Муниципальный конкурс "Воспитатель года - 2021"
учебно-методический материал

Тимошинова Екатерина Сергеевна

Эссе "Моя педагогическая философия"

Пояснительная записка к пре зентации

Презентация "  Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности"

Видеоролик - Визитная карточка "Я - педагог" в разделе видео

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети - это люди, данные нам на время, и от нас зависит

их вера в себя и любовь к миру.

М. Монтессори

       Что такое детский сад? На этот вопрос я бы ответила так: это мир детства, мир ярких красок и бурных эмоций. Это время, которое дается нам, чтобы понять и почувствовать радость открытий, встречу с чем-то неизведанным, сказочным, новым.  Это возможность быть счастливым, свободным и независимым. Это волшебство, к которому человек хотел бы вернуться, прикоснуться еще не раз в своей жизни.

Воспитатель – это труд и призвание. К профессии воспитателя я шла постепенно. С детства меня окружали педагоги. Прабабушка, бабушка, мама которые работали и работают педагогами. Это был прекрасный пример профессионализма, педагогического мастерства и огромной любви к своему делу. Но сначала я не решалась последовать их примеру и выбрать для себя профессию педагога. Поэтому по окончанию школы подала документы спонтанно в разные ВУЗы и колледжи. Но когда мне позвонили и сообщили, что я поступила именно в педагогический колледж, мои сомнения развеялись. Тут уж сама судьба вмешалась, чему я, собственно говоря, очень рада - это то самое дело, та самая профессия, с которой я хочу связать всю  свою жизнь.

      Вот уже на протяжении  шести лет  я работаю воспитателем в детском саду. Рядом со мной  неизменный наставник – моя мама, воспитатель высшей категории, профессионал своего дела, с большим опытом работы в детском саду. Она прекрасный человек и замечательный педагог, и многому я учусь именно у нее.

      В моей профессии есть один значительный бонус, которого нет, наверное, ни в одной другой профессии: я каждый день возвращаюсь в детство – я вижу его в глазах детей. Слышу их рассказы, отвечаю на вопросы. Вместе играем, смеемся, развиваемся. Дети  доверяют и верят мне. И я понимаю, что именно от меня зависит, каким они увидят и узнают наш мир, научатся  различать добро и зло, лень и трудолюбие, дружбу и враждебность…

     Недавно я прочла статью на педагогическом портале, в которой был такой лозунг: «Современному ребенку - современный педагог!». С этим можно согласиться и поспорить одновременно. В первую очередь педагог должен обладать следующими профессиональными качествами: педагогический такт, педагогический долг и педагогический оптимизм – это базовые качества для воспитателя, и это есть у всех воспитателей - стажистов, проработавших долгие годы с детьми. Но что же включается в понятие «современный педагог»? На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель, а исследователь, инициатор, шагающий в ногу со временем и постоянно пополняющий список своих профессиональных качеств. И для этого нужна гибкость, креативность, объективность  способность «быть здесь и сейчас».

       Пока я всего лишь начинающий педагог. Но уже четко знаю, что нужно дать детям возможность личностного роста, проявление индивидуальности. При этом каждый из них, будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По - другому просто невозможно.

      Согласно исследованиям ученых, сейчас мир наполняют поколения «Зета» и «Альфа», причем жестких границ, отделяющих одно поколение от другого, не существует в принципе. Это дети, которые не представляют себе мир без интернета, смартфона и социальный сетей. Они растут, взаимодействуя с искусственным интеллектом, играют с «Умными» игрушками», активно влияют на родителей. Родители тоже меняются. Появилось такое явление как детоцентризм. Это некое поклонение своему чаду, подчинение ребенку интересов всей семьи. Родители возводят своего ребенка в культ и отодвигают собственные интересы и потребности в угоду интересам и потребностям ребенка.

