мнемотехника, как средство связной речи дошкольников
статья по развитию речи

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyamnemotehnika.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника как средство развития связной речи

у детей дошкольного возраста

Столярова Ирина Сергеевна

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь,  как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине . Одним из основных направлений  работы является  познавательное и речевое развитие, проблемы которого особенно актуальны.

Воспитатели, учителя-логопеды часто отмечают, что у многих детей дошкольного возраста существуют проблемы речевого развития. Наиболее типичны:

1. Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы.

2. Лексически бедная, недостаточный словарный запас.

3. Плохая дикция. Употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная.

4. Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

Связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного развития.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

  При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

•        развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

•        перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

•        развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

•        модель должна отображать обобщённый образ предмета;

•        раскрывать существенное в объекте;

•        замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Данная технология имеет:

1.                Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.

2.                Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

3.                Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Отличительные особенности технологии:

•        имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

•        приемы запоминания индивидуализированы;

•        широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание.

Цель технологии

Формирование умений у детей дошкольного возраста управлять поступающей информацией, изображать услышанное, читать рисунки.

Ведущая идея технологии: целенаправленное воспитание словесной памяти у детей с недостатками речевого развития путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.

Перспективность технологии: возможность использования технологии родителями, воспитателями ДОУ, логопедами, психологами.

 В основе технологии лежат следующие принципы:

1.                Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.

2.                Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.

3.                Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.

4.                Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие: 1)мощное развитие визуального мышления; 2)выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); 3)формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование дидактических игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников даёт свои положительные результаты:

Речь детей улучшается .

Увеличивается круг знаний об окружающем мире.

Появляется желание составлять предложения. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложений.

Учатся составлять рассказы из пяти и более предложений. С удовольствием составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки.

Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и обогащается до уровня необходимого ребенку в школе.

Дети допускают меньше грамматических ошибок, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Ребята активнее  работают на занятиях. Улучшается концентрация внимания, наблюдательность, память, усидчивость; повышается творческое воображение, логическое и образное мышление.

Речевая активность повышается, они с желанием общабтся с товарищами и взрослыми. Дети чувствуют себя более уверенно, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вывод: мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей.

Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с использованием приёмов мнемотехники требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Работа с мнемотехникой, как и все остальное , строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младше...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Статья :"Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников."

В статье описана предыстория появления мнемотехники,а так же современные её приёмы,для облегчения запоминания материала и развития связной речи у дошкольников....

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:-Односложная, состояща...

Мнемотехника, как средство связной речи

Мнемотехника, как средство связной речи....

Использование мнемотехники как средство связной речи у детей подготовительной группы

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить...