Навыки эмпатии в работе педагога.
статья

Коротаева Галина Юрьевна

Педагогическая эмпатия – эмоциональная особенность педагога, которая играет большую роль в отношениях между участниками образовательного процесса, в восприятии ими друг друга, в установлении взаимопонимания между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_empatii_v_rabote_pedagoga.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Навыки эмпатии в работе педагога.

Одним из важнейших показателей эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, гибкости, эмпатии.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимодействия с другим человеком: ребенком, родителем, коллегой.

Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Педагогическая эмпатия – эмоциональная особенность педагога, которая играет большую роль в отношениях между участниками образовательного процесса, в восприятии ими друг друга, в установлении взаимопонимания между ними.

Одним из важнейших показателей эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, гибкости, эмпатии.

Способность педагога к эмпатии находит выражение в понимании им психологического состояния ребенка на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. Эмпатия – это способность к сочувствию, т.е. умению отразить чувство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимодействия с другим человеком: ребенком, родителем, коллегой. В условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога, которое способствует установлению «успешного общения», сбалансированности межличностных отношений.

Эмпатия - эмоциональное явление, которое включает отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.

Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Ее можно и необходимо развивать. Роль психолога заключается в расширении знаний педагогов о понятии эмпатия и включении их в систему отношений, способствующих пониманию внутреннего мира человека.

С этой целью используется система работы, направленная на развитие эмпатии у педагогов ДОУ как профессионально-личностного качества. Она включает этап теоретический – консультацию, на которой педагоги знакомятся с понятием эмпатия и значении этого свойства личности в общении. Второй этап – практический, заключающийся в проведении тренинговых упражнений, на которых формируется опыт в решении задач, требующих проявления эмпатии.

Большое значение в этой работе имеет метод диалогового общения, который располагает рядом эмоционально-интеллектуальных приемов, способствующих становлению и развитию эмпатической культуры. Вот некоторые из них:

Идентификация – это способ понимания путем переноса себя в ситуацию, позицию другого человека. Это помогает понять его внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства.

Резюмирование – прием, когда подводятся итоги основных идей и чувств собеседника, высказанные им в ходе разговора. Это дает уверенность в точности восприятия сообщения собеседника. «Зеркало» - прием повторения последней фразы с изменением порядка слов, что помогает собеседнику осмыслить свое же высказывание. Такой прием направлен на установление взаимопонимания.

«Имя собственное» - при общении с собеседником чаще следует обращаться к нему по имени, что вызывает не всегда осознанное им чувство удовлетворения

Подбадривания и заверения – это приемы подтверждения того, что педагог хочет принять мысли чувства собеседника. Примеры таких реакций: «Да, я понимаю твое состояние», «Приятно слышать» и др.

Эмоциональный отклик – это отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явления и ситуации. Внешне это выражается в мимике, речи, пантомимике.

Предлагаемые приемы стимулирования процесса формирования эмпатической культуры педагога в ходе диалогового общения способствуют использованию еще одного приема – установления личного контакта.

Личный контакт может быть тактильным (прикосновение), визуальным – посредством взгляда, вербальным – с помощью слов, пластический – выраженный жестом. Наиболее ценным является взгляд, сосредоточенный на лице, таким образом, что ваш собеседник чувствует понимание и ощущает веру в себя.

Большое значение в плане эмоциональной значимости имеет такой прием как положительное подкрепление. Это воздействия на человека, вызывающие удовлетворение происшедшим или произведенным. Этот прием подчеркивает достоинства самой личности, а не только его действий и поступков. Подкрепление может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах руки), тактильным (поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение сувениров, цветов), действенным (предложение чего-либо, уступка).

Все эти приемы включены в упражнения, которые входят в тренинговые занятия. Участие в них дает возможность эмоционального познания другого человека посредством чувствования, вхождения, включения в данное состояние и в данные обстоятельства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование Тема: Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожногодвижения и профилактики ДТП с участием детей.

Тема:Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожногодвижения и профилактики ДТП с участием детей....

Консультация для педагогов «Значение эмпатии в работе педагога с воспитанниками».

Способность педагога к эмпатии на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально-личностных характеристик. Для того чтобы педагог мог максимально точно понять ребенка, помочь ему в решен...

Программа саморазвития «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей»

     Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деят...

Сообщение из опыта работы педагога-психолога на тему: «Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием кинезиологических упражнений»

Актуальность.  Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается ...

Применение интерактивных форм и методов работы педагога по формированию навыков здорового образа жизни

В воспитательном мероприятии представлены интерактивные упражнения, помогающие людям преодолевать проблемы ПАВ-зависимостей с тем, чтобы они могли вести здоровую, свободную от наркотиков, алкоголя, та...

Формирование навыков эмпатии в играх, связанными с тактильными восприятиями.

Цель: Формировать у детей умение оказывать помощь всем тем, кто в нас нуждается, что в наших силах. Овладению такими средствами общения, как добрый ласковый голос, умение слушать, улыбка, контакт глаз...