     Исходя из этого, я определила для себя основную цель - не только получить высокую удовлетворенность родителей от того, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад, но и научить родителей общаться с детьми, при этом ценить и уважать свое личное пространство и время, быть положительным примером для своего ребенка. Помочь родителям сформировать адекватную модель воспитания, а также учить ребенка быть самостоятельным, до границ, соответственных его возрасту – то есть, не делать за ребенка то, с чем он уже способен справиться самостоятельно.

     Вот к чему я стремлюсь, такие цели стоят передо мной. И когда я вижу горящие, радостные глаза детей и заинтересованные лица их родителей, я понимаю, что двигаюсь в правильном направлении. Осваиваю современные технологии и строю свою работу в направлении по формированию инженерного мышления у детей с помощью конструирования. Я хочу, чтобы мои воспитанники были креативными, способными ориентироваться в мире высокой технической оснащенности .

     Завершая свои размышления, хочу подчеркнуть важность и значимость профессии воспитателя в жизни ребенка. Дошкольное детство - это увлекательный мир открытий и первых свершений. И как же это здорово, что я - часть этого мира.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Звёздочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению р азвития воспитанников Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности Тимошинова Екатерина Сергеевна Воспитатель Стаж работы: 6 лет Березовский городской округ 2021г.

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 ориентирует нас на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей….и реализуется в следующих специфических для дошкольного возраста видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал…»

Слайд 3

Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач. Объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте. Цель : Развитие интереса у дошкольников к моделированию и конструированию . Задачи : Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать. Создавать условия для развития у дошкольников творческой инициативы в конструктивной деятельности. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, потребность работать в команде, решать конфликтные ситуации конструктивным путем.

Слайд 4

«Мастерская конструкторских идей»

Слайд 5

Образовательная деятельность Экскурсии Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

Слайд 6

В заимодействие с коллегами Консультация Мастер - класс Деловая игра

Слайд 7

Взаимодействие с родителями Беседа Круглый стол Час общения

Слайд 8

Достижения

Слайд 9

Участие в конкурсе «Профи Дети - 2021»

Слайд 10

Результаты работы В процессе работы по данной теме у детей появился интерес к конструктивной деятельности. Дошкольники научились работать в команде, эффективно распределять обязанности, уверенно строить и моделировать по схеме, по образцу, словесной инструкции. Научились излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, а значит, у детей развиваются элементы инженерного мышления.



Предварительный просмотр:

  Слайд 1   

Здравствуйте! Уважаемые коллеги, Уважаемые члены жюри!

  Я представляю вашему вниманию опыт работы по направлению художественно - эстетического развития по теме: «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности»

Мы живем в «век высоких технологий». Современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в ВУЗах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Слайд 2

Конструирование в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено как вид деятельности для развития исследовательской, творческой активности и формирования предпосылок инженерного мышления детей.

Слайд 3

Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач. Объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Работая по этой теме ставлю перед собой следующую цель:

 Цель: Развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию.

Задачи представлены на слайде:                                                                                          

- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать.

- Создавать условия для развития у дошкольников творческой инициативы в конструктивной деятельности.

- Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, потребность работать в команде, решать конфликтные ситуации конструктивным путем

Слайд 4

 Для решения поставленных задач, в группе организован центр  конструирования «Мастерская конструкторских идей», оснащенный разными видами конструктора, которые представлены на слайде.

Слайд 5 

Образовательную деятельность с детьми организую через разные формы: беседы, наблюдения, экспериментирование, исследования, экскурсии, презентации. Мною разработана и успешно реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Мы конструкторы», которая направленна не только на обучение детей способам крепления деталей, но и на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.

Слайд 6

Взаимодействие с коллегами осуществляю через консультации, мастер  -классы, деловые игры.  

Слайд 7

Важную роль занимает работа с родителями. После проведения опроса и выявления проблем и трудностей у родителей с детьми в конструировании, для родителей были подобранны и проведены консультации, беседы и круглый стол по теме: «Значимость конструктивной деятельности в развитии ребенка».  

