МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Нургалиева Мейрамгуль Мерекеевна

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ   СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации. В чем заключается суть мнемотехники, в том, что к каждому слову или словосочетанию придумывается картинка и так весь текст (стихотворение), можно зарисовать схематично, и ребёнок, глядя на эту схему легко воспроизводит информацию.                                                                                         

Что же развивает у детей мненотаблицы?

  • Ассоциативное мышление 
  • Зрительную и слуховую память
  • Зрительное и слуховое внимание
  • Воображение
  • Связную речь
  • Мелкую моторику рук

Мнемотехника строится от простого к сложному. Структура.

                                    

                         Мнемотехнику можно использовать в разных видах  речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

 

  Какие же задачи решает мненотехника?

  • Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  • Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
  • Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  • Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук.
  • Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Список литературы.

  1. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  2. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990.
  3. Интернет ресурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mnemotehnika.docx415.28 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ                                         СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации. В чем заключается суть мнемотехники, в том, что к каждому слову или словосочетанию придумывается картинка и так весь текст (стихотворение), можно зарисовать схематично, и ребёнок, глядя на эту схему легко воспроизводит информацию.                                                                                        

Что же развивает у детей мненотаблицы? 

  • Ассоциативное мышление 
  • Зрительную и слуховую память
  • Зрительное и слуховое внимание
  • Воображение
  • Связную речь
  • Мелкую моторику рук

Мнемотехника строится от простого к сложному. Структура.

                                     ÐœÐ½ÐµÐ¼Ð¾Ñ‚аблицы

                         Мнемотехнику можно использовать в разных видах

 речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ff9/0003a5f0-e41167df/img17.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ff9/0003a5f0-e41167df/img9.jpg

                                           http://xn--40-9kcm2bo9a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/04/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B414-4.jpg 

Какие же задачи решает мненотехника?

  • Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  • Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
  • Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  • Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук.
  • Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Список литературы.

  1. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  2. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990.
  3. Интернет ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мнемотехника как средство развитие речи у дошкольников»

использование мнемотехники в развитии речи с детьми дошкольного возраста...

План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи дошкольников"

План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе

Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство ...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе

Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство разви...

Мнемотехника как средство развития речи дошкольников

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по им...

План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития речи дошкольников"

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного...