Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер. 

Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению к друг другу) и зрительного анализа и синтеза. В презентацию включены этапы и приемы работы по профилактике данного вида дисграфии.

Материал предназначен для педагогов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon opyt_raboty_bulay_l.v.ppt1.03 МБ
Office presentation icon giperssylka_0.ppt881 КБ
Office presentation icon giperssylka_1.ppt294 КБ
Office presentation icon giperssylka_2.ppt352.5 КБ
Office presentation icon giperssylka_3.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи Булай Л.В., учитель - логопед БДОУ г. Омска «Детский сад № 56 комбинированного вида»

Слайд 2

Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем ее развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представле-ний (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Самые первые проявления данной патологии наблюдаются уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду . Если в дошкольном возрасте функции, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, не сформированы, то позднее это обязательно проявится в виде специфических ошибок в процессе письма и чтения. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна.

Слайд 3

Нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок на письме: - трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки; - замены букв по кинетическому принципу (б-д, а-о, и-у); - смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т); - недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение элементов букв относительно друг друга, зеркальное написание букв; пропуски, перестановки, вставки букв и недописы-вание слов;

Слайд 4

Идея опыта: организовать работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи таким образом, чтобы предупредить предпосылки оптической дисграфии. Цель: профилактика и коррекция нарушений буквенного гнозиса, то есть опознавательного процесса буквенного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления . . На решение данной цели направлены следующие задачи: 1.Развивать зрительное восприятие. 2.Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространствен- ные представления. 3.Развивать зрительно-моторную координацию. 4.Развивать буквенный гнозис, учить дифференци- ровать смешиваемые буквы.

Слайд 5

Этапы, по которым проходила работа: І. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) Развитие восприятия и цвета. Развитие восприятия и формы. Развитие восприятия размера и величины. Упражнения назвать контурные изображения предметов; перечёркнутые контурные изображения; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга; задания на узнавание букв (найти букву среди ряда других букв, назвать или написать буквы, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент).

Слайд 6

ІІ. Развитие зрительной памяти Запоминание расположения предметов, восстановление порядка расположения по памяти; запоминание расположения и цвета геометрических фигур, воспроизведение этих фигур на листе бумаги; восстановление пар фигурок; сравнение двух картинок и нахождение их отличий; запоминание расположения предметов в течение нескольких секунд, восстановление порядка их расположения на столе.

Слайд 7

ІІІ. Формирование пространственных представлений, зрительно -пространственного анализа и синтеза Ориентировка на собственном теле (правые и левые); ориентировка в окружающем пространстве (сбоку, спереди, напротив); дифференциация правых и левых частей предмета; работа с предлогами, обозначающими пространствен-ные отношения; анализ графических изображений и букв, составляющих их элементы.

Слайд 8

ІV. Формирование буквенного гнозиса Найти букву среди графически сходных. Соотнесение букв, написанных разным шрифтом. Обвести, раскрасить, вылепить буквы. Конструирование букв. Дифференциация расположения элементов букв.

Слайд 9

Результативность: При систематичной и планомерной работе (2 года обучения), к моменту поступления в школу у большинства выпускников сформированность зрительно - пространственных представлений и навыков звукового анализа и синтеза достигла высокого уровня. Повысился интерес к обучению, улучшилось внимание, восприятие; дети научились видеть, слышать, рассуждать. Появился интерес к процессу чтения и письма, исчезло эмоциональное напряжение и тревожность. Развилась способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Что естественно поможет детям успешно учиться в школе.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д / и «Найди пару» «Соедини одинаковые снежинки» «Дорисуй фигуру» «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки),

Слайд 2

«Найди правильную тень предмета» «Назови предметы по их контурам» «Расположи предметы по величине» «Чего не хватает?» «Дорисуй половинку»

Слайд 3

«Обведи контуры букв» «Найди правильно написанную букву» «Найди букву среди ряда других букв» «Добавь недостающий элемент» «Правильно - неправильно» А А Л А А А А А Р Р Р В Р Р Р Р Р


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д / и «Запомни и назови» «Найди 10 отличий» «Запомни и дорисуй» «Запомни и расставь игрушки на свои места»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Графические диктанты «Соедини варежки (ботинки) с соответст- вующими руками (ногами) человека» Определение пространственных отношений «Зеркало» (нарисуй другую половинку)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зашумленные буквы «Найди в рисунке букву А » Изограф «Допиши буквы, прочти слово» «На что похожа буква?»

Слайд 2

«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово» «Расшифруй слово» Зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы спрятанные за предметами

Слайд 3

Конструирование букв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...