Эссе на тему: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель»
статья

Ольга Николаевна Чижова

Эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_esse.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель»                                                                  воспитателя МБДОУ № 9 Чижовой Ольги Николаевны

Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь

 в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель,

зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников.

К. Гельвеций

     Немаловажную роль в выборе моей профессии сыграл самый близкий мой человек – это мама. Я с искренним любопытством наблюдала, как мама вечерами готовилась к занятиям, постоянно что-то писала, клеила, рисовала, вырезала.  Меня  так всё это заинтересовало, что я потихоньку, сама того не замечая, стала помогать ей. Мама давала мне посильные поручения в изготовлении наглядных пособий, а я с ответственностью их выполняла и гордилась этим. Я с неподдельным интересом также слушала рассказы о её воспитанниках, их достижениях и успехах. Мама  видела в каждом маленьком ребёнке  большого человечка, я понимала, что она гордится ими. И по сей день она остаётся моим наставником, другом, помогает мне советом, делом, примером. А я, в свою очередь, проработав  в детском саду 24 года, тоже являюсь наставником молодых специалистов и коллег. Так в 2011году участвовала и являлась победителем районного конкурса «Сердце отдаю детям».

В 2015 году участвовала в межмуниципальном конкурсе»Воспитатель года».

    Для меня быть воспитателем – это призвание. Всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия: «Каждый человек – творец своей судьбы» и я творю свою судьбу сама. Моим  вторым домом стала планета под названием «Детский сад». Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. У каждого из них своя идея, свой особый мир, который  нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.

     Быть воспитателем – это большая ответственность. Это значит видеть неповторимость каждого ребенка. И я осознаю, что в моих руках его жизнь и его душа, делаю все, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдет детство человека, зависит вся его дальнейшая взрослая жизнь.

     Быть воспитателем - это радость. Я вижу, как растет малыш, как с каждым годом он все больше может понять и сделать, ощущаю его привязанность и доверие ко мне.

     В наше время перемен,  в связи с введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приходится жить в новых условиях, когда компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя являются моими главными качествами. Как говорится в русской поговорке «Я и жнец, и жрец, и на дуде игрец».

     Поэтому, моя главная цель –  это создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

     Работа с детьми – это еще и творчество. Я как воспитатель обладаю необходимыми умениями быстро выбирать средство воздействия на ребенка в зависимости от его особенностей и сложившейся ситуации; определяю, когда и с каким ребенком быть мягким или строгим.  Воспитание – сложный, трудоемкий и кропотливый процесс. Поэтому я всегда в поиске путей и средств воспитания. Для сплочения детского коллектива постоянно поддерживаю традиции в группе: «Утро радостных встреч», «Минута славы», «Радуга для именинника», «В поддержку другу».

С детьми всегда должна быть рядом,

даря тепло и согревая взглядом,

их в мир прекрастного вести

и помнить заповедь – не навреди!

     Главной своей задачей считаю надежную защиту моих воспитанников от негатива окружающего мира, формирование в них положительных духовных качеств, понимания добра и зла, оказание помощи в раскрытии ими своих способностей. Поэтому стараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы мои воспитанники росли добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми. Ведь от того, как я воспитаю их, какой заложу в них морально-нравственный фундамент, чувство патриотизма,  зависит не только судьба конкретного мальчика или девочки, но и будущее нашего города, края, нашей  страны в целом. Поэтому слова о том, что «Дети - это наше будущее», для меня не просто красивое крылатое изречение. Они в философии моей профессии обретают вполне целевые задачи, которые я пытаюсь решать в своей повседневной работе. «Работать лучше, чем вчера, а завтра  лучше, чем сегодня» - вот мое педагогическое кредо. Ведь для того, чтобы каждый день ребенок шел в садик с большим удовольствием нужно знать большое количество материалов, которые пригодятся в течение дня. Радуюсь, когда ребята с интересом приходят в группу. Именно поэтому свою работу строю с опорой на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, оказывающую огромную услугу по отношению к воспитанию. Поэтому уделяю большое внимание  проектированию развивающей предметно – пространственной среды. Для оформления группы использовала любимых персонажей  из экологических сказок. В групповой  комнате  выделила активную, рабочую, и спокойную зоны, в которых находятся  различные центры, оформила  верхнее пространство группы мобилями и потолочными гардинами.  В группе имеется  полифункциональный игровой материал, галерея детских работ, подиум. Это позволило моим воспитанникам одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Так же учитывала в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков. В группе  есть зеркало, отражающее ребенка в полный рост, оно помогает детям «открыть себя», приблизиться к пониманию собственного «я». Предметная среда моей группы предоставляет детям право выбора деятельности, возможность проявить себя и открывает возможности для развития инициативы и самостоятельности. Музыка, пение постоянные спутники нашей жизни в группе, для этого создала коллекцию аудио – дисков.

