Главные вкладки

    Программа саморазвития «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей»
    рабочая программа по обж (старшая группа) на тему

    Шакина Татьяна Владимировна

           Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

           Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

         Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_samorazvitiya.docx72.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №4».

                                                                                                                                                                                                      Утверждаю:

    заведующая МБДОУ «Детский сад № 4»

     _______________________Е.И. Толмачева

    «___» ________________________ 2017г.

                            Программа  саморазвития педагога по теме

    «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей»

                                                                                                                                                                     Составила воспитатель  

                                                                                                                                                            Т.В.Шакина

    г. Саров, 2017  г.

    1. Актуальность.

           Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

           Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

         Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

    2. Пояснительная записка

           Изучение правил дорожного движения в детском саду необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах на дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Мы привыкли к обилию машин на дорогах, считая их частью нашей жизни, и совершенно забываем об опасностях, которые с ними связаны. А ведь под колёсами машин погибает огромное количество людей. И каждый десятый погибший - ребёнок! Но невозможно представить, что человек совсем откажется от транспорта, в целях личной безопасности. Конечно, транспорт нам необходим, но нельзя при этом забывать о мерах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей в государственном масштабе. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности и жить которым, придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Наши дети будут не только пешеходами, им предстоит быть и водителями, поэтому надо донести до их сознания, что пешеходы и водители взаимосвязаны. На дорогах страдают не только пешеходы по вине водителей, но и водители по вине пешеходов. Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Построение работы по обучению ребёнка правилам дорожного движения должно проводиться по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей второй младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята старшей группы: ведь большинство из них станут сразу после детского сада самостоятельно ходить в школу. И здесь, главная проблема - невнимательность детей на дороге, не достаточно быстрая реакция при решении дорожных ситуаций, т. к. внимание у детей дошкольного возраста является рассеянным. Важно научить ребёнка сосредоточиться в нужный момент, адекватно оценить обстановку на дороге. Поэтому необходимо  обучать детей правилам дорожного движения в комплексе с мероприятиями валеологического плана, а так же через все виды деятельности. 

    Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. 

    1.Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма
    2.Второй путь  – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример  взрослых.
    3.И, наконец  – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
    Причины дорожно-транспортных происшествий
    Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
    Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения). 

    Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов). 

    Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр). 

    Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями). 

    Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

    • Физиологические

    Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны. 

    поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. 

    реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 се. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. 

    • Психологические

    У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно. 

    Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина. 

    Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.  

    ЦЕЛИ:

    1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
    2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

    ЗАДАЧИ:

    1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
    2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
    3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
    4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
    5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
    6.  Сплотить детский коллектив.

    ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

    1. Знакомство с художественной литературой.

    2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

    3. НОД.

    4. Развлечения и досуги.

    5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

    2. Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

    3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

    4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

              В начале работы по данной теме мной был разработан перспективный план, подобрала и ознакомилась с методической литературой. Для работы с детьми был обновлен  «Уголок дорожного движения», атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические и настольные игры: «Транспорт», «Дорожные знаки», «Спецрейс», «Правила дорожного движения, «Азбука пешехода», подборка художественной литературы.

         Демонстрационный материал: «Игры в папке», «Азбука безопасности на улице, во дворе», «Правила дорожного движения», «Ситуации на дороге», макет дороги; коллекция спец. машин, дорожные знаки.

       Для активизации самостоятельной деятельности детей в данном направлении работы особое внимание было уделено созданию предметной развивающей среды, так как она стимулирует ребенка к активной творческой деятельности.

          Мероприятия были составлены с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие (ознакомление с правилами ПДД), развитие речи, социализация окружающего пространства, ручной труд, изобразительная деятельность.

    Октябрь

          В октябре  все мероприятия по данной теме были направлены на повторение знаний, полученных в младшей и средней группах.

    - просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»).       Цель: запомнить правила дорожного движения;

    - рисование по мультфильму «Светофор» (серия «Смешарики»);

    - целевая прогулка «Мы по улице идем» Цель: закрепить знания об одностороннем и двустороннем движении;

    - отгадывание загадок по ПДД. Цель: обучать детей находить отгадку по описанию.

    - сюжетно-ролевая игра «Такси». Цель: закрепить знания детей о профессии «таксист»

    - дидактическая игра «Легковой и грузовой транспорт». Цель: закреплять умения различать грузовой и легковой транспорт.

    - выставка  детских работ «Городской транспорт».

    ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

    -создание уголка по Правилам дорожного движения, подбор литературы по ПДД.

    Ноябрь

             В ноябре ребята познакомились с такими понятиями, как «переход», «проезжая часть дороги», «дорожные знаки».

    - просмотр презентации «Правила дорожные знать каждому положено»;

    - просмотр развивающего мультфильма «Дорожные знаки для детей со стихами» Цель: знакомство с дорожными знаками;

    - сюжетно-ролевая игра «Пешеходный переход»;

    - чтение «Автодорожных стихов»;

    - подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». Цель: правильно выполнять действия на определенный цвет светофора, умение ориентироваться в пространстве

    - рисование на тему: «Дорожный знак».  Цель: закрепить знания о дорожных знаках и их назначении.

    ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

    -настольная игра «Дорожные знаки», Домино «Дорожные знаки»

    Декабрь

           Детям было предложено познакомиться с работой регулировщика, а также ребята узнали  кто такие «участники дорожного движения» (пассажир, пешеход, водитель).

    - просмотр презентации «Я - пассажир и пешеход»;

    - сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» Цель: учить правильно вести себя в общественном транспорте;

    -  чтение главы из книги С. Михалкова «Дядя Степа- милиционер».  Цель: расширить знания детей о работе регулировщика;

    - подвижная игра «Будь внимателен». Цель: воспитывать действовать по звуковому сигналу;

    - лепка «Пешеходы на улице нашего города».  

    ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

    - создание альбома «Участники дорожного движения»

    Январь

          Продолжение работы с детьми  по ознакомлению с безопасными правилами дорожного движения.

    - просмотр мультфильма «Правила дорожного движения с тетушкой Совой»;

    - коллективная работа «Макет улицы» (рисование, аппликация, лепка, конструирование из подручных материалов).

    - сюжетно-ролевая игра «Автобус». Цель: закреплять знания об автобусе, его назначении

    Февраль

           В разных формах детям было предложено разобрать серьезные опасные ситуации на дороге.

    -  рассматривание плакатов «Дорожные происшествия». Цель: воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации;

     -  рисование «Островок безопасности» Цель: развивать наблюдательность, внимание, умение изобразить безопасное место на улице;

    - просмотр мультфильма «Торопыжка. Правила дорожного движения. Цель: продолжать изучать правила дорожного движения ;

    - сюжетно-ролевая игра «Опасные ситуации на дороге»;

    - дидактическая игра по правилам дорожного движения «Подумай и ответь».

    - чтение М.Дружинина «Служебные машины» Цель: закреплять знание машин специального назначения

    ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

    -наглядный плакат «Специальный транспорт»

    Март

    Закрепление знаний о ПДД.

    - чтение С.Волкова «Правила дорожного движения» Цель: закреплять знания ПДД;

    - чтение М.Пожарского «Машины». Цель: обучать детей внимательно слушать и понимать содержание прочитанного, закреплять знания о транспорте;

    - дидактическая игра «Назови правильно». Цель: закрепить понятия «справа» «слева» «снизу» «сверху» развивать умение ориентироваться в пространстве;

    - рисование на тему «Мой дом – моя улица». Цель:  закрепить представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свой впечатления.

    ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

    -дидактические игры: «Какие бывают машины», «О чем говорит знак»

    Апрель

    - просмотр презентации «История автомобиля». Цель: познакомить детей с историей автомобиля;

     - изготовление книжки-самоделки «Дорожная азбука» Цель: воспитывать усидчивость, продолжать запоминать Правила дорожного движения.

    - Агитбригада  «Правила дорожные знать каждому положено/№

    Работа с родителями:

          Памятка родителям о дорожной безопасности, рисование «Безопасный путь от дома к детскому саду», памятка для родителей и детей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге», выставка рисунков «Я по улице иду», памятка для родителей «Дорожные ловушки»

            Для родителей подготовлена папка-передвижка с консультациями. «Учим правила дорожного движения». «Правила поведения в общественном транспорте». «Твои помощники на дороге - дорожные знаки». созданы и изготовлены памятки для родителей «Советы родителям юных пешеходов» «Знай  правила дорожного движения».

    Участие в конкурсах:

    - Всероссийская викторина  «Азбука безопасности по ПДД» (победитель Кашеваров Владимир);

      - Всероссийская викторина «Безопасная дорога» (Белоусов Вадим  2 место);

      - Всероссийский конкурс «Формирование безопасности жизнедеятельности у дошкольников в условиях ФГОС»  (Шакина Т.В. –3 место).

    - Городской  конкус  « Дядя Степа – полицейский»

          Работа по развитию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и транспорте будет продолжена в новом учебном году.

    Список источников и литературы к изучению: 

    1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2012.

    2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

    3. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 2009.

    4.«Какой у вас воспитанный ребенок! Правила этикета в стихах, сказках и рассказах» Е. Позина, Т. Давыдова.

    5. Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД  Т.И. Данилова.

    6. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина .2013.

    7. «Как научить детей ПДД?» Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры  Т. П. Гарнышева

    8. «Ребенок на улице» цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения Л. А. Вдовиченко.

    9.Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.

    10. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 2008.

    11. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М., 2007.

    12. Добрушин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. — СПб., 20012.

     13. Майорова Ф.С Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. — М.: Скрипторий, 2015.

    14. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М., 2012.

    15.Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М.: Аванта +, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самообразование Тема: Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожногодвижения и профилактики ДТП с участием детей.

    Тема:Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожногодвижения и профилактики ДТП с участием детей....

    Формирование навыков безопасности дорожного движения у младших дошкольников

    Статья о необходимости формирования навыков безопасности дорожного движения у младших дошкольников....

    План самообразования на 2014-2018 гг. "Формирование навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДДТТ с участием детей»

    Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями осо...

    Формирование навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДДТТ с участием детей в условиях ФГОС

    C самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учрежден...

    Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников.

    Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников...

    Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников.

    Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников...

    Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников

    Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки нац...