всего.

3.        Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).

4.        Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).

5.        Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).

6.        Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т.д.).

7.        Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывание головы и т.д.).

8.        Назвать и показать правые и левые части тела.

9.        Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и т.д.).

10.        Выполнить движения только в направлении налево.

11.        Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п.

12.        Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).

13.        Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).

14.        Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п.

15.        Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа - круг, в верхнем правом углу - квадрат, в верхнем левом углу - овал, в нижнем правом углу - прямоугольник, в нижнем левом углу - треугольник.

16.        Провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.

17.        Закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку).

18.        Пространственные слуховые диктанты.

19.        Отработать правильность употребления предлогов перед, за между, после, около, рядом, на, под, над, в.

20.        Отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).

Автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходства.

1.        Назвать буквы.

2.        Назвать пары букв.

3.        Найти и назвать неправильно написанные буквы.

4.        Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.

5.        Узнать и назвать буквы.

6.        Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово.

7.        Восстановить слова из букв.

8.        Вставить в слово пропущенную букву.

9.        Восстановить слова, используя заданные слоги.

 


Список используемой литературы

  1. Калинина И. Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.
  2. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. М., 2000.
  3. Корнев АН. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
  4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006.
  5. Лайло ВВ. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999.
  6. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
  7. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002.
  8. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
  10. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей. М., 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...