 Слайд 8

Для повышения своего профессионального уровня, участвую в вебинарах и семинарах. Принимаю активное участие во всероссийских и международных конкурсах по конструированию.

Слайд 9

Подготовила воспитанника к муниципальному чемпионату «Профи Дети - 2021» по специальности «Строительство».

Слайд 10

В процессе работы по данной теме у детей появился интерес к конструктивной деятельности. Дошкольники научились работать в команде, эффективно распределять обязанности, уверенно строить и моделировать по схеме, по образцу, словесной инструкции. Научились излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, а значит, у детей развиваются элементы инженерного мышления.                                                                                                                                  

Слайд 11

Таким образом, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления с помощью конструирования,  способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников, позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольного возраста.

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:


Содержание

1

Пояснительная записка

1.1

Актуальность

3

1.2

Цель программы

5

1.3

Задачи программы

5

1.4

Ожидаемые результаты

6

1.5

Форма обучения

7

1.6

Периодичность проведения занятий

7

1.7

Условия

7

1.8

Требования к развивающей среде

7

2

Учебный план

8

2.1

Учебно - тематический план

8

3

Содержание программы

11

4

Критерии, показатели результативности освоения программы

14

5

Информационно-методическое обеспечение программы

16

6

Приложения

21

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г.) художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок целостно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.)

Определение термина «конструирование» происходит от латинского «соnstruerе», что означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Детское конструирование – это один из видов художественно - изобразительной деятельности дошкольника, результатом которой является получение определённого, заранее задуманного реального продукта, имеющего функциональное назначение. Это может быть создание разных конструкций и моделей из строительного набора, деталей конструктора, изготовление поделок, игрушек, атрибутов из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Вопрос развития конструктивно - модельной деятельности детей дошкольного возраста хорошо раскрыт в трудах   Л.А.Венгер, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддъякова, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой, Г.А. Урадовских. Однако сейчас в дошкольной практике большое место уделяется ещё развитию интеллекта, мыслительным операциям. Все больше говорится о формировании у дошкольников основ инженерного мышления. Это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть ребенку проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.

        Основу подготовки к школе определяет не только огромный запас знаний, умений и навыков  дошкольника репродуктивного характера, позволяющий точно воспроизводить полученный опыт по заложенному образцу, либо в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Но и способность дошкольников использовать в своей деятельности проблемно - поисковый метод развития. Творческий характер, которого позволяет ребенку применять знаний в новой ситуации. Свободно владеть содержанием предмета, создавать новый творческий продукт, получающий признание. Для решения данной задачи необходимо обновление форм и методов работы с дошкольниками.

        В основе программы «Мы конструкторы» используется Лего конструктор. Лего - конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.

Программа «Мы конструкторы» рассчитана на детей подготовительной группы (6-7лет). В этом возрасте более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.  К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

В целом программа творческого объединения «Мы конструкторы»  направлена на постижение дошкольниками социальных потребностей в новых технических средствах и технологии производства, заложение инстинкта познавать и исследовать окружающий мир, саморазвития.

1.2 Цель программы

Цель: Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности.

1.3 Задачи программы

Задачи:

  1. Освоить культурные ценности, инженерный опыт, получить технические знания путем создания реального продукта с функциональным значением
  2. Формировать умение видеть инженерную задачу и предлагать пути ее решения, посредством проведения мыслительных операций анализа, синтеза, классификации и обобщения
  3. Приобрести знания о пространственных и конструктивных свойствах строительного материала, стимулировать детское техническое творчество
  4. Развивать умение аргументировать свои  действий в ходе конструирования, рефлексировать качество процесса и результат деятельности
  5. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, потребность работать в команде, решать конфликтные ситуации конструктивным путем

Принципы:

1.Практичность - развитие ребенка посредством проведение исследований, проб и ошибок

2.Право выбора - дать возможность самостоятельно решать поставленные инженерные задачи

