Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Карпова Марина Николаевна

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – ползания – стояния. Формирующиеся функции у ребенка  связаны по преимуществу с работой правого полушария. От него зависят зрительно – моторные координации, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединить в одно целое и запомнить общее взаиморасположение частей, то есть схватить целостный образ. Левое полушарие решает более сложные задачи, особенно те из них, которых связаны с тонким анализом и речевым опосредованием.

Содержание конспекта. http://files.mail.ru/VMOQ3D

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe__marina.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Програмное содержание:

  1. Формирование у детей зрительно-пространственной ориентировки в микро и макро пространстве
  2. Развитие зрительно-моторной координации
  3. Развитие прослеживающей функции глаза
  4. Продолжать учить детей осязательно зрительным способом узнавать и называть буквы с подключением мануально обследовательских действий
  5. Развитие зрительного внимания
  6. Продолжать учить детей конструировать букву из элементов
  7. Развивать умение словесно обозначать направление движения
  8. Продолжать формировать умение и навыки правильного пользования речевым дыханием
  9. Закрепление правильной артикуляции звука «З» синхронизация произнесения звука с движениями пальцев рук и глаз.
  10. Продолжать учить детей звуковому анализу слов
  11. Обучение чтению слогов и слов

Оборудование:

  1. Напольный лабиринт
  2. Электрогирлянда (Волшебная нить)
  3. Буквенный конструктор
  4. Объемные буквы
  5. Плоскостные буквы для фронтальной работы
  6. Предметные картинки (бабочка, утка, рак, аист, тигр, индюк, носорог, ослик)
  7. Дерево с буквами
  8. Пруд, черепаха, ключи, удочки
  9. Пособие «Звуковые волны»
  10. Таблички слов с зашумленным фоном
  11. Рукава «Волшебные мешочки»

Ход занятия.

  1. Вводная часть

Л: Дети вы любите сказки?

Д: Да.

Л: Послушайте внимательно загадку и отгадайте в какую сказку мы попадем?

Что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный

Кто же это?

Д: Буратино!

Л: Правильно. Вспомните, что подарил папа Карло Буратино?

Д: Папа Карло подарил Братино азбуку.

Л: Куда должен был пойти учиться Буратино?

Д: Буратино должен был пойти учиться в школу.

Л: Буратино было очень любопытный и по дороге в школу он зашел в театр. (звучит песня Карабас Барабаса из фильма «Приключения Буратино») Карабас Барабас поймал Буратино и закрыл в комнате. Поможем Буратино убежать от Карабаса Барабаса.

Д: Да, поможем!
Л: Наши приключения начинаются.

  1. Ориентировка по плану.

У детей карточки с планом лабиринта.

Л: Вы на карту посмотрите,

    Свою дорожку вы найдите

    Дальний путь свой расскажите

    И быстрей его пройдите.

Дети словесно обозначают направление движения по плану маршрута (8 направлений)  Выйдя  из лабиринта дети находят предметные картинки.

  1. «Волшебное слово»

Л: Назовите кто изображен на ваших картинках?

Д:   1 ребенок -  Бабочка, утка

       2 ребенок - Рак, аист

       3 ребенок - Тигр, индюк

       4 ребенок – Носорог, ослик

Л:  Картинки прикрепляем на фланелеграф

На картинки посмотрите

Первый звук определите

Звуки в слоги соберите

     Имя из слогов сложите

Какое слово получилось?

Д: Буратино.

  1. Ромашки. Определение букв на ощупь.

Л: Мы выложили имя Буратино с помощью картинок, а теперь нужно найти буквы к этим картинкам. Посмотрите на полянку.

Выросли ромашки

Белые рубашки

Сердечко золотое

 Что в них спряталось такое?

Определите руками какая буква спряталась.

Д: Дети называют свою букву и выкладывают на ромашку.   (А- О- Т- Н)  

Л: Посмотрите и запомните букву, подойдите к ф-фу , найдите свою букву и прикрепите под картинкой, которая начинается на соответствующий этой букве звук.

  1. Буквенный конструктор.

Л: Дети, посмотрите внимательно каких букв не хватает в слове?

Д:    Б – У – Р – И

Л: Буратино так торопился в школу, что некоторые буквы из азбуки выпали и рассыпались. Может это как раз те буквы которые нам нужны? Ребята, а можно определить гласные это буквы или согласные?

Д: Да, можно. Гласные - красного цвета, а согласные – синего.

Л: Сложите из элементов букву. Назовите букву.

Д: Называют буквы.

Л: Запомните буквы, подойдите к ф-фу  найдите свою букву и прикрепите под картинкой. Прочитайте слово.

Д: Буратино.

  1. Поле чудес.

Включается волшебная нить, звучит песня кота Базилио и лисы Алисы из кф «Приключения Буратино»

Л: Куда посоветовали Буратино лиса и кот спрятать деньги?

Д: Посоветовали спрятать деньги на «Поле чудес».

Л: Огонек за огоньком

Ярко светит даже днем

Поскорей вперед иди

Чудеса ждут впереди

Вы попали на Поле Чудес. Посмотрите, на дереве растут монетки с буквами. Снимите одинаковые буквы.

Д: Снимают буквы С-С –Е-Е –Э-Э-Н-Н-И-И-Г-Г-Ш-Ш-Щ-Щ

Л: На дереве остались буквы. Прочитайте слово.

Д: Ключ.

  1. Зрительная гимнастика «Поймай ключ»

Л: Кто же дал Буратино Золотой Ключик?

Д: Черепаха Тортилла дала ключик.

Л: Нам она тоже поможет.  Черепаха предлагает выловить ключи из пруда с помощью удочек.

Д: Дети ловят Ключи

Л: Посмотрите одинаковые ключи или разные?

Д: Разные.

Л: В чем различие?

Д: У ключей разная бородка.

  1. Графический диктант

Л: А какой ключ нам нужен? Черепаха оставила необычное письмо. Выполним задание и узнаем какой ключ подходит.

Д: По клеточкам под диктовку рисуют ключ и находят нужный ключ на ф-фе

  1. Звуковые волны

Л: Мы прошли много испытаний.  Давайте отдохнем. Звуковую песенку споем. Сегодня по дорожке проведем звук «З».

Д: Дети произносят звук, меняя силу голоса.

  1. Замок или замок. Чтение слова с зашумленным фоном.

Л: По дорожке пробеги

     Слово ты произнеси

Д: Играют со звуковой волной, произносят звук «З».

Открывают конверт, читают слово «замок»

Л: Как вы думаете, какое нам нужно слово, Замок или Замок

Д: Замок

Л: У нас есть Золотой Ключик, а ключ открывает замок. Запомните волшебные слова:

Ключик, ключик золотой

Ты замочек нам открой

Д: Ключик, ключик золотой

     Ты замочек нам открой

Л: А вот и наш герой Буратино.

Звучит песня Буратино из кф «Приключения буратино»

  1. Портрет Буратино

Л: Буратино очень рад, потому что вы ему помогли убежать от Карабаса Барабаса. Он приготовил вам подарок – совой портрет для книжки о ваших приключениях.  Напечатайте название книги «Буратино».

  1. Итог занятия

     Л: Сказка наша подходит к концу, попрощаемся с Буратино

     Д: До свидания Буратино

 Л: Какое сегодняшнее приключение вам больше всего        понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Профилактика и предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с ОНР.

В сообщении раскрываются основные направления работы по профилактилактике и предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с ОНР....

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Коррекционно-педагогическое воздействие при оптической дисграфии у дошкольников

Процесс овладения детьми письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни дети справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности.  Дисграфия никогда не во...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошко...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...