«Создание условий успешной социализации личности посредством народных игр»
статья

Павлушина Виктория Владимировна

Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества, воспитанием основ толерантной культуры, необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.                       Главное условие данного процесса – общение.  Наша работа начинается с воспитания у детей уважения к своей семье, своему народу, к его традициям и обычаям. Дети должны знать, чем славится их народ, и знание своих национальных особенностей необходимо закладывать с детских лет. Заложенные в это время нравственные, духовные, национальные основы сопровождают человека в течение всей жизни. Только воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям и осознание могущества нашей многонациональной России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание условий успешной социализации личности посредством народных игр»


Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества, воспитанием основ толерантной культуры, необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.                       Главное условие данного процесса – общение.  Наша работа начинается с воспитания у детей уважения к своей семье, своему народу, к его традициям и обычаям. Дети должны знать, чем славится их народ, и знание своих национальных особенностей необходимо закладывать с детских лет. Заложенные в это время нравственные, духовные, национальные основы сопровождают человека в течение всей жизни. Только воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям и осознание могущества нашей многонациональной России.

 Тем самым достигнув цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: целенаправленное социальное развитие предполагает саморазвитие ребенка, т.е. его личностное развитие как способность к самооценке и самоконтролю своих действий и поступков.

В последнее время наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением представителей различных национальностей. Дети разных национальностей, посещают детский сад, происходит социализация ежедневно: они играют в игры, общаются, рисуют, налаживают дружеские взаимоотношения и педагоги способствуют сплочению детского коллектива независимо от национальных особенностей. При таком системном подходе у детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие важные качества как отзывчивость, справедливость, скромность, волевые качества – умение уступать, ограничивать свои желания во благо другим, помогать преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Например, дети подготовительного возраста проявляют часто выдержку и терпение в игре, когда сверстники – «инофоны» не справляются с действиями в связи с недопониманием правил игры, и что очень радует, некоторые воспитанники объясняют правила игры посредством демонстрации действий и других телодвижений. Это важный момент, на который необходимо обращать внимание.

Дошкольная образовательная программа, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.       Социальное воспитание - одно из направлений современного дошкольного образования. По своей сути образовательная среда дошкольной образовательной организации социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль.

Воспитание в ребенке знаний о своем народе о его культуре и особенностях и традициях дает возможность ему гордиться своим народом, национальностью, своим цветом кожи, а следовательно и способствует удачной социализации в обществе.

Задачи социально-коммуникативного направления развития, такие как:

• воспитание моральных и нравственных качеств,

• развитие эмоциональной отзывчивости,

• сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим,

• развитие умения договариваться,

• самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

решаются интегративно и могут находить отражение в других направлениях развития дошкольников.

Мы с вами рассмотрим пример интеграции в формировании социльно - значимых эталонов и морально – нравственных качеств посредством игры, построенных с учетом национальной специфики контингента воспитанников.

В общеобразовательной программе ДОУ участниками образовательных отношений разработано примерное комплексно – тематическое планирование на все возрастные группы, в котором ярко представлены темы, направленные на ознакомление детей с национальными особенностями, культурой, обычаями, а я в свою очередь, во время таких тематических недель, «Вместе живут на огромной планете разные взрослые, разные дети!» Тема приурочена к празднованию Дня народного единства: задачи по теме: «Формирование и развитие представлений о России как многонациональной, но единой стране». «Воспитание уважения к людям разных национальностей». «Обогащение знаний о традициях разных народов» «Чем пахнут ремесла…». Формирование и развитие представлений о разных профессиях, их социальной значимости. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Игры, реализуя в тесном взаимодействии с педагогами групп программные задачи, продолжаю народную тематику в рамках своих занятий физической культурой, активно включая подвижные игры различных народов нашей многонациональной Родины.

Что же делать, если Вам сообщают, что к Вам прибудет ребенок другой национальности? Какие задачи должен поставить перед собой педагог для создания условий для успешной социализации ребенка в условиях ДОУ?

1. Педагог должен познакомиться традиции страны прибывающего ребенка. Изучить несколько слов из родного языка ребенка, как например : Здравствуй, до свидания, спасибо, пожалуйста, малыш, солнышко.

2. Обучить и познакомить детей группы с традициями другой страны. Развивать умение детей взаимодействовать с членами детского коллектива, оказывать взаимопомощь.

3. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.

4.  Воспитывать интерес и  приобщать детей к традициям других наций.

5. Формировать компетентность у родителей в вопросах толерантных взаимоотношений среди детей.

6. Формирование у всех участников образовательного процесса уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей и культур.

В момент поступления ребенка другой национальности в группу,  после проведенной предварительной работы, уже не будет невежества и дети доброжелательнее встретят непохожего на них ребенка. А малышу будет намного легче социализироваться. В начале можно попросить ребенка рассказать о своей стране, о ее традициях. Ему будет важно поделиться частичкой своей Родиной с другими.

Затем можно предложить поиграть в сюжетно- ролевцю игру «Чаепитие». Это способствовало знакомству с традициями русского народа, естественно, что воспитанники группы присоединились к игре. Следующим шагом было предложение рассказать и показать в игре как пьют чай на его Родине. В процессе произошло знакомтсво с несколькими слова другого языка.

Каждый день ненавязчивые сюжетно-ролевые игры знакомили с традициями русского народа и помогали узнавать традиции другой страны. Все это способствовало социализации ребенка.

 Но мы не забыли и о подвижных играх. Увлекательные игры разных народов вызывают у детей положительные эмоции, и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности, взаимоуважение друг к другу, взаимовыручка, сплоченность в коллективе, дружба и т. д.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а также объяснение правил, будь то сюжетно-ролевые или подвижные игры с распределением ролей, персонажей требует от детей активной коммуникативной деятельности. Это всегда отличается интересным сюжетом и глубоким содержанием, что расширяет познавательный кругозор детей, его мышление, сенсорно-моторную сферу.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игр, что и помогает нам формировать нравственные качества в ребенке, регулируют их поведение и взаимоотношение со сверстниками, содействуют формированию воле и физических качеств, что и является отличительной особенностью использования подвижных игр данной специфики. Например: в Казахской народной игре «Цыплята» (Балапандар, аналог русской игре «Коршун и наседка», у детей не только формируется ловкость сообразительность, ориентировка в пространстве, но и такие качества как взаимопомощь друг к другу «один за всех и все за одного - цыплята, смелость и находчивость – наседка и в конечном итоге моральное заключение всей сущности игры в понимании детьми необходимости действовать сообща, слаженно, и только в этом случае можно избежать опасности (другими словами: Вместе мы Сила)

Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника, она является и средством социализации. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной социализации воспитанников посредством компонентов детской субкультуры

Мир детства существует как субъективная реальность со своими отличительными особенностями восприятия и познания окружающего. Поэтому я считаю, что необходимо преодолеть некоторый авторитаризм в воспит...

Развитие коммуникативных способностей как условие успешной социализации личности

Социализация является важным условием полноценного и гармоничного развития ребенка. Уже с самого момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей у...

ГМО - "Творческая деятельность воспитанников в ДОУ - важное условие успешной социализации личности"

Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоины тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. В этом сложном процессе становления человека ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей»

ПРОЕКТ«Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством   художественно-эстетического развития детей»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей»

ПРОЕКТ«Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством   художественно-эстетического развития детей»...

ПРОЕКТ «Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством художественно-эстетического развития детей»

laquo;Создание системы ранней социализации личности в условиях ДОО посредством   художественно-эстетического развития детей»...