Проект для детей среднего дошкольного возраста "Ярмарка народных промыслов"
проект (средняя группа)

Миронова Наталья Евгеньевна

Поскольку 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов, моей задачей стало идти в ногу со временем и его требованиями, а значит, выбрать тему для проекта, которая бы в полной мере отразила эту сторону жизни общества. Что, как не народные традиции в искусстве, так близки и понятны детям дошкольного возраста. К тому же, всем известно, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yarmarka_narodnyh_promyslov.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по проектной деятельности  на 2021 – 2022 учебный год

воспитателя разновозрастной группы Мироновой Н.Е.

Тема: «Ярмарка народных промыслов» (Предполагается уточнение и систематизация представлений детей о декоративно-прикладном творчестве русского народа.)

Цель: Формирование у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству русского народа.

Задачи:

  1. Познавательное развитие: расширять представления детей о таких видах декоративно-прикладного творчества русского народа, как роспись (филимоновская, городецкая, гжельская, хохломская), уточнить особенности каждой росписи (элементы, цветосочетания, сюжеты, материалы), а также историю и место возникновения промысла.
  2. Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам; воспитывать волю, инициативность,  интерес к народному декоративно-прикладному искусству, создавать положительный эмоциональный настрой, снимать напряжённость, содействовать эстетическому воспитанию.
  3. Речевое развитие: развивать интерес детей к чтению художественной литературы, сопереживанию персонажам произведений; развивать речевую активность детей, расширять словарь  о народных декоративно-прикладных промыслах, монологическую и диалогическую речь, память, выразительность речи.
  4. Художественно-эстетическое развитие: развивать воображение, фантазию, художественно-творческие способности в ходе создания предметов декоративно-прикладных промыслов, составления узоров росписей; показывать  их практическое применение; совершенствовать чувства композиции и цвета.
  5. Физическое развитие: развивать у детей координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Заинтересовать родителей проблемой художественно-эстетического воспитания, формирования у детей нравственно-патриотических чувств, интереса к народным промыслам; укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.

Актуальность проекта: 

Поскольку 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов, моей задачей стало идти в ногу со временем и его требованиями, а значит, выбрать тему для проекта, которая бы в полной мере отразила эту сторону жизни общества. Что, как не народные традиции в искусстве, так близки и понятны детям дошкольного возраста. К тому же, всем известно, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Так же как и любое другое чувство, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, я считаю необходимым пробудить это чувство в детях в ходе реализации данного проекта, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Народно-прикладное творчество является универсальным средством формирования и развития художественно-творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Изучая произведения народного декоративно-прикладного искусства, мы узнаем об истории их создания, можем реконструировать социально-историческую и культурную среду, в которой они были созданы, задуматься о том, какие национальные и (или) этнорегиональные связи и специфика. Народно-прикладное творчество имеет свои великие традиции, преисполненные вкуса, восходящего к народному искусству.

Мы должны помнить, что перед нами всегда стояла и стоит задача сохранить все обретенное на протяжении веков богатство культуры, заключенное и в духовном развитии личности. Корни искусства (в том числе и декоративно-прикладного) «находятся не в нем самом, а в современном ему обществе и возрождение или упадок его есть возрождение или упадок прежде всего самого общества». Особый пласт духовности гражданина России составляют общенациональные ценности, изучение которых поможет в сфере воспитания национального самосознания у подрастающего поколения. Народно-прикладное творчество, способствующие формированию эстетического отношения к действительности, это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, создавать.

Актуальность исследования состоит в том, что тема имеет практическое применение.

Этапы работы

Сроки выполнения каждого этапа

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Начальный

Сентябрь - октябрь

Определение участников проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед, социальные партнеры (сотрудники детской библиотеки №7 на Удельной, «Русский музей»)

Понимание значимости и актуальности данной темы в рамках всестороннего развития детей.

Составление перспективного плана мероприятий.

Уточнение имеющейся информации по теме.

Планирование

Октябрь

Доведение до участников проекта важности данной темы.

Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театральной деятельности, материалов для продуктивной работы, иллюстраций.

Подбор художественной литературы, пословиц, поговорок, рассказов и сказок по данной теме.

Изучение методической литературы, просмотр видеоматериалов, подбор музыкальных произведений, репродукций картин художников.

Подбор подвижных игр, ритмических гимнастик.

Выполнение

Октябрь - ноябрь

Беседы и образовательные ситуации:

  • «Обычаи и традиции русского народа»
  • «Знакомство с разными профессиями в старину»
  • «Знакомство с народно - прикладным искусством»
  • «Знакомство с видами росписи»

Чтение художественной литературы:

знакомство с произведениями малых форм народного фольклора (песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.), рус./нар. сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка».

Разучивание пословиц, поговорок, стихов о красках.

Рассматривание фото, изображающие профессии в старину, изделия декоративно-прикладного искусства, репродукций картин с изображением традиций русского народа.

Просмотр презентаций и мультфильмов по теме, мультфильма «Конек-Горбунок»

Дидактические игры:

  • «Для кого инструмент?»
  • «Из чего сделан предмет?»
  • «Узнай по силуэту»
  • «Роспись и элементы»

Подвижные игры:

  • «Здравствуй, дедушка Мазай»
  • «Подбери цвет для росписи»

Музыка: слушание русских народных инструментов, пение частушек, русских народных песен, хороводов

Художественное творчество:

  • Рисование «Филиновский козлик»
  • Рисование «Городецкая игрушка»
  • Лепка городецкой барышни

Выставка поделок, выполненных детьми совместно с родителями из природного материала «Игрушки бабушек и дедушек»

Экскурсии в Русский музей, Этнографический музей. 

