Эффективность использования мини-музеев в решении экологического воспитания дошкольников
материал

Костюнина Галина Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад комбинированного вида №19             «Искорка»

                           Доклад

             на педагогическом совете

                                  на тему :

«Эффективность использования мини – музеев в решении экологического     воспитания дошкольников»

                                             16.11.2016г.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы, которые входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с этими явлениями.

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, педагог создаёт предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Методологическую базу формирования в педагогическом процессе знаний и представлений о неживой и живой природе, являющегося основой экологического сознания ребёнка, представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно - логическое познание, обращенное, в конечном счете, снова к практике, то есть чувственной предметной деятельности человека. Именно взаимосвязь чувственного и абстрактно-логического познания помогает ребенку-дошкольнику усвоить представления об особенностях явлений неживой и живой природы.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования, поиска инновационных технологических подходов в экологическом воспитании дошкольников. Одной из основных задач учебно-воспитательного процесса является создание таких условий, которые способствуют вовлечению дошкольников в наблюдения за явлениями неживой природы и объектами живой природы, организации разных видов деятельности, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умение анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста было выявлено, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Результаты диагностического обследования, которое проводилось до разработки опыта, показали, что количество детей с высоким уровнем развития представлений о неживой природе имеют 35%, средний уровень – 35%, низкий уровень – 30%. Чтобы повысить качество образовательной работы в данном направлении был осуществлен поиск новых средств и методов.

Инновационной составляющей данного опыта работы стало использование музейной педагоги в работе по ознакомлению старших дошкольников с живой и неживой природой.
Обоснование выбора музейной педагогики как средства экологического воспитания дошкольников

Известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века. (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

На современном этапе развития общества обращают внимание на разновекторную значимость музеев, связанную с их деятельностью. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г.Макарова, 1987, Т.А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А.Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя произведения искусства, старины, памятники природы, экспонаты экологического содержания. 

Н.А. Рыжова, автор программ экологического воспитания детей дошкольного возраста, выделяет следующие педагогические функции музеев:

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта, их интериоризацию и экстериоризацию.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.

Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые гг. 20 века.

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.).

Уже в 20-е годы ХХ столетия А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследования (Н.Д. Рева, Т.В. Чумаковой, Е.Н. Конуховой, Н.Л. Кульчинской и др.) также подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев, однако такая работа ориентировалась на младших школьников. Сегодня ни у кого из специалистов не вызывает сомнений необходимость снизить этот возрастной ценз. С 90-х годов 20 века проводится работа, направленная на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея.

В последние годы музейной педагогикой занимаются ведущие научные центры дошкольного образования нашей страны: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, сотрудники Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Института общего образования Минобразования России. Но богатейшими возможностями музейной педагогики в рамках этой программы могут воспользоваться лишь столичные ДОУ и детские сады, находящиеся близко к центрам культуры.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

 Углубленно встает вопрос о необходимости обновления методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог не только с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком (Волкова Е. В., 1989), но и с землей наших предков, с природой. Например, познание региональных особенностей климата, явлений неживой природы, использование коллекционных экспозиций и музейных фондов расширяет представления детей о природе родного края, «малой родины». Именно в таком музее можно заложить экологические знания и представления, основы экологической культуры дошкольников. 

Поэтому я рассматриваю музейную педагогику не только как взаимодействие музея и ребенка, но и как инновационную технологию ознакомления старших дошкольников с неживой и живой природой в системе экологического воспитания ДОУ.

В ходе реализации данной технологии на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных средств передачи информации, происходит активное внедрение в образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики, создание в группе музейно-образовательного пространства, центром которого является мини-музей экологического содержания.



Цель: повышение качества работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с явлениями неживой природы средствами музейной педагогики.

Задачи.

1. Задачи, направленные на деятельность воспитателя по созданию музейного пространства.

1.1.Вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

1.2.Раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

1.3.Приобщить детей к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике.



2. Задачи, направленные на повышение уровня развития детей.

