«Осень - в гости просим»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Познавательное занятие по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие по развитию речи

«Осень - в гости просим»

Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания.

Задачи: 

Образовательные:

обобщить представления детей об осени как времени года, о ее признаках, жизни животных и растений, об осенних хлопотах людей.

Развивающие:

развивать память, внимание, улучшать моторику и координацию движений, развивать умения устанавливать взаимосвязь, правильно делать выводы.

Речевые:

учить отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять умение составлять сложные предложения, активизировать словарь, обучать основам словообразования.

Воспитательные:

воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы, воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающему миру.

Ход занятия

  1. Приветствие

Воспитатель: - Скажите, когда люди встречают друг друга они дарят улыбку или хмурят брови?

Дети: - Дарят улыбку.

Воспитатель: - Предлагаю выполнить мимическое упражнение «Улыбка». Растянули губы в улыбке без напряжения под счёт от 1 до 10.

  1. Вход в зал под музыку Антонио Вивальди «Осень»

Воспитатель: - Оглянитесь вокруг. Как красиво в нашем зале. -Какое время года вам напоминает эта красота?

Дети: -Осень.

Воспитатель: -Какой основной признак осени?

Дети: - Опадают листья.

Воспитатель: - Перед вами на поляне листья. - Чем они отличаются?

Дети: - Формой, цветом, размером.

Воспитатель: -Чем они похожи?

Дети: -Строением (пластина, жилки, черенок и то, что у листочков закончился хлорофилл).

Воспитатель: -Я предлагаю вам ребята найти одинаковые листья и посчитать их.

Игра «1 берёзовый лист, 2 берёзовых листа»

Воспитатель: - На поляне листьев много, а в лукошке мало. Предлагаю с ними поиграть.

Игра «Считалочка»

Разноцветный листопад

позовет с собой ребят

листик раз, листик два

начинается игра.

  1. Беседа об осени с помощью экрана.

Воспитатель: - Посмотрите на экран. Какое время года изображено? Дети: - Изображена осень.

Воспитатель: - Какие признаки осени вы заметили?

Дети: - тёмные. кучевые облака

          - жёлтые, сухие листья

          - птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края

- на дорогах лужи с опавшими листьями

- холодный, моросящий дождь

- люди поменяли одежду

- люди собирают урожай

- животные готовятся к зиме.

Воспитатель: - Сколько месяцев у осени?

Дети: - У осени три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: - Как в народе говорят про осень?

Дети: - Осень красна пирогами, а лето цветами.

           -Осень идет, за собой дожди ведет.

Воспитатель: - Какие писатели прославляли осень?

Дети: - Пушкин А.С., Плещеев А.Н.

Воспитатель: - кто хочет прочитать стихи?

Дети читают стихи по желанию.

  1. «Прогулка по лесу»

С утра в лесу

Над нитью серебристой

Хлопочут паучки - телефонисты.

И вот уже от ёлки до осинки,

Как провода, сверкают паутинки.

Звенят звонки:

— Внимание! Внимание!

Прослушайте осенние задания!

— Алло, медведь!

Вы слышите?

— Да, да!

— Уже не за горами холода!

Пока зима не подошла к порогу,

Вам нужно срочно подыскать берлогу!

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ЧЕЙ ДОМ?"

Воспитатель показывает животное. Дети называют название его жилища

Волк –логово

Медведь – берлога

Заяц – лес

Белка – дупло

Ёж – нора

Лиса – нора.

Воспитатель добавляет сведения о подготовке к зиме ежа.

- Наверняка все знают, как выглядит ёж. Мордочка маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая небольшими серыми волосками. Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и унылыми, но видит он плохо, а вот нюх у него прекрасный. Верно ли, что еж накалывает яблоки на свои иголки для зимы? Нет, тем самым он спасается от клещей. Ведь яблочный сок выделяет кислоту.

Дидактическая игра «Трик-так, это так!»

Воспитатель зачитывает вопросы, дети отвечают на них так: - если согласен с высказыванием, хлопают в ладоши и произносят слова «Трик-так, это так!». Если высказывание неверное, дети топают и отвечает «Трик-так, это не так!».

Вопросы зачитывает воспитатель:

- Зайчонок в избушке живёт?

- Зайчата живут вместе зайчихой?

- Зайчонок дружит с волком?

-Листопадничек – это взрослый заяц?

- Листопадничек никогда не видел зимы?

- Мишка залезает в берлогу и засыпает?

- Мишка любит гречневую кашу?

- Мишка меняет цвет шерсти?

- Ёжик заготавливает яблоки?

- Зайчонок к зиме шубу меняет?

Воспитатель предлагает подтвердить последний вопрос с помощью эксперимента. Показывает детям лист белой и зелёной бумаги. Просит ребёнка отойти от стола и назвать, силуэт какого животного приложила воспитатель к белому листу. А к зелёному? Дети быстро делают вывод, что зайцы меняют цвет шёрстки, чтобы защитить себя от хищников.

