Консультация для воспитателей «Организация родительского собрания в ДОУ?»
методическая разработка

Чильдинова Анна Викторовна

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация  родительского собрания в ДОУ?»

    Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и дошкольного воспитания. Родительское собрание – это не проста форма связи семьи и дошкольного образовательного учреждения, это университет важной педагогической информации.

     На собрании родителей лучше усадить на большие стулья в круг. В центре круга должно что-то быть, на чем можно сосредоточить внимание.

     На собрании желательно присутствие 2 воспитателей (можно пригласить заведующего, заместителя заведующего, педагога-психолога, если в этом есть необходимость).

     Можно использовать нечто, за что можно держаться (листочки, цветочки)

На одном личточке можно предложить написать имя, место работы, чей родитель,

на другом – ожидания родителей,

на третьем – чем я могу помочь (воспитатель может записать для себя виды помощи родителей).

На следующем собрании можно организовать мини-экскурсию по дошкольному учреждению (воспитатель рассказывает, а родители записывают, что нужно для развития детей) 

Требования к мероприятиям с родителями:

  1. Активизация родителей
  2. Актуальность информационного блока для родителей
  3. Наличие развлекательной части (энерджайзер)
  4. Наличие возможности увидеть своего ребенка
  5. Наличие свободного непринужденного общения между родителями, между родителями и педагогом 

Требования к проведению родительского собрания

1. Плановое групповое родительское собрание проводить 1 раз в квартал.

2. Тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями, задачами и приоритетными направлениями дошкольного образовательного учреждения.

3. Осуществлять предварительную и текущую подготовку к проведению родительского собрания.

4. Осуществлять анализ итогов проведения каждого родительского собрания.

Основные цели родительских собраний:

  • повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, развития и воспитания детей.

Осуществляются эти цели в постановке следующих задач:

  • помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать их в общении;
  • осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания;
  • научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения;
  • овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
  • выработать новые навыки взаимодействия с ребенком;
  • активизировать коммуникации в семье.

Правильно организованное собрание отвечает следующим принципам:

  • проходит с равной активностью родителей и педагогов;
  • участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;
  • тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем;
  • собраний не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными;
  • организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения;
  • решение, к которому приходит родительское собрание, - равноправный договор организаторов и родителей, в котором указывается, как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязательств;
  • итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

2. Максимальная продолжительность – 1-1,5ч.(60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).

3. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Утверждается план совместной работы на учебный год.

4. Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода «сценария», только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

5. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.) и индивидуальной

 ( по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.

6. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы:

-лекция;

-дискуссия;

-социально-педагогический тренинг;

-психологические игры и др.

7. Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Безусловно, впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально. Например: интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п. В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и так далее. 

Основные этапы подготовки родительского собрания:

       1. Выбор темы собрания

  Тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми              ориентирами жизнедеятельности группы, закономерностями развития личности дошкольника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений детского сада и семьи.

  1. Определение целей родительского собрания

(способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний, способствовать сплочению родительского комитета, выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, подвести итоги совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей за квартал, полугодие или учебный год и т.д.).

  1. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме
  1. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания

 (назначаются ответственные: за муз. оформление, оформление помещения и столов и т.д.)

  1. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей

(проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов, беседы с детьми и родителями, заполнение простейших анкет, тестов с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь воспитателю в проведении микроисследований оказывает психолог. Анкеты заполняются дома, до собрания, и их результаты используются в ходе его проведения.

