Дополнительная общеразвивающая программа «Вместе весело шагать»
рабочая программа (средняя группа)

Татьяна Михайловна Марченко

Целью данной программы является позитивная социализация детей разных национальностей в возрасте с 4 до 5 лет средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками разных национальностей и взрослыми (в том числе моральным).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»  

«Вместе весело шагать»

 

(дополнительная общеразвивающая программа

 по социально-коммуникативному развитию

для детей средней группы разных национальностей)

 

Исполнитель:

Марченко Татьяна Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 24.

Ленинск-Кузнецкий

 

Вместе весело шагать.  Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет разных национальностей – Ленинск-Кузнецкий: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24» - 2019г. – 14с.

Составитель Марченко Т.М., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №24,  

 

Данная дополнительная общеразвивающая программа «Вместе весело шагать» для детей 4-5 лет разных национальностей составлена на основе парциальной программы по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию Коломейченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Дорогою добра». Занятия для детей 4-5 лет по социально-коммуникативному развитию.

Целью данной программы является позитивная социализация детей разных национальностей в возрасте с 4 до 5 лет средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками разных национальностей и взрослыми (в том числе моральным).

Занятия-игры проходят один раз в неделю, длительностью по 20 минут.

Данная программа адресована  воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение детей дошкольного возраста 4-5 лет разных национальностей. Срок обучения – 1 год (36 часов).

Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае - итоговые.

Содержание

 

1.Пояснительная записка ……………………………………………………..4

2.Учебно-тематический план …………………..……………………………..9

3. Содержание программы………………………………………………..…..11

4. Условия реализации………………………………………………………..12

5.Список литературы………………………………………………………....14

  1. Пояснительная записка

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших направлений педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий яркое выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном  развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества». Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. предусматривается  развитие дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Нормативно-правовую основу для разработки дополнительной общеразвивающей программы «Вместе весело шагать» составляют:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  2. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Цель: социализация детей средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); развитие игровой деятельности детей.

Задачи:

  1. Приобщать детей средней группы к общепринятым нормам.
  2. Обучать дошкольников  правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  3. Активизировать игровую деятельность детей в социально-коммуникативном направлении.

Принципы отбора содержания дополнительной общеразвивающей программы по социально-коммуникативному развитию «Вместе весело шагать» для детей средней группы (по Л. В.Коломийченко):

·  принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;

·  принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;

·  принцип прогностичности, ориентирующий на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;

·  принцип системности, предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;

·  принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т. д.) и его реализацию в разных видах деятельности.

Данная дополнительная общеразвивающая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Дополнительная общеразвивающая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей средней группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Занятие-игра 20 минут, 1 раз в неделю.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы по социально-коммуникативному развитию «Вместе весело шагать» – 1 год с детьми 4-5 лет средней группы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- знание и выполнение правил поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;

- умение дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям, в том числе изображенным;

- умение определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;

- имеет предпочтение в игре;

- договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет;

- оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами, может объяснить сверстникам правила.

Тестирование проводится только с письменного согласия родителей.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям. Используются следующие методы: наблюдение,  проблемная (диагностическая) ситуация,  беседа.

– диагностика по социально-коммуникативному развитию детей 4-5 лет (автор Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева);

 

Показатели уровня овладения детьми программы:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру.

  1. Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

диагностика

диагностика

4

Мы такие разные

Чтение узбекской народной сказки «Эгры и тугры»

1

Беседа «Эгры и Тугры» (узбекская народная сказка)

1

Социо-коммуикативная игра «Ласковые имена»

1

Сюжетно-ролевая игра «Узбекский День рождения»

1

Моя семья

Рассказ из личного опыта «Летние впечатления» (семейный отдых)

1

Игровое упражнение «Давай поговорим»

1

Пальчиковая игра «Пальцы — люди добрые, пальцы — люди злые». Упражнения в уголке эмоций.

1

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

1

 Социо-коммуникативные игры

«Разговор через стекло»

1

«Зеркало»

1

«Подарки»

1

«Мы похожи?»

1

Дружные ребята

Чтение узбекской сказки «Жадная собака»  

1

Беседа по узбекской сказке «Жадная собака»

1

«Литературный калейдоскоп» (чтение стихов о дружбе)

1

Рассматривание сюжетных картинок «Дружные ребята»

1

Вместе весело шагать

Заучивание песни «Вместе весело шагать по просторам»

1

Беседа-рассуждение  «Что такое дружба»

1

Чтение «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

Сюжетно-ролевая игра «В гости к другу»

1

Как общаются узбеки и русские

 Чтение узбекской сказки «Золотой арбуз (три арбузных семечка)»

1

Пазлы-загадки  «Собери картинку по сказке»

1

Презентация «Как общаются узбеки и русские»

1

Беседа «Буду делать хорошо и не буду плохо» (о поступках героев узбекских сказок)

1

Чтение узбекской сказки «Скорпион и черепаха»

1

Беседа по узбекской сказке «Скорпион и черепаха»

1

 Рассказывание узбекских сказок.

1

Рисование «Узбекские сказки»

1

диагностика

диагностика

4

Итого:

36

  1. Содержание программы

Программа направлена на позитивную социализацию детей средней группы; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); на развитие игровой деятельности детей.