2.1.Образовательные:


формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления с природным миром через практическую деятельность с неживыми объектами (наблюдения, опыты,) исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формировать адекватные экологические представления, т.е. представления о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе;


  • способствовать осознанию детьми знаний о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи и взаимосвязи с живой природой;

  • формировать знания и представления о значении неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.


2.2.Воспитательные:

   привлечь внимание старших дошкольников к явлениям неживой природы,         развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;


  • воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;

  • воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.


2.3.Развивающие:


  • развивать системы умений и навыков взаимодействия с природой;

  • развивать умение наблюдать за явлениями неживой природы;

  • формировать навыки рационального природоиспользования;

  • способствовать развитию у детей познавательного интереса и навыков исследовательской и познавательной деятельности.


Гипотеза составляет предположение о том, что решение образовательных, воспитательных и развивающих задач по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы средствами музейно педагогики будет способствовать повышению качества образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

Дети знают:


  • отличительные признаки объектов живой и неживой природы;

  • элементарные взаимосвязи в системе «человек-природа» и в самой природе;

  • элементарные взаимосвязи неживых тел с живой природой;

  • значение неживой и живой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • положительные и отрицательные примеры влияния человека на окружающий мир;

  • способы охраны природы;

  • способы и приемы безопасного взаимодействия с природными объектами;

  • примеры рационального природоиспользования;

  • методы и приемы исследовательской деятельности.


Дети умеют:


  • видеть красоту окружающей природы;

  • использовать способы охраны природы;

  • эмоционально относиться к природе;

  • использовать приемы безопасного взаимодействия с природным миром;

  • проявлять познавательный интерес к природным объектам и явлениям;

  • использовать приемы исследовательской деятельности.



Ознакомление детей дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы в системе экологического воспитания средствами музейной педагогики

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики обоснован мини-музей экологического содержания.


Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше проявляют интерес к познавательной деятельности, развивающим экологическим играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.


При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования экологической культуры дошкольников учитываются следующие принципы.

1. Наглядность.

2. Доступность.

3. Динамичность.

4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

5. Обязательное сочетание предметного мира музея экологического содержания с парциальной программой, ориентированной на проявление активности детей.

6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами экологического воспитания дошкольников на каждом этапе прохождения программного материала и каждом возрастном этапе).

7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Мини-музей имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.

В основном экспонатами мини-музея экологического содержания являются объекты живой или неживой природы. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в групповом мини-музее в качестве экспонатов размещаются творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Экспонат – главное «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Дети учатся бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музея постоянно пополняются и используются в работе с детьми дошкольного возраста: на специально организованных занятиях и во внеучебное время.

Любая экспозиция учитывает следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. 
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому продумывается и организуется обязательное включение практической части в ходе знакомства с явлениями неживой и объектами живой природы. Это - разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр используются такие виды работы, как:


- заполнение музейных словариков в которых представлены детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п.;

- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.)

Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт: логические задания по определению качественных признаков предмета, особенностей явлений неживой и объектов живой природы, презентации творческих работ, словариков, домашних заданий.

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к экологической культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.


У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.

         Критерий новизны имеет как объективное содержание (новое для данной отрасли знаний) так и субъективное (новое для ребенка-субъекта деятельности).



Литература

1.  Денисенкова Н., Маврина И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой) // Журнал "Дошкольное воспитание". - 2000 - № 2.

2.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

3.  Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с.84 - 92.

4.  Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.: Сфера, 2004.

5.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. - 2002. - N 3, 4,5. - 2003, N 1.

6.  Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8.

7.  Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Пед. общество России, 2003.

8.  Левашова И.И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7 - С.85-86.

9.  Окружающий мир. Неживая природа - М., Издательство ООО “ДОС”, 2008. - 136 с.

10.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004.

11.  Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии. - 1996. - №4.

12.  Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С.8-17.

13.  Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. - 2005. - N 1.



14.  Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - №6 - 2007. - с.13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...

Эффективные модели взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Одной из эффективных моделей взаимодействия с родителями воспитанников, а так же  социальными партнерами по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является модель сотрудничест...