3.Столкновение - решение проблем без четкого алгоритма действий и верного ответа

4. Динамичности - если с объектом конструирования невозможно работать или этому мешает среда, в которой он находится, нужно изменить среду или сам объект

5. Дробления – если сложно работать с цельным объектом, его всегда можно разделить на независимые части или сделать разборным

4. Обратной связи - отслеживание результативности работы дошкольника, освоения мыслительных операций и понимания им материала

  1.  Ожидаемые результаты

В ходе освоения программы творческого объединения «Мы конструкторы» ребенок:

  • Получит инженерный опыт, освоит технические знания предшествующих поколений, расширит информационный круг мира профессий
  • У ребенка появится стойкий интерес исследовать объекты, сочетать разные материалы конструирования в работе, проявлять креативность, индивидуальность
  • Знает и называет детали Лего конструктора, может их видоизменять, имеет представление об устойчивости конструкции, о зависимости прочности от способа соединения ее деталей
  • Приобретет конструктивные умения: узнавать и выделять объект, собирать объект из готовых частей, выделять составные части, видоизменять объект по тем параметрам, которые заданы, с целью получения нового объекта с другими параметрами
  • Повысится уровень тактильно - двигательного взаимодействия с окружающим миром, развития мелкой моторики и зрительно - моторной координации
  • Научится воплощать мыслительные операции в создание конкретного продукта труда, проявлять индивидуальность, рефлексировать процесс и его результат
  • Овладеет культурой труда и созидания, навыком работы в коллективе, группе
  1. Форма обучения

Форма обучения подгрупповая (15 детей)

1.6 Периодичность проведения занятий

 Программа рассчитана на 1 год. Одно занятие проводится один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность составляет 30 минут (при условии смены видов деятельности).

1.7 Условия

Для реализации программы должны быть созданы следующие условия:

-оснащение группы различными видами Лего конструктора

-создание игрового пространства, места для размещения продукта труда и его представления

-компетентность педагога в вопросах организации и использования конструктивной деятельности среди дошкольников

1.8 Требования к развивающей   среде

Конструктивная деятельность организуется в групповой комнате. Помещение соответствует санитарным нормам. Оборудовано столами и стульями согласно росту детей. Создана творческая атмосфера для конструктивной деятельности. Методический материал, творческие работы хранятся на специальных стеллажах. Имеется в наличии иллюстративно - объяснительный материал: карты, схемы, образцы построек. Информационное обеспечение составляет телевизор.

2. Учебный план

Название раздела

Всего часов

Из них

Теорет

Практ

1

Введение в мир Лего конструктора

2

1

1

2

Диагностика

4

4

3

Строения

4

4

4

Сюжетные постройки

8

8

5

Мир машин

8

8

6

Животный мир

4

4

7

Космические строения

4

4

8

Мебель

2

2

Всего

36

1

35

2.1 Учебно-тематический план

Название раздела

Всего часов

Из них

Теорет

Практ

сентябрь

1

Знакомство  «Волшебная страна Лего»

1

1

2

Диагностика

2

2

3

Дети

1

1

октябрь

4

Многоэтажные дома

1

1

5

Детский сад

1

1

6

Школа

1

1

7

Магазины

1

1

ноябрь

8

Улица нашего города

1

1

9

Зоопарк

1

1

10

Ферма

1

1

11

Парк развлечений

1

1

декабрь

12

Мосты города

1

1

13

Карусели

1

1

14

Горка

1

1

15

Зимний двор

1

1

январь

15

Машина для перевозки продуктов

1

1

17

 Самолет

1

1

18

Грузовой автомобиль

1

1

19

Пожарный автомобиль

1

1

февраль

20

Городской транспорт

1

1

21

Плывут корабли

1

1

22

Военный транспорт

1

1

23

Пассажирский поезд

1

1

март

24

Цветок для мамы

1

1

25

Деревья

1

1

26

Аквариум

1

1

27

Динозавры большие и маленькие

1

1

апрель

28

Космический корабль

1

1

29

Лабиринт

1

1

30

Космонавты

1

1

31

Робот

1

1

май

32

Мебель для гостиной

1

1

33

Мебель для кухни

1

1

34

Диагностика

2

2

Всего

36

1

35

3.Содержание программы

тема

содержание

сроки

1

Знакомство  «Волшебная страна Лего»

Познакомить детей с конструктором, его деталями и способом крепления.

