Проект "Огород дома - огород в саду"
проект (подготовительная группа)

Гужва Елена Александровна

Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей. А куда еще приятней высаживать рассаду в открытый грунт. Для этого на территории нашего детского сада создали мини - огород и цветники, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_2022.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Сроки реализации: долгосрочный (6 месяцев: с марта по сентябрь 2022г.)

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.                                                                

Актуальность: Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

А куда еще приятней высаживать рассаду в открытый грунт. Для этого на территории нашего детского сада создали мини - огород и цветники, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.
Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста.

Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.

Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Цель проекта: 

  • создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.

Задачи проекта:

  • приобщать детей к трудовой деятельности;
  • учить детей ухаживать за растениями;
  • развивать познавательные и творческие способности;
  • обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
  • формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
  • формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
  • учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
  • развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.

Работа с родителями:

  • Изучить с детьми растения, которые выращивает семья у себя на огороде.
  • Произвести вместе с детьми дома посадку лука в разных условиях (выращивание в темноте и на свету; в земле и в воде).
  • Составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей применение зеленого лука в пищу.

Итоговое мероприятие проекта: 

  • Выставка растений, выращенных воспитанниками детского сада.
  • Выставка поделок «Огородное чудо».

Ожидаемые результаты:

  • Знания о строении растений, способах ухода за овощами;
  • Практические навыки и умения прополки, рыхления, полива;
  • Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;
  • Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях, своих силах Формирование социокультурных, личностных компетенций.

I этап – подготовительный:

  • Вовлечение детей в обсуждение темы «Огород дома - огород в саду»
  • Сбор методического материала по теме проекта
  • Постановка задач.
  • Составление перспективного плана работы над проектом.
  • Перспективный план реализации проект «Огород дома - огород в саду».
  • Привлечь детей к процессу, выращивания, уходу и охране цветов;
  • Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

II этап – основной (реализация проекта):

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).

  • Конкретизация представлений детей об условиях роста растений, уходе за ними.
  • Экспериментальным путем выяснили – для роста растениям нужен свет.
  • Экспериментальным путем закрепили знания о том, что растениям для роста необходима влага.
  • Экспериментальным путем закрепили знания о том, что для роста растениям нужно тепло.

III этап – Заключительный

  • Подведение итогов.
  • Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации
  • Анализ результативности
  • Итоговая беседа
  • Выставка растений, выращенных воспитанниками детского сада
  • Выставка поделок «Огородное чудо».
  • Фотоотчет проекта.

Мероприятия по реализации проекта:

  • Проведение опроса среди детей «Что такое огород?».
  • Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.
  • Совместное создание в группе огорода.
  • Посадка семян овощей, луковиц.
  • Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.
  • Рассматривание иллюстраций, картинок.
  • Рисование детьми овощей и фруктов.
  • Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.
  • Наблюдение за: «Рост и развитие растений», «Строение растений», «Движение растений за солнцем в течении дня», «Состав почвы».
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений», «Сравнение плодов разных культур»
  • Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Приготовь салат».
  • Пословицы и поговорки «Без капусты щи не густы». «Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться», «Щей поел – словно шубу надел», «Огород – для семьи доход».
  • Загадки про овощи
  • Стихи. 

«Посадила в огороде 

Помидоры и картофель» А. Максакова

            «Летом огород- что город!» Ж. Дарк 

            «А у нас в саду порядок  

             Мы вскопали десять грядок» Т. Казырина

  • Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
  • Беседы с детьми: «Человек и растение», «Значение овощей в жизни человека»
  • Чтение худ. литературы: Русская народная сказка «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи»
  • Освобождение грядок от старой травы, рыхление земли, полив растений, прополка,
  • Рисование «Любимые овощи»
  • Подвижные игры и игровые упражнения «Съедобное - несъедобное», «Найди пару», «Огуречик».
  • Физкультминутка: «Жил один садовод...»
  • Презентация проекта «Наш огород». Обработка результатов по реализации проекта.
  • Выставка поделок «Огородное чудо».

Вывод: Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности. Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми.

Участие детей в экологическом проекте «Огород дома - огород в саду» способствовало развитию поисково-исследовательской деятельности, экологического воспитания, трудовой деятельности. Наш проект расширил диапазоны живого общения с природой, воспитало в наших детей бережное отношение к природе, к окружающему миру, к труду взрослых, открыло возможность формирования собственного жизненного опыта.

Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.

В ходе проекта у детей появились:

  • Интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию культурных растений;
  • Желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за культурными растениями;
  • Навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательной деятельности.
  • В период работы над проектом дети пополнили словарный запас.
  • Развивали воображение и мышление,
  • Сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности,
  • Познакомились с культурными растениями и научились передавать свои чувства.

Литература

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
  2. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
  3. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
  4. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
  5. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
  6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация воспитателей и детей группы « Сказка» по организации совместной трудовой деятельности на огороде детского сада (выращивание помидоров)

Мы с детьми выращивали в холодное время года в группе лук, овес, картофель. И вот мы заинтересовались   выращиванием   помидоров на огороде д/с, чтобы попробовать самостоятельно вы...

"Чесночок, мой чесночок" (посадка озимого чеснока на огороде детского сада)

Задачи и цели:приобщать детей к выращиванию растений;учить детей ставить перед собой цель, подготовить рабочее место и убирать за собой;закрепить знания детей о строении головки чеснока, об условиях, ...

Знакомимся с трудом взрослых на огороде, в саду.

Консультация для родителей по теме: "Поедем с ребенком на дачу"....

Проект "Огород дома - огород в саду"

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но ...

Детско-родительский проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород дома - огород в саду»

Актуальность. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста,...

Проект подготовительной группы "Огород в саду и дома"

Методический паспорт проекта Тема: «Огород дома-огород в саду»Тип проекта: познавательно – исследовательскийСроки реализации: долгосрочный (с марта по июнь 2023г.)Участники проекта: ...