Проект "Сказочные шахматы"
проект (средняя группа)

Смирнова Гульчячак Марсовна

Проект: «Сказочные шахматы»

 

Цель: Знакомство детей с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazochnye_shahmaty.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

gerbzl

ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 98»

456208, Россия, Челябинская область, город Златоуст, ул. им  Н.П.Полетаева, 8. тел.+7(3513)755121

e-mail: mdou98.zlat@mail.ru  сайт: https://dou98-zlatoust.educhel.ru/

Проект по курсу "Шахматно-шашечный всеобуч" для детей с 4 до 5 лет.  «Сказочные шахматы»

Разработала и провела:

Смирнова  Гульчячак  Марсовна

Воспитатель

I-квалификационная категория

2021

Проект: «Сказочные шахматы»

Цель: Знакомство детей с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
  • Обучить детей основным приемам игры в шахматы с помощью сказок и сказочных героев.
  • Привить интерес и любовь детей к игре.
  • Развивать аналитические способности детей, целеустремленность.
  • Формировать стратегическое мышление, тренировать память.
  • Расширять кругозор ребенка, вырабатывать волю и характер.
  • Формировать познавательную активность.  

Вид, тип проекта: образовательный, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации:  Сентябрь 2020 - Май 2021

Участники: воспитанники, родители, педагоги.

Возраст детей: с 4 до 5-ти лет.

Актуальность.

Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные ЭВМ в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, телефонов, планшетов и прочих «мымриков». В наше время шахматы стали прочно входить и в образовательный процесс. Во многих школах нашей страны и за рубежом, на протяжении многих лет, ведутся шахматные уроки.


Занятия шахматами в детском саду помогут детям лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики или геометрии в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности.

Шахматы –  это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики,  мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Организация занятий шахматами в детском саду позволит решить  комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам. В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка.

Формы и методы работы:  беседы, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность, дидактические игры, инсценировки сказок.

Формы и методы работы с родителями: консультации, творческие конкурсы.

Ожидаемый результат:

Дети знают шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, партнеры.  Знают шахматные  фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Знают, как фигуры ходят на шахматной доске. Умеют правильно расположить на доске шахматные фигуры в начальное положение. Придумывают разнообразные сказки со сказочными героями, которые есть в уголке «Шахматы».

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный.

II этап – основной.

III этап – заключительный.

I этап. Подготовительный.

  • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, и т.п.).
  • Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.

II этап. Основной.

Работа с детьми по перспективному плану.

III этап. Заключительный.

Показ и обыгрывание лучшей придуманной сказки ребенком и родителями, для всех детей.

Перспективное планирование.

Тема, мероприятие

Цель

Сроки проведения

Написание проекта. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Разработать проект на основе программы обучения детей игре в шахматы, адаптировать под детей средней группы.

Сентябрь

Подбор методической литературы для реализации проекта.

Покупка и распечатка методической литературы для реализации проекта.

Сентябрь - май

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.

Оформление уголка «Шахматы», закупка и выполнение самодельных дидактических игр.

Сентябрь - май

Консультация для родителей

Информировать родителей о теме проекта взятого на учебный год. Консультация для родителей в закрытой группе В Контакте. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Октябрь- май

Чтение художественной литературы.

Знакомство детей с историей возникновения шахмат. Чтение шахматной сказки про Шаха.

Ноябрь

Игра в самодельную дидактическую игру  «Репка»

Познакомить детей с шахматной доской, шахматными фигурами. Закреплять в течение месяца белые и черные поля, название шахматных фигур. Развивать у детей воображение и умение придумывать новые сказки с персонажами из сказки «Репка»

Декабрь

Игра в самодельную дидактическую игру «Колобок»

Закрепить у детей понятие шахматная доска, белые и черные поля, название фигур. Познакомить детей с шахматными терминами: горизонталь, вертикаль, диагональ. Закреплять в течение месяца шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ. Развивать у детей воображение и умение придумывать новые сказки с персонажами из сказки «Колобок»

Январь

Игра в самодельную дидактическую игру «Теремок»

Закрепить у детей понятие шахматная доска, белые и черные поля, название фигур, шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ. Познакомить детей с каждой фигурой, как она ходит, инсценируя придуманные сказки с персонажами из сказки «Теремок» Закреплять в течение месяца называние фигур, как они ходят. Развивать у детей воображение и умение придумывать новые сказки с персонажами из сказки «Теремок»

Февраль

Игра в покупную игру «Веселые шахматы»

Закрепить у детей понятие шахматная доска, белые и черные поля, название фигур, как каждая фигура ходит, шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ. Познакомить с шахматным термином: партнеры.  Познакомить с начальным положением фигур на шахматной доске, разучить стих для запоминания начального положения фигур. Закреплять в течение месяца шахматный термин: партнеры. Повторять стих для запоминания начального положения фигур на шахматной доске.  Развивать у детей воображение.

Март

Игра в покупную дидактическую игру «Шахматы в поисках приключения»

Закрепить у детей понятие шахматная доска, белые и черные поля, название фигур, как каждая фигура ходит, шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ, партнеры. Закрепить начальное положение фигур, стих о начальном расположение фигур на шахматной доске.  Показать детям, как  играть с партнером из начального положения фигур.

Закреплять в течение месяца игру партнеров из начального положения фигур. Развивать у детей воображение.

Апрель

Итоговая работа

  1. Итоговая выставка творческих работ воспитанников с родителями.
  2. Самостоятельно-художественная и игровая деятельность детей
  3. Оформление родительского уголка.
  4. Оформление уголка «Шахматы»

  1. Предложить родителям участвовать в выставке «Чудесные шахматные сказки» Цель: сочинить родителям вместе с ребенком любую сказку с любимыми персонажами ребенка. Нарисовать ее или написать. Самую интересную сказку обыграем на шахматной доске.
  2. Учить детей самостоятельно брать дидактические игры в уголке  «Шахматы» и играть, самостоятельно обыгрывая те или иные сказки с разными персонажами.
  3. Разместить в родительском уголке информацию о пользе игры в шахматы.
  4. Оформить уголок «Шахматы» Купить готовые шахматные игры и выставить самодельные дидактические игры по изучению игры в шахматы. Дополнять в дальнейшем уголок «Шахматы».

 

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...