ГМО - "Творческая деятельность воспитанников в ДОУ - важное условие успешной социализации личности"
методическая разработка на тему

Денисенко Инна Станиславовна

Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоины тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Денисенко Инна Станиславовна.

Город Усолье-Сибирское МБДОУ «Детский сад №21»

«Творческая деятельность воспитанников в ДОУ – важное условие успешной социализации личности»

Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

ФГОС ДО предусматривает развитие дошкольников по усвоению норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. 

Наблюдая за воспитанниками, я отмечаю, что они испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. А это в свою очередь затрудняет процесс социализации.

Что же такое социализация?

Социализация – процесс становления основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного – к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Дошкольная образовательная организация как социально – педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка, решает вопросы ранней социализации детей.

Социальное воспитание – одно из направлений современного дошкольного образования.

Человек по природе своей является существом общественным. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники.

Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

В настоящее время известный профессор, доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации дошкольника:

  1. Естественно – культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития.
  2. Социально – культурные – определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно – смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.
  3. Социально – психологические – связаны со становлением сознания личности ребенка.

Реализация этих задач, в нашей работе с воспитанниками  осуществляется через:

  1. Беседы (индивидуальные/групповые) – «Нравится ли тебе быть девочкой/мальчиком?», «Как я помогаю маме/папе?», «Прежде чем что – то сделать, подумай?», «Что хорошо, а что плохо?», «Я среди людей» и другие. 

С помощью индивидуальных бесед можно выяснить отношения ребенка к пребыванию в дошкольной образовательной организации, оценить взаимодействие со значимыми для него взрослыми (воспитателями, родителями), определить межличностные отношения со сверстниками, индивидуальные потребности, интересы.

  1. Оформление выставок детской художественной литературы, продуктивной деятельности детей (рисунок/лепка/аппликация).
  2.  Проигрывание театральных  постановок «Непослушные ребята!», «Весенняя сказка», «Последнее яблоко» и другие.
  3.  Участие в конкурсах, фестивалях как на уровне ДОУ – «Стихи о Сибири», «Минута Славы», «Осенние фантазии», «Оригинальная шляпа», так и на муниципальном уровне – вокальный номер «Плакали зверушки»,         «Я – Сибирячок», «Табуретка Поздравлений», «Играем Пушкина» и другие.
  4. Сюжетно – ролевые игры. В группе созданы условия для совместных игр, а также игр ориентированных на мальчиков – «Гараж», «Дежурная часть», «Полиция», девочек – «Парикмахерская», «Семья», «Магазин», со всеми необходимыми атрибутами.

Закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества помогают, размещенные в группе дошкольной образовательной организации «уголки развития»: уголок изобразительной деятельности, театральный уголок, музыкальный уголок, уголок экспериментирования, уголок конструктивной деятельности, уголок физического воспитания и другие. В работе таких уголков царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор.

Эффективность условий социально – личностного развития детей, определяется нами – педагогами на основе ежедневных наблюдений за проявлениями ребенка в различных ситуациях, индивидуальных беседах, общении с родителями.

Наиболее успешно социализация личности происходит в творческой деятельности. Для этого наш коллектив детского сада углубленно работает в этом направлении. В нашем детском саду систематически проходят различные виды театрализации –  «Лучший театральный уголок», «Лучшая театральная постановка» и другие.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Педагогам важно помнить: ребенок не должен почувствовать, что проверяют уровень его знаний. Наблюдение и оценка эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, так как его эмоционально – комфортное состояние является показателем овладения социальными навыками.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: ПЕДАГОГИКА–ПРЕСС, 1999. 536 с.
  2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 2004. 150с.
  3. Мудрик А. В. Социализация человека. М.: МПСИ, 2011. 624с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] М.: Центр педагогического образования, 2014. URL : http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 08.11.2016)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как условие успешной социализации воспитанников

Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное - это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведен...

Развитие коммуникативных способностей как условие успешной социализации личности

Социализация является важным условием полноценного и гармоничного развития ребенка. Уже с самого момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей у...

Творческое развитие воспитанников ДОУ посредством театральной деятельности как фактор успешной социализации личности.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи, различные физиологические заболевания. Все эти нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к...

«Создание условий успешной социализации личности посредством народных игр»

Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества, воспитанием основ толерантной культуры, необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как этот возраст явля...

Презентация "Развитие памяти ребенка как важнейшее условие успешного обучения и социализации личности"

В презентации отображены виды памяти, методы развития, упражнения на развитие памяти....

Развитие памяти ребёнка как важнейшее условие успешного обучения и социализации личности. июль 2023

Изучение человеческой памяти началось много веков назад, когда человек только начинал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, полученную из окружающей среды. При этом памя...