Дети:  

Звенят звонки у белок и ежей —

От верхних и до нижних этажей:

— Внимание, проверьте поскорей

Свои кладовки —

Хватает ли припасов для зимовки?

Да, да, хватает мне и всем моим друзьям.

Игра «Грибная полянка»

Воспитатель: - Чем же любят питаться животные в лесу?

Дети: - Грибами.

Воспитатель: - Какие бывают грибы?

Дети: -Грибы бывают съедобными и несъедобными.

Воспитатель: - Я буду показывать гриб, а вы мне называете его название, если хотите добавить что-то интересное про грибы, хлопайте в ладоши.

Мухомор - лечебный для зверей и птиц, но ядовитый для людей.

Лисички - нет червяков.

Белый гриб – мякоть при варке, сушке остаётся белой.

Сыроежка –ломкая мякоть превращается в труху.

Маслёнок - не сушат, они становятся твердыми, как камень.

Опёнок - споры у ложного опёнка зелёного цвета.

Пальчиковая игра «Грибы»

Этот пальчик  в лес пошел,

Этот пальчик  гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел

От того и потолстел.

Дети щипают каждый пальчик и соотносят слова действиями.

Дети:  

Звенят звонки у старого болота:

- У цапель всё готово для отлёта?

- К отлёту всё готово!

- В добрый час!

- В апреле снова ожидаем вас!

Дидактическая игра «Птичь часы!»

Воспитатель раздает дидактическое пособие в виде часов со стрелочкой. Ребёнок задает вопросы, а дети находят нужную птицу.

Ребёнок: - Какая птица видит всё в розовом цвете?

Дети: - Воробей.

Ребёнок:- Какая птица разносит почту?

Дети: - Голубь.

Ребёнок: - Какая птица летает быстрее всех?

Дети: - Стриж.

Ребёнок: - Какая птица лечит деревья?

Дети: - Дятел.

Ребёнок: - У какой птицы жёлтый животик?

Дети: - Синица.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Дети:

Звенят звонки у липы и у клёна:

— Алло, скажите,

Кто у телефона?

— Алло, у телефона

Муравьи.

— Закройте;

Муравейники свои!

Воспитатель: -Ребята, вы любите ходить в лес?

Дети: - Да.

Воспитатель: -Какие правила поведения каждый человек должен соблюдать в лесу?

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель передаёт знак безопасного поведения в лесу.

Дети:

- Не разводите костры.

- Не сжигайте сухую траву.

- Не повреждайте кору деревьев.

- Не рвите цветы.

- Не ловите насекомых.

- Не выносите из леса птенцов и детёнышей.

- Не оставляете после себя мусор.

- Не топчите корни деревьев.

- Не заходите далеко, вернитесь до темноты.

- Надевайте яркую одежду.

- Не ходите в лес одни.

- Имей запас воды.

- Не пробуй на вкус незнакомые ягоды, грибы.

- Имей при себе заряженный телефон, при необходимости звони 112.

- Не бери из леса больше, чем ты унесёшь.

         Воспитатель: Молодцы ребята!

Дети:

— Алло, ребята!

На улице холодновато!

Так соберемся вмиг

И с песенкой веселой

Отправимся мы сад

Дети исполняют куплет осенней песни «Осенний хоровод», где приходят на полянку, садятся рядом с воспитателем.

  1. Итог занятия

Воспитатель достаёт атрибуты из корзинки и спрашивает:

- Где Вы дети побывали?

Дети: - В лесу.

Воспитатель: - В какие игры играли?

Дети: - «Птичьи часы», «Грибная полянка», «Дикие животные».

Воспитатель: - Какая игра Вам понравилось больше всего?

Дети:  - (ответы).

Воспитатель: - Теперь я ребята уверена, что Вы настоящие знатоки природы, всегда встанете на защиту пернатых, животных. Научите своих младших братьев и сестрёнок соблюдать правила поведения и никогда не пойдёте в лес одни.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенний праздник в средней группе "Осень, осень, в гости просим!"

Веснушка и Дед Урожай в гостях у детворы. Интересный сценарий для детей среднего дошкольного возраста....

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Осень, осень - в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Осень, осень - в гости просим"....

Осенний утренник для детей младшей разновозрастной группы "Осень, Осень, в гости просим!"

Создать праздничную атмосферу,вызывать активность детей при пении и подпевании, развивать речь детей....

Сценарий осеннего праздника для старшей группы "Осень, осень в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для старшей группы«Осень, осень в гости просим» Дети под музыку заходят в зал и выстраиваются полукругом. 1. Вновь осенняя пора    Листья закружила...

Сценарий осеннего праздника для старшей группы "Осень, осень в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для старшей группы«Осень, осень в гости просим» Дети под музыку заходят в зал и выстраиваются полукругом. 1. Вновь осенняя пора    Листья закружила...