     Вглядываюсь в лица своих малышей, в их доверчивые глаза, трогаю теплые ладошки. В хороводе детских вопросов, царстве эмоций чувствуешь себя неземным человеком, способным сделать их умными, добрыми, здоровыми, знающими. Основными инструментами педагогического воздействия являются, по-моему, голос, взгляд и слово. Никогда не забываю, что дети улавливают не только смысл наших слов, но и интонацию. Поэтому стараюсь выражать в голосе тепло, понимание, заботу. Доброта, эмоциональность плюс чуть-чуть юмора – вот мой рецепт для голоса воспитателя детского сада. Считаю, что каждый наш недобрый взгляд, каждая недобрая интонация, каждое недоброе слово – это проступки перед детьми, не позволяющие колокольчику в их душах зазвенеть добротой, лаской, отзывчивостью, душевным здоровьем.

     Очень важным считаю то, чтобы в процессе всех режимных моментов, совместной деятельности ребёнка и воспитателя у каждого ребёнка формировалось настроение особой радости, нежности и доброты к самому себе, стремление беречь себя и окружающих. Знания по безопасному поведению, базирующиеся на наблюдениях, самонаблюдениях и экспериментах, дети получают в процессе деятельности. Такой подход позволяет максимально использовать преимущества наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, присущего детям дошкольного возраста.

     Формирование навыков безопасного поведения переплетается в моей работе с формированием сознательного отношения детей к своему здоровью. Стараюсь делать это легко и незаметно, ненавязчиво. С этой целью разработала и реализовала краткосрочные проекты: «Малыши-крепыши», «Путешествие в страну Здоровию», «Как стать Неболейкой». Применяю здоровьесберегающие технологии: музыкотерапию, сказкотерапию, разные виды гимнастик, фитонцидотерапию, упражнения для профилактики переутомления (релаксация, физминутки, песочная терапия). Для снятия напряжения глаз в группе изготовила зрительные ориентиры, которые  расположены на стенах и потолке. В летний период для закаливания детского организма с воспитанниками занимаемся босохождением по тропинке Здоровья. Совместно с родителями оборудовала физкультурно-оздоровительный центр для свободной двигательной активности с различным спортивным инвентарем и нестандартным оборудованием, сделанным своими руками, где воспитанники упражняются в ловкости, силе и быстроте. Для удобства в работе составила картотеки: подвижных игр, утренних гимнастик, дыхательных гимнастик, гимнастик после сна. Все эти приемы позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, воспитать привычку у детей к здоровому образу жизни.  

     «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е. Леонов. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому совместно с родителями организую экскурсии по родному городу, посещение краеведческого музея, детской библиотеки. Оформила альбомы: «Родной город – Боготол», «Красноярский край», «Москва - столица России». Очень большая работа проводится в этом году к 70-летию Победы в Великой отечественной войне (акции, выставки детского творчества, фотовыставки). Дети приняли участие в фестивале военно-патриотической песни «Моя Россия», конкурсе чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто». В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок «Мы помним…». Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