сентябрь

2

Диагностика

Определение уровня навыка конструирования

3

Дети

Учить создавать постройку человека, работать вместе, не мешая друг другу.

4

Многоэтажные дома

Формировать обобщенные представления о домах разной высоты.

октябрь

5

Детский сад

Учить строить детский сад, называть помещения в детском саду, их назначение.

6

Школа

Учить строить здание школы.

Познакомить со схемой здания школы.

7

Магазины

Учить строить здания специального назначения.

Закреплять названия магазинов, их виды.

8

Улица нашего города

Учить выполнять коллективную постройку, строить дома и здания на улице нашего города.

ноябрь

9

Зоопарк

Закреплять представление детей о многообразии животного мира.

Закреплять знания о работниках зоопарка.

10

Ферма

Учить строить домашних животных.

Закрепить знания о животных, живущих на  ферме.

11

Парк развлечений

Учить выполнять коллективную постройку.

12

Мосты города

Учить строить по схеме, определять последовательность действий.

декабрь

13

Карусели

Учить строить  по образцу постройки, анализировать образец.

14

Горка

Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы. Размера и расположения.

15

Зимний двор

Учить выполнять коллективную сюжетную постройку.

16

Машина для перевозки продуктов

Учить рассказывать о постройке, обыгрывать ее

январь

17

 Самолет

Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме.

18

Грузовой автомобиль

Учить создавать сложную постройку, соединять детали, правильно называть части грузовой машины.

19

Пожарный автомобиль

Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину.

20

Городской транспорт

Закреплять знания о городском транспорте, его видах, назначении.

февраль

21

Плывут корабли

Рассказать о водном транспорте, есть грузовой, пассажирский, военный. Учить строить корабли, выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы)

22

Военный транспорт

Учить обдумывать содержание будущей постройки и выполнять ее.

23

Пассажирский поезд

Учить строить поезд, шпалы разными способами по схеме. Познакомить детей с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом.

24

Цветок для мамы

Учить строить постройку по образцу. Воспитывать желание оставить маме радость.

март

25

Деревья

Рассмотреть строение дерева.

Учить строить дерево по схеме постройки.

26

Аквариум

Познакомить с обитателями аквариума.

Учить строить аквариум и его обитателей. Выполнять коллективную постройку.

27

Динозавры большие и маленькие

Рассмотреть картинки с динозаврами, учить анализировать схему постройки.

28

Космический корабль

Рассказать о космическом корабле.

Учить строить космический корабль.

апрель

29

Лабиринт

Познакомить с плоскостным конструированием, развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук.

30

Космонавты

Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету, космонавта по образцу.

31

Робот

Рассмотреть игрушку робот. Учить строить робота.

32

Мебель для гостиной

Учить строить диван, кресла по схеме.

май

33

Мебель для кухни

Учить строить  шкаф по схеме.

34

Диагностика

Определение уровня навыка конструирования


4 Критерии, показатели результативности реализации Программы

Способы определения эффективности оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Сводная таблица  уровня знаний и умений по Lego конструированию у детей 6 -7 лет

Ф.И ребенка

конструирование

по образцу

по модели

по условию

по свободному замыслу

тематическое

1

2

Диагностика уровня знаний и умений по Lego конструированию у детей 6 -7 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу и схеме

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

5. Информационно-методическое обеспечение программы

В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего конструкторов. От крупных, с простыми соединениями элементов,   до самых миниатюрных,  со сложной техникой исполнения.

