Коррекционно-педагогическое воздействие при оптической дисграфии у дошкольников
статья по логопедии на тему

Ганиева Анна Сергеевна

Процесс овладения детьми письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни дети справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности.  Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе ,когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте,задолго до начала обучения ребенка грамоте. Оптическая дисграфия стоит как бы особняком среди  всех других ее видов. Иные виды дисграфии связаны с речевым недоразвитием ребёнка, которое может выражаться как в недостаточно дифференцированном восприятии  им речи окружающих, так и  в несовершенстве его собственной устной речи. Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korr.ped_.vozdeystv.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическое воздействие при оптической дисграфии у дошкольников.

       Процесс овладения детьми  письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни дети справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности.

       Письменная речь — одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.               В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано      «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения». [Аманатова М.М.,  2006,стр.48]. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Я хочу рассказать об одном виде дисграфии – это оптическая дисграфия. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, т.к. она недостаточно дифференцируется учителем и родителями. Эти ошибки чаще всего связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки».  В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза [ Садовникова И.Н., 1997, стр. 20].  Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов.  Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы [Аманатова М.М.,  2006, стр. 50]:

а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж;

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, -З, Э-С, Э-О;

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К.

       Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:

а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;

б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;

в) формирование пространственного восприятия и представлений;

г) развитие зрительного анализа и синтеза;

д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах [Лалаева   Р.И., 1999, стр.153].

       Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Работа по дифференциации букв начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. При дифференциации таких букв основная задача – научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы. От педагога требуется использование специальных приемов стимулирования умственной активности, развития интереса к занятиям. Материал должен носить практическую значимость, детей необходимо обучать через интересную для них деятельность (игровую, художественную). У таких детей слабо развита аналитико-синтетическая деятельность, словесно-логическое мышление, ограничен объем словаря. Учащиеся не могут понять «абстрактных» законов развития речи, правила письма, чтения [Вавринович О.А.,2006, стр. 59]. 

       Самый актуальный прием «Пальчиковая азбука» как система коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в усвоении графем. Пальчиковая азбука развивает также и пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис. Последовательность усвоения графемы включает следующие виды заданий:

- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;

- сравнение пальчиковой буквы с образцом;

- предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца;

- предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;

- рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы по возможностям и уровню развития воображения);

- отгадывание буквы, построенной другим ребенком.

       Данные упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии:

• складывание букв из составляющих их элементов;

• «переделка» одной буквы в другую;

• вылепливание смешиваемых букв из пластилина;

• письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);

• вырезывание букв из бумаги или картона;

• обводка контуров букв;

• узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);

• узнавание букв, наложенных друг на друга;

• узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);

• письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку (на заключительных этапах работы) [Лалаева   Р.И., 1999, стр.153].

       Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

-ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса));

-конструировать и реконструировать буквы из элементов (Формирование буквенного гнозиса);

-ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах (Развитие зрительной памяти; Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза);

-проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

       Оптическая дисграфия стоит как бы особняком среди всех других её видов. Иные виды дисграфии связаны с речевым недоразвитием ребёнка, которое может выражаться как в недостаточно дифференцированном восприятии им речи окружающих, так и в несовершенстве его собственной устной речи. Оптическая же дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недоразвитие зрительно-пространственных функций, зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Список литературы

  1. Аманатова М.М. Дифференциация букв по оптическому сходству.// «Школьный логопед», 2006, № 11
  2. Вавринович  О.А. Использование приема «рисование буквы» при обучении детей младшего школьного возраста грамоте.// «Начальная школа»,1006.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 1999г. - с. 153-165
  4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий. С.-Пб.,2001
  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников., М. Просвещение, 1997
  6. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений/под ред. Л.С. Волковой. –                             5-е, изд., перераб. и доп.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
  7. LogoPortal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

"Дидактические игры для профилактики оптической дисграфии у дошкольников"

  Над темой "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников" я начала работать еще в 2004 году. В то время эта тема не была столь популярна как сейчас и научно-методического материала по...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.Оптическая дисграфия - дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, про...

Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошко...

Проявление и профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Как проявляется оптическая дисграфия, методы устранения у детей дошкольного возраста...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками дисграфии — очевидный факт. У ребенка процемс...