Методические разработки для педагогов. Утренний и вечерний круг.
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Гапон Марина Андреевна

Утренний и вечерний круг это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

В нашем садике мы назвали круги "Солнечный круг" и "Лунный круг".

Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми комплексами круга младшей и средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс №1

Солнечный круг. Тема: «Детский сад»

Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.

Приветствие: «Наша группа»

Ход: Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!

Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!

Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,

Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!

Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!

Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!

Проблемная ситуация: Детский сад – мой второй дом? Кто работает в детском саду? Что есть в детском саду? Зачем нужно ходить в садик? Что вы хотите делать в садике?

Цель: обсудить с детьми смысл данного выражения. Предложить рассказать, что общего между детским садом и домом. Рассказать, кто работает в детском саду. Вспомнить, какие помещения в детском саду для чего предназначены.

Игра: «Угадай кто»

Цель: дать представление о работниках детского сада.

Ход: 1-й вариант. Определить профессию по картинке.

2-й вариант. Определить профессию по показу воспитателя, детей.

Пальчиковая игра: «Наш детский сад, наша группа»
Ход: Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке

Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем

Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише не шуми,

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,

В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)

Работа с календарем. Обсуждение планов на день, объявление центров активности, прочих новостей.

«Лунный круг»

Цель: учить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Игры:  «Угадай по форме», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию».

Беседа о прошедшем дне, пожелания детей.

Комплекс №2.

Солнечный круг. Тема: Осень.

Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.

Приветствие: «Мы скажем небу: «Здравствуй!»

Ход:

Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца.

Проблемная ситуация: Что такое осень? Что изменилось на улице? Как стали выглядеть деревья? Как изменилась погода? Что идет после осени?

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учит детей устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Краткое содержание: Познакомить с осенними месяцами, вспомнить признаки осени

Д/игра: «С какого дерева лист?»

Цель: совершенствоватьумение дифференцировать,  деревья по их стволам и листьям, развивать внимание,наблюдательность,память,воображение

Ход: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Пальчиковая игра: «Осень»

Ход: Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь.

Работа с календарем. Обсуждение планов на день, объявление центров активности, прочих новостей.

«Лунный круг»

Цель: учить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Игры:  «Угадай по форме», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию».

Беседа о прошедшем дне, пожелания детей.

Комплекс №3.

Солнечный круг. Тема: Игрушки.

Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.

Приветствие: «Здравствуй, солнце золотое!»

Ход:Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Проблемная ситуация: Для чего нужны игрушки? У вас есть любимые игрушки? Какие бывают игрушки? Как нужно ухаживать за игрушками? Что делать, если игрушка сломалась?

Игра «Чего не стало?»

Цель: Развитие зрительного внимания.

Ход игры: На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.

Пальчиковая игра:

Антошки есть игрушки. 
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка. 

Работа с календарем. Обсуждение планов на день, объявление центров активности, прочих новостей.

«Лунный круг»

Цель: учить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Игры:  «Угадай по форме», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию».

Беседа о прошедшем дне, пожелания детей.

Комплекс №4.

Солнечный круг. Тема: «Овощи»

Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.

Приветствие: «Давай с тобой обнимемся»

Ход:

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним!

Проблемная ситуация: Что такое овощи? Зачем нужны овощи? Какие бывают овощи? Что такое витамины? Где спряталась витаминка?

Цель: закрепить знания детей о видовом разнообразии овощей.

Краткое содержание: Рассказать детям о пользе витаминов, и в каких овощах, какие витамины содержатся.

Игра: «Во саду ли, в огороде»

Цель: Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей.

Ход: Играют 2 ребёнка или 2 группы детей. Воспитатель даёт одному ребёнку (группе) картинку с изображением огорода, а другому ребёнку (группе) картинку с изображением сада. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей. Ребёнок (группа) у которого картинка с изображением огорода собирает овощи, а ребёнок (группе) у которого картинка с изображением сада собирает фрукты. В конце игры дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

Игра: «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»

Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.

Ход: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить. Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание..

Пальчиковая игра: 

«Овощи»
Ход: 

У Лариски –

Две редиски.

У Алёшки –

Две картошки.

У Серёжки сорванца –

Два зелёных огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да ещё у Петьки –

Две хвостатых редьки.


Работа с календарем. Обсуждение планов на день, объявление центров активности, прочих новостей.

«Лунный круг»

Цель: учить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Игры:  «Угадай по форме», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию».

Беседа о прошедшем дне, пожелания детей.

Картотека №5.

Солнечный круг. Тема: Воспоминания о лете.

Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.