Классическое лего - просто набор пластиковых кирпичиков и базовой платформы. Оно дает полную свободу фантазии и воображению ребенка. А тематическое лего уже разделяется на всевозможные серии по разным темам.

Серия Lego Duplo – это мир, в котором присутствуют человечки, всевозможные животные, машины, мебель и т.д. Это строительные наборы, представленные кубиками разных цветов и конфигураций, и  тематические комплекты – средневековые замки, зоопарки, семейные домики, пожарные станции, больницы, сценки из диснеевских мультфильмов, аэропорты. Кубики приятны на ощупь и легко скрепляются – даже новичок с удивлением и восторгом откроет в себе способности к созиданию. Собранные модели надежны – они не разваливаются даже в условиях активной игры.

Серия Lego Juniors - 4–7 лет. Интуитивно понятные игровые инструкции помогут детям собрать каждую часть набора и подскажут много весёлых ситуаций и идей, которые дети могут воссоздать. Крупные наборы содержат пронумерованные пакеты с кубиками для различных частей модели. Ребёнок может выбрать, какую часть набора ему строить в первую очередь, и легко найти нужные кубики.

Набор Lego City - подходят детям от 3 до 16 лет. Все элементы, которые ребенок видит в повседневной жизни, воспроизведены в реалистичных моделях, что вдохновит на создание города, полного движения. Позволяет создавать бесконечное число комбинаций.  Раскрывает  многочисленные «городские» темы:  полиция, пожарная служба, стройплощадка, научно- исследовательские станции, железнодорожный вокзал, космодром и др.  Помогает освоению профессий: спасатели, строители, торговцы, фермеры и многие другие. 

Lego Technic - серия окунает детей от 6 лет в мир специальной техники. Гоночные кары, джипы, автомобили, подъемные краны, ремонтные машины, гидроскутеры, спасательные вертолеты, мотоциклы. Лего на примере миниатюрных моделей наглядно демонстрирует ребенку принципы работы специальной техники.

В процессе конструирования используются такие педагогические приёмы:

  • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность.
  • Обыгрывание ситуации. Конструирование переходит в игровую деятельность. Ребята строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. 
  • Информационно - рецептивный. Просмотр презентаций, фильмов, использование аудиозаписей. Обследование деталей, определение пространственных соотношений
  • Словесный - беседа, краткое описание и объяснение действий

Способы обучения дошкольников конструированию:

  • по образцу. Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе, которой лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера
  • по модели. Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – эффективное средство активации мышления дошкольников.
  • по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования.
  • по свободному замыслу. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство по замыслу обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
  • тематическое конструирование. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме – закрепление знаний и умений

Дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы.

Структура организованной образовательной деятельности (ООД) Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.

 Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются:  

  • Совершенствование навыков классификации.
  •  Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  • Активизация памяти и внимания.
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:  

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.  
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.  
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.  
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

 Формы работы с родителями:

-консультации и беседы

-информационные стенды, папки-передвижки

-оформление  лего - выставок        

Формы подведения итогов:

-выставки лего работ

-соревнования команд

-открытые занятия для родителей

Методическое обеспечение программы:

название

автор

год, издание

1

Парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В.

Самара: Вектор, 2018.

2

«Лего конструирование в детском саду». Пособие для педагогов

Фешина Е.В.

Москва, изд. Сфера, 2017

3

Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO.

Лусс Т.В

Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003

4

Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Справочное пособие

Шайдурова В.Н

Москва, Издательство  Сфера, 2008

5

Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора Лего). Методическое пособие

Комарова Л.Г.

Москва, издательство Линка-Пресс, 2001

6

Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники

Ишмакова М.С.

Москва, Издательство полиграфический  центр «Маска», 2013

Приложение

Консультация для родителей

«Как LEGO влияет на развитие детей»

LEGO, является не только многогранной развивающей игрой, но и самым популярным конструктором на этой планете. Мы расскажем, как конструктор влияет на развитие дошкольников от 3 до 7 лет, и что это не просто наборы деталей, а нечто большее!

