Коррекционно- развивающая работа ДОУ с заикающимися детьми.
консультация

Доклад из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Коррекционно-развивающая работа  дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи и использование эффективных нетрадиционных подходов.

        Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. При отсутствии специальной коррекционной помощи заикание может со временем усилиться и вызвать болезненные переживания, страх перед речью, ограничивать коммуникативные возможности, искажать развитие личностных характеристик и затруднять социальную.

       В связи с этим приоритетной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения становится задача обеспечения комплексной социальной, психолого-медико-педагогической помощи детям с логоневрозом. Вопросы комплексного сопровождения ребенка, взаимодействие специалистов для нас особенно актуальны. Консилиум в нашем образовательном учреждении действует на основе соответствующего Положения Министерства образования. Основное требование к его деятельности — понимание всеми специалистами, работающими в составе ПМПк, задач и стратегий развивающей и коррекционной работы.

     Для осуществления эффективного сотрудничества необходимы:

– учет специфики речевого статуса заикающихся детей;

– учет характерологических особенностей личности заикающегося;

 – использование ресурсных возможностей заикающегося ребенка;

 – приоритетность задач адаптации и социализации;

– адекватная последовательность «подключения» к работе с заикающимся «нужного специалиста в нужный момент»;

 – участие родителей в социализации и образовательной адаптации заикающегося ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами;

 – разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения, определение направлений консультативной деятельности;

– отслеживание результативности психолого-педагогического сопровождения.

      Логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих.

        Воспитатель закрепляет навыки плавной речи в режимных моментах и на занятиях, формирует плавность речи в процессе ручной деятельности — ИЗО, лепка, аппликация, ведет динамическое наблюдение за речью и психологическим состоянием в процессе занятий и режимных моментов. В деятельности логопеда и музыкального руководителя осуществляется проведение логопедической ритмики: нормализация психомышечного состояния, формирование речевого дыхания, просодической стороны речи, развитие моторных функций, координации движений и речи, вокальные упражнения. Во взаимодействии логопеда и психолога можно выделить следующие ключевые позиции: составление психологической характеристики на ребенка, нормализация эмоционально-волевой сферы (релаксационные упражнения, сказкотерапия и т. п.), закрепление плавности речи в моделируемых ситуациях общения, ролевые игры, формирование коммуникативных навыков, психологической готовности к школе, динамическое наблюдение за психологическим состоянием заикающегося ребенка. На занятиях  по физической культуре, помимо оздоровительных, воспитательных и образовательных задач, стоит вопрос содействия коррекции речи, эффективное решение которого невозможно без тесного взаимодействия с учителем-логопедом. Такое взаимодействие основано на принципе комплексности и системности. Его суть заключается в максимальной связи общеобразовательных программ и коррекционно-педагогического процесса.

      Обязательной формой работы всех специалистов является консультативно-методическая помощь семье заикающегося ребенка. Задачи взаимодействия с семьей: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах развития речевых функций, психологическая помощь и поддержка родителей и семьи, информационная поддержка родителей.

        На первом этапе (подготовительно-организационном) реализуются следующие задачи: изучение особенностей семьи и семейного воспитания, определение уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами образовательного учреждения, знакомство родителей с особенностями функционирования учреждения и организацией коррекционно-воспитательной работы. Используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительское собрание и т. п.

        На основном этапе родители активно включаются в процесс сопровождения заикающихся детей и участвуют в посещении занятий, проведении праздников, семинаров-практикумов и т. п.

      На итоговом этапе  оценивается проведенная работа и определяется дальнейшая стратегия психолого-педагогического воздействия. Для родителей организуются круглые столы, собрания и т. п.

     Таким образом, взаимодействие в работе специалистов, а также с семьей заикающегося ребенка, позволяет повысить качество диагностирования; наметить коррекционную стратегию; осуществлять контроль за выполнением рекомендаций, данных другими специалистами; подобрать наиболее эффективные педагогические технологии работы с заикающимися детьми; закреплять полученные детьми умения и навыки в других видах деятельности; способствовать созданию благоприятного микроклимата в семье. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с логоневрозом способствует освоению основной образовательной программы, позволяет сформировать предпосылки учебной деятельности, способствует результативным изменениям в развитии воспитанников, повышает уровень психического развития и эмоционально-волевой сферы детей, дает психическую защищенность, что ведет к освоению ими общеобразовательных программ дошкольного образования, к равным стартовым возможностям в школьном обучении.

Литература:

1. Левина Р. Е., Миронова С. А., Тугова Н. А., Преодоление заикания у дошкольников: Методическое пособие Москва ТЦ Сфера, 2009.- 144

2. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. Москва: Владос, 3-е изд. 1994 -200

3.Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания// Под ред. Карповой Н. Л.- Москва-Санкт-Петербург, Нестор-История, 2011–328


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"

Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной   программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

Использование компьютерных игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми.

Статья о использовании компьютерных игр в работе учителя-логопеда с детьми....

Музыкотерапия, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

Использование Музыкотерапии, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста...

Сообщение из опыта работы "Коррекционно - развивающая работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ"

Кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, знает, как трудно найти путь к его сердцу. Цель работы музыкального руководителя: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки,...