Приветствие «Доброе утро!»:

Ход приветствия:

Взявшись за руки, дети вместе произносят: «Доброе утро!» - сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко. Повтор 2-3 раза.

Проблемные ситуации: Что такое лето? Что вы делали летом? Какая летом была погода? Что вы будете делать в следующее лето? Что растет летом?

Цель: углублять знания детей о лете.

Игра «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Пальчиковая игра: ЛЕТО”

Вот за что люблю я лето?  

(Загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Раз - Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!

Работа с календарем. Обсуждение планов на день, объявление центров активности, прочих новостей.

«Лунный круг»

Цель: учить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Игры:  «Угадай по форме», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию».

Беседа о прошедшем дне, пожелания детей.



Предварительный просмотр:

Комплекс утреннего и вечернего сбора детей  №1

Сентябрь  I,II недели

Солнечный круг. Тема: «Наша группа, детский сад»

Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.

Приветствие: «Давайте познакомимся»

Ход: «Давайте за руки возьмемся и скажем : «Всем, всем, всем привет! ( все берутся за руки и  произносят слова). 

Воспитатель: теперь, будем знакомиться, тот, у кого в руках окажется игрушка, громко называет своё имя и фамилию, остальные стараются запомнить. Первым своё имя и отчество называет ведущий.

Проблемная ситуация: Как называется наша  группа? На каком этаже находится ваша группа? Как вы думаете, для чего нужны детские сады? Кто работает в детском саду? Что есть в детском саду? Зачем нужно ходить в садик? Что вы хотите делать в садике?

Цель: обсудить с детьми смысл данного выражения. Предложить рассказать, что общего между детским садом и домом. Рассказать, кто работает в детском саду. Вспомнить, какие помещения в детском саду для чего предназначены.

Д/и «Дружные ребята»

Цель: воспитывать у детей дружеские чувства и доброжелательные отношения.

Таня, Танечка, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

В хоровод скорей входи,

Плясовую заводи!      Под музыку дети исполняют плясовые движения.

Саша, Сашенька, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

За руки возьмем друг друга,

Побежим мы все по кругу!

Лена, Леночка, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

Ты старайся не зевать,

А быстрее мяч поймать!     Воспитатель кидает мяч Леночке, затем другим детям.

Пальчиковая игра: «Наш детский сад, наша группа»
Ход: Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке

Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем

Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише не шуми,

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,

В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)

Ребята, давайте составим план дел на день.

Работа с календарем(Время года, время суток, день недели)

Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.

 «Лунный круг»

Цель: учить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Игры:  «Угадай по форме», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию».

Беседа о прошедшем дне, пожелания детей.

Комплекс утреннего и вечернего сбора детей  №2

Сентябрь  III неделя

Солнечный круг. Тема: «Осень (Признаки, одежда)»

Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.

Приветствие: «Мы скажем небу: «Здравствуй!»»

Ход: Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое.

Здравствуй вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок

Мы живём в родном краю, всех я вас приветствую (пальцы обеих рук «здороваются» поочёрёдно)

Проблемная ситуация:

Как провели выходные? Какие изменения происходят в природе с приходом осени? Сравните осень с летом. Назовите осенние месяцы. Назовите первую примету осени (листопад) . Что одевать осенью.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учит детей устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Д/и «Когда это бывает»

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.

На пиктограммы лета кладут цветок, а пиктограммы осени складывают в корзинку

Пальчиковая игра: «Осень»

Если листья пожелтели,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Дождь холодный моросит,

(Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.)

Птицы к югу полетели,

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)

Значит, осень к нам спешит.

(Хлопок, кулачок.)

Ребята, давайте составим план дел на день.

Работа с календарем (Время года, время суток, день недели)

Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.

 «Лунный круг»

Цель: учить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Игры:  «Кто, где зимует?», «Четвертый лишний», «Скажи правильно», С какого дерева листок?»

Беседа о прошедшем дне, пожелания детей.

Приложение:

Комплекс утреннего и вечернего сбора детей  №2

Сентябрь  III неделя

Солнечный круг. Тема: «Осень (Признаки, одежда)»

1. Д/игра по теме «Осенние слова»

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

« Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая».

2. Игра: «С какого дерева листок?»

Цель: совершенствовать умение дифференцировать,  деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение

Ход: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Комплекс утреннего и вечернего сбора детей  №3

Сентябрь  IV неделя

Солнечный круг. Тема: «Насекомые, пауки»

Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.

Приветствие:

Ход: Дружно сели дети в круг,

Слева друг и справа друг.

Муравьишку друг от друга

Принимаем мы по кругу.