   Умственному воспитанию уделяю большое внимание. Я – творческий человек. Могу быть немного актером, немного гипнотизером, фокусником. Для этого  в  работе с дошкольниками адаптировала и применяю цветные счетные палочки Х. Кюизенера, логические блоки Дьенеша. При взаимодействии с детьми я стараюсь зарядить их своим эмоциональным зарядом, передать свои мысли и чувства, увлечь их так, чтобы не оставить кого - либо равнодушным. Для гармоничного развития  творческих способностей детей  применяю  техники необычного рисования  «Волшебные нитки», «Рисование пальчиками», «Рисование ладошкой», «Монотипия», «Рисуем ватными палочками», «Печатаем спичечным коробком и пуговицами», «Тычок», «Набрызг», тестопластику, пластелинографию. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах, творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

     Лучшее образование - это самообразование, сказал Акройд Питер. Тихий час самое подходящее время. Являясь активным участником педагогических советов, методического объединения - учусь, делюсь  опытом с  коллегами. Беру для себя интересное и необходимое. Потому что воспитатель, должен видеть больше, чем многие другие, уметь применять самые разнообразные знания из различных областей науки, научиться отвечать на тысячи, порой совсем «недетских» вопросов. И просто нельзя останавливаться  на достигнутом уровне знаний, повышение профессионального мастерства является необходимостью. Мне интересно все: занимательные  факты и разнообразные знания об окружающем мире, исследования психологов и  новые педагогические технологии.

     Для успешного воспитания ребенка считаю важным создание единого пространства «семья – детский сад» для благоприятного взаимодействия с родителями, установление с ними доверительных отношений, вовлечение семьи в единое воспитательно-образовательное пространство. Родители принимают активное участие в сборе природного материала для поделок, оказывают большую помощь в оборудовании участка детского сада, создании мини-огорода, мини-музея «Все о собаках». В своей работе применяю технологию «Портфолио дошкольника», она направлена на сотрудничество всех участников образовательного процесса,  является формой непрерывной оценки достижений дошкольников.    В портфолио фиксирую  успехи ребенка, динамику роста и развития.

     Ребенка – представителя нового поколения практически невозможно заставить что – то сделать, его можно только заинтересовать. Поэтому для поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи применяю проектную деятельность, опираясь на основополагающие материалы авторской технологии Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса. Так совместно с детьми появились идеи создания центра «Науки», где дошкольники занимаются экспериментально-исследовательской деятельностью; экологической тропы, где воспитанникам предоставляется возможность кроме наблюдений побывать и в роли исследователей, выращивая растения на «Альпийской горке»; мини музея. Стало традиционным ежегодная реализация проекта «Огород на подоконнике» и уход за растениями в мине зимнем саду.   При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменились межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Во внутрисадовской газете «Наш добрый дом» освещаю вопросы экологического воспитания дошкольников.

     Как современный педагог, в своей работе пользуюсь облачными технологиями и внедряю их в воспитательно-образовательный процесс. Повышаю  компьютерную грамотность и информационную культуру с помощью электронных библиотек, мультимедийных презентаций, учебно-методических материалов. Я начала вести свой мини сайт в социальной сети работников образования и завела страничку воспитателя на сайте детского сада, широко использую в своей работе электронную почту.   Благодаря этому появилась неограниченная возможность обмениваться мнениями, информацией и фотографиями с проведённых мероприятий, совместных  досугов и развлечений с родителями, коллегами.

     Я выбрала профессию такую,

Что лучше мне на свете не найти.

И с каждым годом убеждаюсь,

Что я иду по верному пути!

     И когда я вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей, то хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка, я делаю этот мир добрее и лучше…

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Заботясь о гармоническом развитии растущего человека, приходится иметь в виду не только его физическое и нравственное здоровье, эстетическое и интеллектуальное развитие. Этого мало. Наша задача - восп...

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой  Людмилы Борисо...

Эссе на тему: "Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас"

laquo;Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас»....

Практико – значимый проект. Тема: Экологическое воспитание «Любите и берегите растения!» Выполнила: воспитатель МБОУ СОШ №8 дошкольное отделение. Славнова Ю.А.

Вид проекта: информационно-творческий.Продолжительность проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.         Об...