Программа способствует воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, развитию умения самостоятельно объединяться для совместной игры, развивает у детей умение заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывает организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.   Формирует такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.   Воспитывает уважительное отношение к окружающим. Формирует умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формирует умение спокойно отстаивать свое мнение.

В средней группе продолжается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации.

Условиями реализации дополнительной общеразвивающей программы «Вместе весело шагать» является организация образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей; учебная нагрузка составляет 36 часов в год. Формы организации: игровая деятельность, беседы, заучивание стихов, загадок и песен, пантомима.

Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка 4-5  лет, самостоятельной деятельности детей.

Двигательная деятельность организуется при проведении организованной образовательной физкультурной деятельности, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.

Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка средней  группы в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на позитивную социализацию детей; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания. 

Ритуалы приветствия - прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Занятия начинаются общим рукопожатием перекрещенными руками и пожеланиями всем здоровья и добра. В ритуал приветствия также входят вопросы: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?», «Как прошли ваши уроки?» и т.д. В данный ритуал должны быть включены все дети. Ритуал прощания включает в себя как настрой на продолжение работы в следующий раз, так и выработку уверенности для каждого ребёнка, что ему всегда рады, его ждут на следующем занятии. 

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и воспитателю. 

Работа с родителями.

  1. Родительское собрание «Социально-коммуникативное развитие детей в условиях межнационального общения»
  2. Консультация для родителей «Обучение дошкольников  правилам взаимоотношения со сверстниками разных национальностей посредством знакомства со сказками народов мира».
  3. Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра своими руками» (разрезные картинки «Угадай сказку»).
  4. Педагогическая гостиная «Социо-коммуникативные игры, направленные на сплочение детей разных национальностей».
  5. Выставка детско-родительского творчества «Нарисуем национальную сказку».

4. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Основным местом для организации образовательного процесса с детьми является  групповая комната, где каждому ребёнку обеспечивается личное пространство: стол,  стул. Мебель подбирается в соответствии с ростом и возрастом детей.

Пространство групповой комнаты разграничено: имеется центр для иллюстративного материала, дидактического пособия, демонстрационного и раздаточного материала, центр художественной литературы, центр настольно-печатных игр, имеется библиотека методической и художественной литературы.

Оборудование помещения безопасно, эстетически привлекательно, носит развивающий характер. Предметно-пространственная среда групповой комнаты создаёт комфортное настроение, содействует эмоциональному благополучию детей.

Оборудование и технические средства, используемые в образовательном процессе:

Наименование
  Количество (шт.)
Магнитофон
             1
Колонки
2
 Разрезные картинки-пазлы
1 набор на каждого ребенка
Дидактические игры
8

Методическое пособие по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию.

1

Картотека  игр

1

Демонстрационный, иллюстративный материал.

10

Методы и приемы

Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи с этим в программе предложено большое количество игровых упражнений. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации,   проводятся физкультминутки.

 Наглядные  методы в сочетании со словесными методами активизируют у детей дошкольного возраста интерес к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). В программе процесс обучения детей  строится, опираясь на наглядность, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей о социально-коммуникативных качествах необходимых человеку в современном мире.

Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В программе активно используется организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, а заканчивается ритуалом прощания. В программе используются вербальные (словесные, игровые, наглядные) и невербальные (жесты, мимика, пантомимика) методы и средства общения.

Использование разнообразных методов и приемов способствует решению поставленных целей и задач в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы  по социально-коммуникативному развитию детей средней группы «Вместе весело шагать».

Список литературы

  1. Буре Р. С. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях [Текст]: учеб. пособие / Р.С. Буре  – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 105 с.
  2. Буре Р. С.  Дружные ребята [Текст]: учеб. пособие / Р.С. Буре  . М.: Просвещение, 2002. – 80с.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  4. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра [Текст]: учеб. пособие. / Занятия для детей 6 – 7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.И. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 320 с.
  5. Михайленко И. Я. [Текст]: учеб. пособие / И. Я. Михайленко, Н. А. Короткова Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Сфера, 2008. – 160с.
  6.  Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком? [Текст]: учеб. пособие / И. Я. Михайленко, Н. А. Короткова М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
  7. Насонкина С. А. Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете [Текст]: учеб. пособие / С. А.Насонкина. СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 16с.
  8. Островская Е. Н. Главные правила поведения для воспитанных детей [Текст]: учеб. пособие / Островская Е. Н. М.: АСТ, 2007. – 96с.
  9.  Смирнова Е.О. Детская психология [Текст]: Учеб. студентов высших  пед.учеб. заведений. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Вместе весело шагать"

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами су...

Дополнительная общеразвивающая программа "ВМЕСТЕ"

Программа создана  и реализуется  совместно с родителями детей старшего возраста. Цель :Создание единого образовательного пространства как основы для решения задач по формированию культуры б...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Дополнительная образовательная программа "Вместе весело шагать"

Программа по степ-аэробике разработана для детей 5- 7лет....

Программа "Вместе весело шагать" Физкультурно-оздоровительные игровые сеансы для детей раннего и младшего возраста

СОДЕРЖАНИЕЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка………………………………………………..…....

дополнительная общеразвивающая программа «Школа веселых мячиков»

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа«Школа веселых мячиков»(с использованием здоровьесберегающих  технологий)...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) ( стартовый уровень)

Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития)  имеет социально – гуманитарную направленность. Возраст обучающихся – 3-4 лет. Срок ...