Декабрь - февраль

Беседы:

  • «Искусство гжельских мастеров»
  • «Знакомство с профессией гончар»

Чтение художественной литературы: стихи о гжели – «Чашка эта голубая 
о зиме напомнит вдруг», «Узоры Гжели», «Есть в Подмосковье такое местечко», «Незатейливый узор из оттенков краски», «Чудо с синими цветами, голубыми лепестками» и др., авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо», легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет», Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели», чтение загадок о промыслах.

Рассматривание репродукций картин с изображением гжельского промысла, фото предметов Гжели, мультфильма «Петрушка и Гжель» 

Подвижные игры:

  • Народная игра «Краски»
  • «Найди свой цвет»
  • «Монах в синих штанах»

Физминутка «Посуда»

Дидактические игры:

  • «Чем нарисована картина?» 
  • «Составь узор»
  • «Найди отражение»

Художественное творчество:

  • Рисование «Ваза»
  • Аппликация «Лоскутное одеяло для Деда Мороза»
  • Лепка «Чайный сервиз»

Музыка: песня «Сказочная Гжель» (музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого); хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная», «Нижегородская скань», «Мотивы Жостова», «Павлово-Посадские узоры»

Экскурсия в Русский музей для ознакомления с живописью и предметами декоративно-прикладного искусства (роспись).

Создание выставки «Гжель»

Март - май

Беседы:

  • «Знакомство с Хохломой»
  • «Токарь, резчик, ложкарь»

Чтение художественной литературы: 

Сюжетно-ролевая игра «В музее», «Экскурсовод»

Рассматривание репродукций произведений декоративно-прикладного искусства

Дидактические игры:

  • «Что забыл нарисовать художник?»
  • «Разрезные картинки»
  • «Парные картинки»
  • «Найди отличия»

Художественное творчество:

  • Рисование на силуэтах «Золотая Хохлома»
  • Аппликация «Смородина на тарелке»

Музыка: слушание русских народных инструментов, пение частушек, русских народных песен, хороводов

Викторина «Знатоки  народных промыслов»

Защита проекта

Май

Выставка детских работ. 

Открытое мероприятие – праздник «Ярмарка народных промыслов»

Предполагаемые результаты в ходе проведения проекта:

  1. Расширение знаний детей об истории возникновения декоративно-прикладных промыслов, их особенностях.
  2. Организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с народным прикладным искусством будет способствовать повышению интереса и формированию у них нравственно-патриотических качеств.
  3. Дошкольники получат возможность на практике использовать полученные навыки для создания изделий декоративно-прикладного творчества.
  4. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие связной речи, пополнение и активизация словарного запаса.
  5. Привлечение родителей в проектную деятельность. Улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей. Повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье.
  6. Повышение компетентности участников педагогического процесса по вопросам художественно-эстетического воспитания.

Продукт проектной деятельности

  • Альбом «Народные промыслы»
  • Выставка поделок, выполненных детьми совместно с родителями из природного материала «Игрушки бабушек и дедушек»
  • Выставка работ «Ярмарка народных мастеров»

Список использованных источников:

  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;
  2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;
  3. Величко Наина. Роспись техники, приёмы, изделия. Энциклопедия. – М.: «Асс – Пресс», 1999. – 174 с.;
  4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;
  5. Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;
  6. Видео «Гончар» URL: https://youtu.be/iMNp5M0I7G4 (дата обращения: 29.08.2021); 
  7. Видео про Хохлому. URL: https://youtu.be/id0MYTXSoLQ (дата обращения: 29.08.2021);
  8. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с.;
  9. Гжель – история. Видео из цикла «По секрету всему свету». URL: https://vk.com/video-44058923_165073899 (дата обращения: 29.08.2021);
  10. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.;
  11. Дорожин Ю. Г.. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.;
  12. Комарова Т. С. КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128;
  13. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;
  14. Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;
  15. Мультфильм «Петрушка и Гжель». URL: https://vk.com/video289414835_456239017 (дата обращения: 29.08.2021);
  16. Презентация «Профессии в старину».URL: https://youtu.be/G3jOOjLhRfo (дата обращения: 27.08.2021);
  17. Презентация «Редкие профессии на Руси». URL: https://youtu.be/UIfBT3ZISvQ (дата обращения: 25.08.2021);
  18. Ремесло – Хохлома. URL: https://youtu.be/bGL08WfpQsI (дата обращения: 25.08.2021);
  19. Сурьянинова Нина Степановна. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;
  20. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект для детей среднего дошкольного возраста «Народная игрушка»

Проект создан, что бы воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве....

Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ"

Данная пособие разработано в качестве закрепляющего материала по теме "Народные промыслы" в старшей группе детского сада....

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России...

Проект "Знакомство детей средней группы с народной культурой и традициями"

В ходе реализации проекта стимулируем детей к определенным проблемам, предполагающих овладению знаниями. Дети самостотельно решают ряд проблем, и показывают практическое применение полученных знаний....

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Народные промыслы нашего края"

Мероприятие способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами родного края....

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»

Проект «Матрёшка – русская народная игрушка»Пояснительная записка: Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о...

Паспорт творческо-познавательного проекта для детей старшего дошкольного возраста «Народные праздники, народные традиции»

Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фолькл...