Главные вкладки

    Консультация для воспитателей:"Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями
    учебно-методический материал по теме

    Богомолова Анна Ивановна

    Консультация для воспитателей " Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями: формы работы с семьей, 10 правил проведения родительского собрания, как сделать родительское собрание запоминающимся, признаки успешного проведения собрания, встречи с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultaciya_rabota_s_roditelyami.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       Консультация для воспитателей :

                           «Эффективное  взаимодействие с родителями

              при проведении родительских  собраний  и  встреч с  родителями».

                 Уважаемые педагоги,  сегодня на нашей консультации мы поговорим  о том, как успешно провести родительское собрание и встречу с родителями.

                 Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).

     Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими

     Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
                 Перед нами в настоящее время  остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.
      Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.
      С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.  Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

     Деятельность педагога строиться на гуманистических принципах, которые утверждают:

    1. Все люди разные
    2. Каждая личность неповторима и уникальна
    3. Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях
    4. Жизнь создаётся любовью
    5. Любить человека- значит утверждать его неповторимое существование
    6. Необходимо отделять поведение от сущности человека.

     Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.

    Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости.

     На основе формирования чувства доверия родителей к воспитателям расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать: чувства мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.

     Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.

       Напомню вам формы работы с семьей:

    Формы работы с семьей

    Презентация дошкольного учреждения

    Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

    В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми

    Открытые занятия с детьми  для родителей

    Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

    Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

    Посещение семьи

    Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания и т.д.

    Педагогические беседы с родителями

    Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

    Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

    Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

    Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

    Тематические консультации

    Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

    .Групповые собрания родителей

    На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.

    "Круглый стол" с родителями

    Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

    Конференция с родителями

    На конференции в занимательной форме педагоги и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами

    Наглядная пропаганда

    В работе рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение «проблемных» родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

    Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами.

    Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды, уголок для родителей

    Тематические выставки создаются для родительского коллектива группы. К их оформлению  можно привлекать «проблемных» родителей.

        Остановимся теперь на правилах проведения родительских собраний и встреч.

                    Десять  правил проведения родительских собраний.

    1.Собрание должно запомниться.

    2.Собрание должно заставить задуматься.

    3. Собрание должно настроить родителей на позитивный ,конструктивный лад.

    4.Информационный блок  должен быть хорошо подготовлен.

    5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре  наедине с родителем.

    6. На каждого родителя должно хватить времени.

    7. Собрание – не лекция  и не урок, привлекайте родителей к диалогу.

    8 . Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин.(20 мин.-донести новую информацию,15-20 мин –выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин –индивидуальные вопросы).Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы , учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

    9.Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы ,достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

    10.Будьте изобретательны- проводите каждое собрание по-новому.

                       Чего  не стоит делать на собрании?

        - Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

        - Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

        -  Давать негативную оценку  всей группе.

        -  Использовать для общения  с родителями назидательный тон.

                        Как  сделать собрание запоминающимся?  

           Для этого надо:

        -приводить интересные факты .Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье –это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;

       - спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;

       -рекомендовать упражнения, книги, пособия;

       -менять формы собраний.

              Как настроить родителей на позитивный , конструктивный лад?

     Это значит :

    - Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;

    -Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;

    -Всегда поощрять наиболее активных родителей.

       Чаще смотреть на аудиторию, обращаться  к родителям жестом, взглядом.

        Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально , учесть  это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.

      Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

                          Признаки успешного проведения собраний-встреч:

    -направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;

    -искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими, внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи , участвующих в собрании;

    -способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах , предъявляемых участниками ; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу.

    -умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.

          Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:

    -уважать права  родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;

    - верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны ) способы решения проблемы;

    -эмоционально , словами и жестами , мимикой поддерживать родителей;

    -активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;

    - определяя проблему ,находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями , а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия , прояснять смысл высказываний , говорить о своих чувствах );

    -стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.

                                            Рекомендации  

    по успешному  проведению родительского собрания в ДОУ.

    1.Активизировать обсуждение с помощью вопросов.

    2.Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.

    3.Обеспечить присмотр за детьми.

    4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки , фотографии детей , видео и т.д.

    5. Сделать красивые персональные приглашения.

    6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.

    7.Сообщения должны быть короткими.

    8.Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.

    9.Провести собрание как встречу с друзьями.

    10. Если кто-то не смог посетить собрание , выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.

    11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.

                                           

                                               

                                                                   

               

                                                         

    Родительские собрания в детском саду. Осипова Л.Е.

    Родительские собрания в детском саду. С.В.Чиркова.

    Взаимодействие с родителями в детском саду. Г.А. Прохорова 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нестандартные формы проведения родительских собраний и работа с родителями.

    Родительское собрание и 100% посещаемости. Возможно такое? Да, если подойти к этому мероприятию с выдумкой, компьютером и интернетом....

    Пятишаговая модель консультации для воспитателей по взаимодействию с родителями

    I этап – взаимопонимание, структуирование (1, 2 минуты)            Цель: Наладить контакт с собеседникомОсновные моменты техники: отзеркаливание ...

    консультация для воспитателей: "Формы взаимодействия с родителями"

    Уважаемые  педагоги сегодня мы будем говорить о ваших взаимоотношениях с родителями. Но прежде чем перейти к этому вопросу, давайте поговорим о том, всегда ли конструктивны ваши взаимоотношения с...

    Конспект родительского собрания «Весенние встречи» для родителей подготовительной к школе группы.

    Тема: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Форма проведения: групповая дискуссия с игровыми элементами.Цель собрания: Актуализация знаний родителей по проблеме психологической готовности к шко...

    Консультация для воспитателей. Результативное взаимодействие с родителями в детском саду с целью их педагогического просвещения.

    Данный материал предназначен для воспитателей и педагогов детского сада. В статье рассмотрены несколько эффективные способов взаимодействия педагогов с родителями....

    Анкета для родителей"для проведения родительского собрания на тему "Семь шагов к здоровью" на тему:"Здоровый образ жизни"

    перед проведением за неделю до родительского собрания родителям была предложена Анкета на тему "Здоровый образ жизни"...

    Консультация для воспитателей "Ситуации взаимодействия с родителями"

    Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошколь...


     

    Комментарии

    Корпылёва Наталия Вячеславна

    Очень понравилась ваша консультация!