  1. Приглашение родителей и других участников собрания

(желательно пригласить дважды: первый раз за 2-3 недели, второй раз – не позднее, чем за 4-5 дней. Можно вывесить коллективное приглашение, можно приготовить индивидуальные приглашения каждой семье)

  1. Изготовление памяток с советами на тему собрания

(Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом)

  1. Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания

(В конкурсах могут участвовать дети и родители, лучшие работы выбирают родители)

9. Запись ответов детей по теме собрания на магнитафон (если нужно по сценарию)

10. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников

11. Разработка сценария собрания

12. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям

13. Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости)

14. Написание плакатов по теме собрания

15. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания 

Виды родительских собраний

Собрания можно условно разделить:

  • на организационные (составляются и утв-ся планы работы, избирается родит. комитет, распределяются общественные поручения, разраб-ся меропр. с участием родителей);
  • установочные (инструктивные), на кот. родителей знакомят с изменениями в нормативно-правовой базе, воспит.-образовательном процессе;
  • знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения (о рез. психологической диагностики, о заболеваемости и посещаемости, медосмотре и др. без упоминания фамилий детей и родителей;
  • консультативные (обсуждаются групповые мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей);
  • собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
  • совместные с родителями и воспитанниками;
  • тематические;
  • -собрания-диспуты (выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов);
  • собрания-практикумы (направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания);
  • -отчетные (итоговые);
  • информационно-просветительские(педагогическое просвещение членов родительского коллектива). 

Основные этапы проведения родительного собрания

1. Вступительное слово ведущего собрания, представление гостей (5 мин)

 (вступление короткое, эмоциональное, можно использовать музыкальный фон, можно разработать правила родительского собрания (на первом собрании), вывешиваются в родит. уголке (быть пунктуальным, позитивно настроенным, не критиковать и не перебивать друг друга, говорить кратко и по существу вопроса, никого ни к чему не принуждать, соблюдать при необходимости конфиденциальность. Правила должны быть реальными и доступными, не противоречить друг другу)

  1. Анализ анкет родителей (если таковые использовались)

(проводится для более яркого представления обсуждаемой на собрании проблемы (5-7 минут)

  1. Выступление по теме собрания

(оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 минут)

  1. Обсуждение проблемы родителями (20 мин)

(достаточно 3-4 выступлений)

Требования к беседе:

-не следует упрекать и поучать родителей;

-рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии;

-беседу лучше вести при мягком освещении;

-переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой;

-разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжать о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

  1. Анализ воспитателем результатов образовательной работы с воспитанниками по теме собрания

(начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям детей, имеющим проблемы в поведении, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел. Может проводиться самоанализ. Педагог зачитывает основные правила воспитания. Если в семье данное правило выполняется, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда – желтого, если не выполняется – синего (количество фишек не подсчитывается). Подводя итоги этого этапа собрания, педагогу следует подчеркнуть значимость правил воспитания и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

  1. Выполнение практических заданий всеми родителями

(это могут быть: изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание гимнастики для глаз и т.д.)

  1. Совместная работа родителей с детьми

(выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера и т.д.)

  1. Заключительная часть собрания

(подведение итога, определение темы следующего собрания, сроки проведения, запланировать участие родителей в его подготовке. В конце встречи воспитатель благодарит родителей за участие, совместную работу, вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, за успехи в воспитании детей. Можно организовать чаепитие. Воспитатель предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в воспитании, обучении или поведении, для выявления причин этих проблем и нахождении совместного решения.

   Важно следить за временем и завершить собрание-встречу в установленное время. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями

Консультация для воспитателей " Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями: формы работы с семьей, 10 правил проведения родительского собрания, ...

Консультация для воспитателей «Новые подходы в организации родительских собраний в условиях реализации ФГТ»

Данная консультация будет полезна воспитателям. В нейподробно  раскрыты подходы в организации родительских собраний....

Консультация для воспитателей «Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ»

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важ...

Консультация для воспитателей "Как правильно оформить протокол родительского собрания".

Консультация для воспитателей.             Как правильно оформить протокол родительского собрания....

Консультация для воспитателей на тему: «Как проводить родительское собрание в детском саду»

Консультация для воспитателейна тему: «Как проводить родительское собрание в детском саду»...

Родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями. (консультация для воспитателей)

Семья и дошкольное образовательное учреждение  стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Вопрос поиска и осу...