Факт 1: Развивается мелкая моторика

Самое простое и очевидное. Ученые, психологи и другие умные люди официально заявляют: пока дети присоединяют детали друг к другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, а за всем этим активно подтягивается, между прочим, речевой аппарат. Вот так вот. Малыш собирает  и учится говорить. 

Факт 2: Закладываются инженерные навыки

Может, ребенок инженером и не станет, а структурно-логическое мышление еще никому не мешало. Девочек это тоже касается, ни в коем случае не нужно делить такие полезности на «м» и «ж». Процесс сбора объемной конструкции по схеме развивает конструкторские навыки в отличном темпе.

Факт 3: Подтягиваются основы математики

Детали нужно считать, а при построении конструкций учитывать их устойчивость, вес, баланс и размер. Так развивается пространственное мышление и неосознанно используется математика.

Факт 4: Есть простор для творчества и фантазии

LEGO удивительным образом сочетает конструкторское дело с высоким творческим потенциалом. Собирать можно по схеме, а можно без нее. Из вертолета получится сделать крутую мельницу, если приложить чуть-чуть креативности. Из большого злого эльфийского дракона — много маленьких когтистых чудиков. И так далее. Огромный ассортимент разнообразных деталей позволит собрать что угодно из чего угодно.

Факт 5: Способствует усидчивости

Это крайне важный пункт в условиях современного темпа жизни. Мало что может вытащить цифровое поколение из гаджетов, и тем более заставить посидеть спокойно за каким-то одним делом, а не пятью сразу. Для сбора модели нужны три товарища — внимательность, усидчивость и терпеливость. Они ребенку очень пригодятся, всегда. 

Факт 6: Собирает семью вместе

А это тоже очень полезно для гармоничного развития ребенка. Собирать LEGO— отличный вариант семейного досуга, интересно папам, увлекательно мамам, даже бабушки с дедушками могут поучаствовать, если зрение позволяет. Взрослые с удовольствием конструируют, ведь это занятие не имеет возрастного ценза, ну и помочь малышу значит хорошо провести время вместе.

Факт 7: Позволяет творить новые миры

Благодаря великому ассортименту конструктора ваш ребенок сможет воплотить в играх свои самые смелые мечты. Это идеальная возможность для «кроссовера» (встречи персонажей из разных вселенных), что способствует частым и длительным играм, развивающим навыки из пунктов

Теперь вы убедились, что сложно найти другую такую игрушку, которая принесет ребенку столько же пользы разом, как LEGO Не зря, этот конструктор считают одним из самых увлекательных изобретений XX века. Так и есть! Ребенку играть в LEGO для развития не менее важно, чем читать книги или играть в обучающие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс «Воспитатель года – 2021» муниципальный этап

В данном разделе размещен материал для Всероссийского  конкурса "Воспитатель года - 2021", Заявка участника, анкета, представление, сочинение на тему "Эффективность использования и...

Информационная карта участника муниципального этапа профессионального конкурса «Воспитатель года - 2021»

Информационная карта участника муниципального этапа  профессионального конкурса «Воспитатель года - 2021»...

Информационная карта участника муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2021"

Информационная карта кандидата на участие в муниципальном этапе конкурса...

"Педагогическое мероприятие с детьми" - конкурсное испытание Муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года - 2021"

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Путешествие в сказочный лес»...

Приказ "О проведении муниципального конкурса " Учитель года-2021" на базе МАДОУ "Детский сад №3"Ромашка"

Приказ  О проведении  муниципального  конкурса " Учитель года-2021" на базе МАДОУ "Детский сад №3"Ромашка"...

Муниципальный конкурс "Воспитатель Года 2021"

Приняла участие в Муниципальном конкурсе "Воспитатель г.о. Истра"в 2021 году.Опыт работы по теме: "LEGO конструирование,как средство развития технического творчества"...