Консультация для педагогов. «Эффективное взаимодействие с родителями»
консультация

Галина Васильевна Балабанова

Воспитатель в ОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•   Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
• Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
•   Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«покровская средняя общеобразовательная школа»

Рузского городского округа  московской области

(мбоу «покровская сош»)

143121, московская область, рузский район, с. Покровское, ул. Мира, д. 1а

Тел. 8-496-27-61-349, e-mail: pokrschool@list.ru, сайт: http://pokrschool.ru/

Консультация для воспитателей

«Эффективное  взаимодействие с родителями»

Подготовила:

 старший воспитатель

Балабанова Г. В.

Консультация для воспитателей

 «Эффективное  взаимодействие с родителями»

Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Воспитатель в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
•   Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
• Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
•   Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, необходимо осуществлять работу по взаимодействию с семьями дошкольников.

К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие — другое. Непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя. Родители нуждаются в помощи специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности.
Из показателей активности родителей в взаимодействия с воспитателями можно увидеть что: в начале родители не принимают ни какого участия в жизни группы, не интересуются в вопросах гармонизации детско  – родительских отношений. Для изменения данной ситуации воспитателям необходимо разрабатывать подходы и пути для успешной реализации этой ситуации.
          Содержание работы воспитателя с родителями может включать в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми желательно знакомить родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не должны существовать второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе.

Сотрудничество воспитателя и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
В то же время преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Воспитатели и родители вместе в сотрудничестве могут найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит, конечно, воспитателям. Союз, взаимопонимание воспитателей и родителей, их взаимное доверие получится из-за того, что в работу с родителями, воспитатель не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями свидетельствует о том, что воспитатель нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление воспитателя к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начало работы начинается с взаимодействия с теми родителями, которые желают участвовать в жизни группы, поддерживают воспитателя. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Главный критерий  – уровень взаимодействие воспитателя с родителями. К показателям которого можно отнести:

- родители советуются с воспитателями по вопросам гармонизации отношений с детьми;

-  родители стремятся взаимодействовать с воспитателями в большей степени;
- родители заинтересованы, чтобы их дети воспитывались в духовно – нравственной сфере.

Таким образом, значительную часть образовательной работы организованную одновременно с детьми и родителями, в возникающих проблемах, в поставленных задачах надо решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

Помощь в воспитании проводится, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.
         Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на детей.
Для достижения положительных результатов в воспитании детей, родители взаимодействуют с воспитателями, через это общение они лучше видят пробелы в воспитании, или проблемы, которую надо решать в тандеме родители – ребёнок – педагог.

Содержание работы с родителями необходимо реализовывать через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы, консультации. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет, чему – то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение – родители убеждаются в том, что они могут получить поддержку и совет.

Отдельную группу составляют наглядно – информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

Если перед  педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:

  1. Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
  2. Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
  3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне 5 минут?», «Не знаю, может быть, я не совсем права, но всё – таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
  4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё – таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного о своём ребёнке не услышал, он постарается закончить разговор.
  5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу6 неважно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.
  6. Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать свою компетентность, либо действительно найти ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», где предложить родителям написать насущные проблемы воспитания и развития детей, общения с ними, организации режимных моментов и разных видов деятельности. Вопросы, как правило, во всех семьях похожие. Но одни родители не знают, как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других. Сначала интерес к этому журналу будет на эмоциональном уровне, затем на рациональном, а потом родителям захочется живого общения.
  7. Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребенку? Не старайтесь демонстрировать родителям свое превосходство, употребляя в речи сложные психолого–педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
  8. Создавайте общественное мнение с помощью родителей-единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами.
  9. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.
  10. Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, то «загнать его в воду» сложно, но все-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд ли он получит от этого удовольствие.
  11. К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре  с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
  12. Стенд или книжка-раскладушка с материалами, подготовленными и обсуждёнными на родительских собраниях, круглых столах, семинарах-практикумах и конференциях, должны быть доступны родителям, их целесообразно размещать в детской раздевалке, ярко оформлять и печатать крупным шрифтом, чётко структурируя содержание. Там же можно вывесить для родителей лист отзыв и предложений. Чем интереснее подобран материал и чем больше положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее мероприятие.
  13. Создайте библиотеку для родителей. Поместите в неё не только методические пособия, но и всё, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и её практическое применение.
  14. Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных, спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.

Десять  правил проведения родительских собраний.

1.Собрание должно запомниться.

2.Собрание должно заставить задуматься.

3. Собрание должно настроить родителей на позитивный ,конструктивный лад.

4.Информационный блок  должен быть хорошо подготовлен.

5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре  наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Собрание – не лекция  и не урок, привлекайте родителей к диалогу.

8 . Уважайте свое время и время родителей - собрание не должно длиться более 1ч 20 мин.(20 мин. - донести новую информацию,15-20 мин –выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин –индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы , учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

9.Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10.Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.

Чего  не стоит делать на собрании?

    - Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

    - Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

    -  Давать негативную оценку  всей группе.

    -  Использовать для общения  с родителями назидательный тон.

Как  сделать собрание запоминающимся?

Для этого надо:

    -приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье – это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;

   - спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;

   -рекомендовать упражнения, книги, пособия;

   -менять формы собраний.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад? Это значит:

- Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;

-Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;

-Всегда поощрять наиболее активных родителей.

   Чаще смотреть на аудиторию, обращаться  к родителям жестом, взглядом.

    Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть  это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.

  Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

Признаки успешного проведения собраний-встреч:

-направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;

-искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими, внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;

-способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах , предъявляемых участниками ; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу.

-умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.

      Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:

-уважать права  родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;

- верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;

-эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;

-активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;

- определяя проблему ,находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями , а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия , прояснять смысл высказываний , говорить о своих чувствах);

-стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.

Рекомендации  по успешному  проведению

родительского собрания в ДОУ.

1.Активизировать обсуждение с помощью вопросов.

2.Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.

3.Обеспечить присмотр за детьми.

4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки , фотографии детей , видео и т.д.

5. Сделать красивые персональные приглашения.

6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.

7.Сообщения должны быть короткими.

8.Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.

9.Провести собрание как встречу с друзьями.

10. Если кто-то не смог посетить собрание , выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.

11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ.

Консультация представлена для воспитателей ДОУ,  а также родителей детей дошкольного возраста. В консультации представлены некоторые основные игровые упражнения по развитию у дошкольников  к...

Консультация для педагогов «Наши помощники – родители»

«Наши помощники – родители»            Успех художественного воспитания  и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учрежден...

Консультация для педагогов ДОУ "Участие родителей в проектной деятельности"

Консультация поможет воспитателям ДОУ установить взаимодействие с родителями в процессе организации проектной деятельности....

Консультация для педагогов ДОУ «Участие родителей в проектной деятельности»

     Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её роль...

Консультация для педагогов ДОУ и родителей на тему: "Социальный педагог в ДОУ"

            [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20511229","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]      Совсем...