Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Малкина Юлия Викторовна

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proyavleniya_i_profilaktika.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

 ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

У детей со зрительными нарушениями чаще всего встречается оптическая  дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв. Часто смешивание букв по оптическому сходству принимают за обыкновенные «описки», но это не так – эти ошибки не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии.   Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью  зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса,  зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Одно из проявлений оптической дисграфии зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.
Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является  несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Дошкольник,  не усвоивший такие понятия как  вправо – влево, вверх- вниз, длинный-короткий, большой-маленький  -  может путаться в написании букв. Это может выражаться   в недописывании каких-либо элементов букв, в их «зеркальном» изображении, замены похожих букв. Дети, имеющие оптическую дисграфию, часто имеют и недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений , недоразвитие памяти, недифференцированность оптических образов букв.

Чтобы определить есть ли у ребенка оптическая дисграфия  -  можно поиграть с ним. Предложите положить кубик перед  игрушкой, за игрушкой,  справа, слева. Игры с предлогами покажут сформированность у ребенка зрительно-пространственных представлений,  понимание расположения предметов по отношению друг к другу.  Такие  игры,  как дорисовка букв, графические диктанты, дорисовка рисунка по одной из половинок, раскраска рисунка по цифрам , при затруднении ребенком в выполнении этих заданий, будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон, ориентировки в пространстве. Игры с пазлами от самых простых к сложным , покажут достаточно ли развит у ребенка  зрительный анализ. Игры с кубиками выявят умение ребенка анализировать и синтезировать отдельные части в целое. Многие дети в старшем возрасте отказываются играть в игры связанные со зрительно-пространственными представлениями или в игры, где бы от него требовались зрительный анализ и синтез. Очень важно не пропустить оптическую дисграфию ещё в дошкольном возрасте и устранить её предпосылки. Если своевременно проводить профилактическую работу по оптической дисграфии, то в школьном возрасте, детям будет гораздо легче учиться.

Устранение предпосылок оптической дисграфии

Профилактика оптической дисграфии,заключается в устранении выявленных её предпосылок, и должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Развитие представлений о форме и величине предметов

  1. Упражнение

 Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду. Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.

2. Упражнение

Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующее словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий –низкий», «длинный – короткий», «широкая –узкая»

Работа над пространственными предлогами

Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами. При помощи которых, выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Прежде всего, нужно в доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объяснить смысловое значение основных предлогов.

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения.

1. Упражнение

Попросить ребёнка поднять вверх правую руку. При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.

2. Упражнение

Поработайте над тем, чтобы ребёнок научился ориентироваться в правой и левой сторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение, определять справа или слева от него находятся расположенные в комнате различные предметы.

3. Упражнение

Встать напротив ребёнка и попросить его показать сначала его правую руку, а затем вашу, его левый глаз, а затем ваш и т.д. После этого дать ребёнку игрушку и попросить показать правую и левую руку у петрушки. Это задание является самым сложным, и нередко оно становится доступным лишь детям младшего школьного. И, тем не менее нужно постепенно добиваться правильного его выполнения.

Узнавание букв в усложнённых условиях

Если ребёнок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий: Назвать буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д.

Все эти задания проводятся в виде игры, они помогут ребёнку создать в своём воображении устойчивые образы букв. Это и будет наилучший способ профилактики оптической дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их...