Статья "Методическая сказка как способ объяснения нового материала"
статья

Полякова Светлана Владимировна

Методическая сказка как способ объяснения нового материала в работе воспитателя детского сада

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok1.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар  

Методическая сказка как способ объяснения нового материала в работе воспитателя детского сада

 

Воспитатель: Полякова Светлана

Владимировна

Проблема активности форм обучения дошкольников в настоящее время становится одним из основных направлений педагогической теории и практики. Развитие интереса к учебе, желания познавать новое, расширение кругозора воспитанника, реализация творческого потенциала ребенка – важнейшие задачи, стоящие перед воспитателем. Облегчить эту задачу поможет сказка. Являясь отличной базой для развития фантазии и воображения, вызывая живой интерес у ребенка, сказка нацелен на то, чтобы в игровой форме донести до ученика необходимые знания.

Сказка – один из жанров фольклора либо литературы. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Это оптимальный способ, который позволяет объяснить младшему школьник практически любой материал быстро и легко.

Сказка – наиболее удобная и подходящая форма объяснения нового материала.  Объяснение нового материала – неотъемлемая часть занятий в садике. От качества объяснения зависит уровень усвоения материала, результат обучения дошкольников. И, конечно же, необходимым условием для успешного усвоения нового материала является их заинтересованность. Нередко бывает, что в начале занятий дети стесняются, боятся ответить на вопрос неправильно, чувствуют себя некомфортно. Сказка помогает преодолеть скованность, раскрепощает ученика, способствует быстрой адаптации ребенка. Так же такая форма занятия подходит и для излишне активных детей, потому что занимает их воображение, увлекает и помогает настроиться на дальнейшее занятие.

Проблема организации условий, положительно влияющих на формирование познавательной активности в дошкольном возрасте, на протяжении многих лет занимает одно из главных мест в педагогических и психологических исследованиях. Этой теме были посвящены исследования Л. И. Бажович, А. А. Вербицкого, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др.

Исследователями выделяется особый вид – дидактическая сказка. В них заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.

Дидактические сказки, как отмечает Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «являются продуктами нашего времени». Это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

Учебная задача в дидактической сказке не ставится прямым образом перед детьми, поэтому усвоение учебного материала происходит непроизвольным образом, что повышает интерес ребенка, стимулирует и повышает эффективность овладения конкретным учебным материалом, помогает социально адаптироваться, так как изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. То есть учебные задания и информация «подаются» в форме дидактических сказок.

Дидактическая сказка может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления.

В ФГОС дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен быть субъектом образовательной деятельности. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника. Построение непрерывной образовательной деятельности с применением дидактической сказки, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия, безусловно ведет к развитию его познавательной активности.

По мнению психологов, умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам деятельности. А сказка, где есть разграничение добра и зла, волшебства и картины мира народа, к которому она принадлежит, служит источником эмоций, закладывает в душе каждого ребенка понятия о моральных и этических ценностях, учит сочувствовать, верить, развивает умения взаимодействовать с окружающими, воспитывает гармоничную личность ребенка, что позволяет расширить познавательную и волевую сферу младшего школьника.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда...

"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"

Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  ...

Рифмование как способ подачи образовательного материала

Статья о применении кратких стихов, рифмовок на занятиях с дошкольниками....

Театрализация сказки "Красная шапочка на новый лад" (по мотивам сказки "Красная шапочка" (Шарль Перро)

сценарий театрализованной деятельности в детском саду для старшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Способы введения новой игрушки»

Для того, чтобы все позитивные свойства игрушки в достаточной мере проявились, игрушки нужно правильно вводить в детское пространство.Как же правильно ввести новую игрушку в детскую игру? Существует н...

Рисование как способ запомнить новые слова и грамматику

Рисование на английском языке является одним из самых интересных занятий для дошкольников. Они очень любят создавать своими руками шедевры, а потом украшать их различными цветами. Именно поэтому испол...

Мастер - класс по теме "Способы использования неоформленного материала в детской игре "

Регулярное пополнение группы неоформленным материалом способствует интересу детей к игре, пробуждает их фантазию и развивает творческие способности....