Дети передают друг другу муравья, у кого он в руках тот рассказывает о том, что нового произошло в его жизни.

(После того, как все поделятся своими новостями муравья садят на цветок).

Проблемная ситуация:

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

Как провели выходные?

Как передвигаются?

Чем питаются?

Как спасаются от врагов?

Почему осенью их становится меньше?

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: воспитывать у детей дружеские чувства и доброжелательные отношения.

Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор.

Например:

* Заяц, еж, лиса, шмель.

* Трясогузка, паук, скворец, сорока.

* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

* Таракан, муха, пчела, майский жук. И т. п.

Пальчиковая игра: «Бабочка»

Ход: Над лужайкой, над цветами

Бабочка порхает.

Над лужайкой над цветами

Крылышки мелькают. 

Дети соединяют ладони в области больших пальцев, получается бабочка.       

Сжимают и разжимают пальчики, имитируя взмахи крыльев.

Ребята, давайте составим план дел на день.

Работа с календарем (Время года, время суток, день недели)

Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.

 

«Лунный круг»

Цель: учить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Игры:  «Игра в слова», «Отгадай, какое это насекомые», «ХОРОШО -ПЛОХО».

Беседа о прошедшем дне, пожелания детей.

Приложение:

Комплекс утреннего и вечернего сбора детей  №3

Сентябрь  IV неделя

Солнечный круг. Тема: «Насекомые, пауки»

1. Игра в слова:

– Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке и т. д.).

У всех насекомых в период зимовки цель одна-выжить, в условиях холодной зимы. Они исчезают из поля нашего зрения, чтобы дождаться весны.

2. Игра «Отгадай, какое это насекомые»

(описать характерные особенности задуманного насекомого).

Загадки

Не птица, а с крыльями.                       .

Над цветами летает.                                      

Медок собирает.

(Пчела.)

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

(Муравей.)

На поляне, возле елок.

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

И жильцов в нем миллион.

( Муравейник)

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит -будет плохо.

(Оса.)

Не зверь, не птица -нос как спица.

(Комар.)

Самого не видно, а песню слышно

(Комар)

3. Поиграем в игру "ХОРОШО -ПЛОХО".

Много разных насекомых -это хорошо или плохо? (ответы детей)

 Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

Комплекс утреннего и вечернего сбора детей  №4

Сентябрь  V неделя

Солнечный круг. Тема: «Овощи, огород»

Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.

Приветствие:

Ход: Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Проблемная ситуация: «Новости выходного дня». Что поспевает на грядках осенью?

Какие вы знаете овощи? Какие овощи вы любите? Что мама делает из овощей?

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об овощах.

Д/и «Большой – маленький» (игра с мячом)

Цель: Огурец – огурчик; баклажан – баклажанчик; помидор – помидорчик; лук – лучок; чеснок – чесночок; перец – перчик; морковь – морковочка; горох – горошек; капуста – капусточка;

редис – редисочка; репа – репка; тыква – тыковка; картофелина – картофелинка; свёкла – свеколка; фасоль – фасолька; редька – редечка; кабачок – кабачочек; укроп – укропчик; горох – горошек

Пальчиковая игра: «Капуста»
Ход: Тук. Тук. Тук.

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,(Ритмичные удары ребром ладони по столу.)

Перетерли,(Ладошки трутся друг о друга.)

Посолили,(Указательный и средний пальцы трутся большой.)

И набили плотно в кадку.(Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.(Отряхивают руки.)

Работа с календарем. Выбор дежурных, обсуждение планов на день, объявление центров активности, прочих новостей.

 «Лунный круг»

Цель: учить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Игры:  «Собери овощи», «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Парные картинки».

Беседа о прошедшем дне, пожелания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет или дружно в садике живем»

В данной статье раскрывается вопрос организации свободного общения воспитанников...

Методическая разработка по познавательному развитию. "Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник".

Занятие на тему "Геомктрические фигуры: круг, квадрат, треугольник" для детей второй младшей группы....

Консультация для педагогов "Утренний, вечерний круг в режимных момента"

Консультация для педагогов "Утренний, вечерний круг в режимных момента"...

Семинар для педагогов "Утренний и вечерний круг"

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении утреннего и вечернего сбора детей. Задачи:1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.2. По...

Консультация для педагогов «Утренний» и «Вечерний» круг в детском саду.

laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой....

Консультация для педагогов "Утренний и вечерний круг в ДОУ"

laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это элементы программы «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. «Утренний ...

Консультация для педагогов "Утренний и вечерний круг" в ДОУ

В консультации представлено понятие "утреннего и вечернего круга", цели, задачи, структура проведения....