МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации. В чем заключается суть мнемотехники, в том, что к каждому слову или словосочетанию придумывается картинка и так весь текст (стихотворение), можно зарисовать схематично, и ребёнок, глядя на эту схему легко воспроизводит информацию.
Что же развивает у детей мненотаблицы?
- Ассоциативное мышление
- Зрительную и слуховую память
- Зрительное и слуховое внимание
- Воображение
- Связную речь
- Мелкую моторику рук
Мнемотехника строится от простого к сложному. Структура.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:
- при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.
Какие же задачи решает мненотехника?
- Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
- Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
- Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Список литературы.
- Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990.
- Интернет ресурсы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 415.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации. В чем заключается суть мнемотехники, в том, что к каждому слову или словосочетанию придумывается картинка и так весь текст (стихотворение), можно зарисовать схематично, и ребёнок, глядя на эту схему легко воспроизводит информацию.
Что же развивает у детей мненотаблицы?
- Ассоциативное мышление
- Зрительную и слуховую память
- Зрительное и слуховое внимание
- Воображение
- Связную речь
- Мелкую моторику рук
Мнемотехника строится от простого к сложному. Структура.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах
речевой деятельности:
- при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.
Какие же задачи решает мненотехника?
- Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
- Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
- Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Список литературы.
- Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/06/picture-936290-1502005834.jpg)
«Мнемотехника как средство развитие речи у дошкольников»
использование мнемотехники в развитии речи с детьми дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1122169-1551278001.jpg)
План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи дошкольников"
План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-914403-1491660698.jpg)
Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе
Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/16/picture-917065-1492366281.jpg)
Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе
Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство разви...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322383-1615913288.jpg)
Мнемотехника как средство развития речи дошкольников
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по им...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/17/picture-936206-1500289098.jpg)
План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития речи дошкольников"
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного...