Дидактическое пособие для знакомства с сезонными явлениями «Кукла Маша в сезонной одежде»
учебно-методическое пособие

Евгения Владимировна Братчикова

Цель пособия: развитие представлений у детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

- отмечать характерные признаки времён года;

- совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различия.

Развивающие:

- развивать у детей познавательную активность, любознательность и интерес к окружающему миру;

- развивать все компоненты устной речи.

Воспитательные:

- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе;

- умение видеть прекрасное в разном времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla._taskaeva-toporkova.docx742.26 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Савинская средняя школа " структурное подразделение дошкольного образования "Детский сад "Солнышко"

Дидактическое пособие

для знакомства с сезонными явлениями

«Кукла Маша в сезонной одежде»

Авторы:

Воспитатель 1 категории Таскаева Е.В.

Воспитатель 1 категории Топоркова А.В.

2020 год

Цель пособия: развитие представлений у детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

- отмечать характерные признаки времён года;

- совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различия.

Развивающие:

- развивать у детей познавательную активность, любознательность и интерес к окружающему миру;

- развивать все компоненты устной речи.

Воспитательные:

- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе;

- умение видеть прекрасное в разном времени года.

Описание дидактического пособия:

Основа пособия – кукла из пластмассы, см. Одежда куклы выполнена в разной цветовой гамме и отображает характерные признаки данного времени года, в соответствии с сезонными изменениями в природе (зима, весна, осень, лето)

Методические рекомендации по работе с пособием:

 Пособие может применяться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, театрализованной деятельности, изобразительной деятельности, в совместной  и самостоятельной работе с детьми. В соответствии с темой используется как соответствующий наглядный материал. С помощью этого дидактического пособия можно обучать детей новому материалу в увлекательной форме, а также закреплять полученные представления, обогащать эмоциональный мир ребенка. Воспитателю можно планировать и проводить разнообразные развлечения, используя это дидактическое пособие. Использовать пособие на праздниках как сюрпризный момент. Дети старшего дошкольного возраста вносят по желанию изменения, дополняя деталями, что позволяет решать образовательные задачи по развитию инициативы, самостоятельности, творчества и фантазии, воспитывает трудолюбие.

Варианты использования куклы:

  • Наглядно-демонстрационный материал.

Кукла расположены на уровне глаз детей или чуть выше. Ее назначение – показ основных моментов изучаемой темы.

  • Обогащение сюжетов детских игр.

Кукла с одеждой располагается в свободном доступе и дети могут свободно с ней играть.

  • Дидактические игры с куклами. (См. конспекты)
  • Логопедические игры «Кукла одевает вещи, которые начинаются на определённый звук» и т. д.
  • «Постоянный «друг» - кукла каждую неделю приходит и «играет» с детьми, меняясь в соответствии с темой.
  • «Театр кукол» Для его организации требуется предварительная работа – обучение детей (диалоги, продумывание характеров куклы/кукол, создание необходимого «реквизита»).

Примерные конспекты игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

  1. Игра «Времена года» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о природных признаках разных времен года; расширение знаний об окружающем мире; формирование пространственно-временного ориентирования.

Игровая ситуация организуется в игровом уголке, где заранее подготовлен гардероб с сезонной одеждой. К детям в гости приходит кукла Катя.

Предварительная беседа:

– Какие времена года вы знаете?

– Что такое одежда?

– Для чего нужна людям одежда?

– Что относится к одежде?

Стихотворение Л.Г. Парамоновой «К одежде относится…»:

К одежде относятся брюки, жилеты,

Платья, костюмы, пальто и жакеты.

Теплые шубки мы носим зимой,

Ну а плащи одеваем весной.

Воспитатель предлагает рассмотреть одежду и найти ответы на загадки про одежду разного времени года:

Я, как зонт не промокаю,

от дождя вас защищаю.

И от солнца я укрою.

Ну, так что же я такое? (Плащ)

От холода и снега

Согреет  где  б ты ни был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой оденешь что ты… (Шубку)

Оно из шерсти может быть;

Воротничок красивый.

Но чтобы вы не заболели

Нам мамы одевать велели

Когда капель и солнце греет,

От ветра это нас согреет. (Пальто)

Как избавиться от скуки?

Надоели джинсы, брюки!

Веселее стать мне

Что поможет… (Платье)

Вопросы детям:

– Какую одежду носят зимой (весной, летом, осенью) и почему?

  1. Игра «Оденем куклу на прогулку» для младшего дошкольного возраста

В дидактической игре дети не только расширяют знания об окружающем мире, но и учатся устанавливать простейшие, последовательные связи; тренируют зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

Детям предлагается вспомнить и назвать правильную последовательность в одевании:

– «Что сначала надо одеть кукле?»

– «Что потом  надо одеть кукле?»

Дети сначала вспоминают алгоритм, затем приступают к одеванию. Игра направлена не только на закрепление последовательности одевания, но и на развитие мелкой моторики рук.

  1. Игра «Разденем куклу после прогулки» для младшего дошкольного возраста

Цель: продолжать учить выполнять в игре два-три последовательных действия с куклой (кукла гуляла, будет раздеваться, умываться и т.д.).

Воспитатель говорит: Наша кукла Маша вернулась с прогулки. Поможем ей раздеться. Давай расскажем Маше, в каком порядке надо раздеваться. Сначала развяжем шарф.

«Развязали Катеньке Шарфик полосатенький» (А.Барто «Катя в яслях»)

Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно.

«Вещи надо убирать Не придется их искать» (А.Барто «Маша-растеряша»).

А сейчас, что мы поможем снять нашим дочкам? (шубу)

«Моя Катя маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Катя чернобровая»

Куда мы повесим шубу? (в шкаф).

Что мы еще не сняли? (сапожки) Куда мы поставим сапожки? (в шкаф)

«Снимем с ножки Новые сапожки».

Ребята, а Маше можно уже идти играть? (нет). Что еще надо снять? (колготки). Куда надо положить колготки? (на полочку в шкаф). Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалики!

«Вот они сандалики У нашей Кати-крошки. Этот с правой ножки, Этот с левой ножки» (Е.Благинина «Научи обуваться и братца»)

А теперь можно играть? Нет, надо умыться.

  1. Игра «Маша-модница» для старшего дошкольного возраста

Цель: Расширять и закреплять знания детей о временах года, упражнять в подборе различных частей речи, характеризующих времена года, подборе антонимов.

Ход игры:

Воспитатель предлагает  послушать стихотворение о временах года, подобрать кукле Маше соответствующий наряд и собрать картину о данном времени года. Сопровождает действия вопросами:

  • О каком времени года это стихотворение
  • По каким признакам ты догадался
  • Почему ты выбрал именно эту одежду? И т.д.

  1. Игра «Добавь слова» для старшего дошкольного возраста

Цель: научить составлять распространенные предложения.

Ход игры.

Сейчас я скажу предложение.  Например,  «Маша надела платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза? Маша надела шёлковое платье. Маша надела летнее платье. Маша надела лёгкое платье. Маша надела оранжевое платье.

Предложения для игры:

Маша пошла в лес.

Маша купила сапожки.

Маша спела песню.

Воспитатель говорит различные предложения, которые отображают сезонные изменения и времена года («Маша надевает шапку», «У куклы сапожки» и т.д.), а дети должны преобразовать их в распространенные, добавляя подходящие по смыслу слова.

  1. Игра «Загадки из шапки» для старшего дошкольного возраста

Цель: Расширять и закреплять знания детей о временах года, особенностях погодных условий, характеризующих времена года.

Ход игры.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети разгадывают и подбирают кукле одежду, соответствующую времени года. Ответ могут озвучить сразу и приступить к одеванию, а можно и сразу нарядить куклу, а потом проверить себя.

Возможно использование картинок-подсказок первое время, если детям сложно отгадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по художественно - эстетическому развитию кукла Маша

·        Продолжать знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством. ·        Закрепить знания о цветах спектр...

Дидактическая игра детей раннего возраста «Купание куклы Маши».

Аннотация.Основным содержанием игры в раннем возрасте является развернутая ориентировка ребенка в предметной деятельности, которая начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути сам...

Дидактическая игра. «Подбери платье по цвету кукле Маше».

Дидактическая игра. «Подбери     платье по цвету кукле Маше»....

Знакомство с природными явлениями и сезонными изменениями на прогулке

В  младшем дошкольном возрасте важно, чтобы у детей накапливались представления об отдельных объектах природы и природных явлениях....

«Формирование представлений дошкольников 5-6 лет о сезонных явлениях, средством создания серии дидактических панно «Портрет месяца»»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, которая имеет свою специфику на каждом возрастном этапе....

Перспективное планирование с детьми по теме «Формирование представлений дошкольников 5-6 лет о сезонных явлениях, средством создания серии дидактических панно «Портрет месяца»

Согласно Стандарту дошкольного образования все содержание дошкольного образования, в том числе и в образовательной области «Познавательное развитие», должно обеспечивать развитие личности,...

Дидактическая игра "Сезонные явления"

Цель: экологическое развитие детейИгра-лото  состоит из 4х больших карточек по временам года и набора маленьких карточек с разными природными явлениями в соответствии с временами года....