конспект занятия в старшей группе про свойства магнита
опыты и эксперименты (старшая группа)

Анастасия Полупан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №22 станицы Ярославской

муниципального образования Мостовский район

 

 

 

Конспект открытого занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

во 2 старшей группе общеразвивающей направленности.

Тема: «Удивительные свойства магнита»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Полупан Анастасия Александровна

 

 

 

 

 

2021год.

 

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

 

Задачи:

Образовательные: закрепить у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

 

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.

 

Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает…).

 

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности:

 

(Дети заходят в лабораторию, где уже находятся педагоги д/с, здороваются)

- Все ребята встали в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, у вас хорошее настроение?  Вы готовы к новым знаниям?

А подарим и нашим гостям положительные эмоции (дуем на ладошки)

- Ребята, мы с вами пришли в лабораторию и нам необходимо вспомнить правила поведения здесь. (не кричать, соблюдать осторожность, не трогать без разрешения, не пробовать на вкус, работать только на своем месте).  Это старшие научные сотрудники данной лаборатории, а вы хотите не на долго стать младшими сотрудниками?  

Ответы детей

(Нет! Да!)

-Мы узнаем над какой темой работают сотрудники и присоединимся к ним!

Один из гостей скажет:

- Ребята, вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?

Загадывает загадку:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

Ответы детей

(Магнит)

- Правильно, магнит!

- Спасибо, Людмила Васильевна!

Воспитатель достает из коробки магнит и показывает

 

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.

- А кто знает, что такое магнит?

Ответы детей:

(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)

- А вы знаете, почему этот камень так называют?

Ответы детей.

- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…

Легенда

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)


В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Ответы детей:

(Магнитная гора)

- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей:

(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

- Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.

 

 

Опытно-экспериментальная часть

- Ребята, я предлагаю подойти к столам и что вы видите на них?

Ответы детей:

(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

- На столах, находятся предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

- Что нам понадобится для этого?

Ответы детей:

(Магнит)

- Как мы это сможем сделать?

Ответы детей:

(Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.)

 

Опыт № 1

 

 - Приступим. Ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на голубую тарелочку, а те которые не притягивает – на зеленую. 

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

- Назовите, какие предметы притянул магнит.

Ответы детей:

(Скрепки, монеты, гвоздики…)

Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Ответы детей:

(Из металла, железа)

- Они какие? (Металлические)

- А какие предметы не притянул магнит?

(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)

- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

Ответы детей:

(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

Работа над словарём (пластиковые, тканевые, бумажные… )

- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…? 

Ответы детей:

(Потому что они металлические, железные)

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

- При помощи карточек зафиксируем вывод.

На доске дети выставляют карточки. А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.

- Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

 

 

Опыт № 2

 

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

Ответы детей:

(Да! Нет!)

- Хорошо. Давайте проверим. Мы можем провести два опыта с помощью магнита поучаствовать в гонках или разрисовать тарелочку, какой выбираете?

Ответы детей.

( Если дети разошлись во мнениях, можно провести оба опыта).

- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

- Готовы? Поехали!

(Скрепка двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.)

- Отчего так происходит? 

Ответы детей:

(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

- А теперь проведем второй опыт с тарелкой. На ней капли с краской, расположим в центре гайку , а с низу магнит и при перемещении магнита у нас гайка начнет рисовать.

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.

Вывод фиксируется карточками на доске.

- Что-то мы засиделись, вы наверное устали?

 

Ну тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за столы все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

 

 

 

 

Опыт № 3

 

- Ребята, у старших сотрудников возник вопрос, с решением которого мы можем помочь.

- Не так давно по морю проходил корабль и во время шторма его сильно качнуло, и один контейнер с монетами затонул в море, как нам достать монеты тем самым очистить море от металла?

- Как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?

Ответы детей:

(Да! Нет!)

- Давайте проверим.

Перед вами загрязнённое море (таз с водой, на дне которых, металлические предметы). Наша задача - очистить это море от мусора с помощью магнита.

- Как мы это сможем сделать?

Ответы детей:

(Взять магнит и опустить его в воду.)

- Что же мы видим?

Ответы детей

(Предметы притягиваются через воду…)

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили море!

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнитная сила действует через преграду - воду.

Вывод фиксируется карточками на доске.

 

- Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».

Воспитатель приглашает детей на ковер
Игра с мячом «Притянет - не притянет»

(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).

 

Итог опытно-экспериментальной деятельности

 

- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

- Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…).

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

Ответы детей

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

Старший научный сотрудник Людмила Васильевна благодарит ребят за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №22 станицы Ярославской

муниципального образования Мостовский район 

Конспект открытого занятия

по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

во 2 старшей группе общеразвивающей направленности.

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Воспитатель Полупан Анастасия Александровна

2021год.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи:

Образовательные: закрепить у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.

Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает…).

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности:

(Дети заходят в лабораторию, где уже находятся педагоги д/с, здороваются)

- Все ребята встали в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, у вас хорошее настроение?  Вы готовы к новым знаниям?

А подарим и нашим гостям положительные эмоции (дуем на ладошки)

- Ребята, мы с вами пришли в лабораторию и нам необходимо вспомнить правила поведения здесь. (не кричать, соблюдать осторожность, не трогать без разрешения, не пробовать на вкус, работать только на своем месте).  Это старшие научные сотрудники данной лаборатории, а вы хотите не на долго стать младшими сотрудниками?  

Ответы детей

(Нет! Да!)

-Мы узнаем над какой темой работают сотрудники и присоединимся к ним!

Один из гостей скажет:

- Ребята, вчера поздно вечером к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?

Загадывает загадку:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

Ответы детей

(Магнит)

- Правильно, магнит!

- Спасибо, Людмила Васильевна!

Воспитатель достает из коробки магнит и показывает

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.

- А кто знает, что такое магнит?

Ответы детей:

(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)

- А вы знаете, почему этот камень так называют?

Ответы детей.

- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…

Легенда

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)


В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Ответы детей:

(Магнитная гора)

- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей:

(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

- Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.

Опытно-экспериментальная часть

- Ребята, я предлагаю подойти к столам и что вы видите на них?

Ответы детей:

(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)

- На столах, находятся предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

- Что нам понадобится для этого?

Ответы детей:

(Магнит)

- Как мы это сможем сделать?

Ответы детей:

(Возьмём магнит и с помощью него разделим предметы на две группы: в первой группе будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются.)

Опыт № 1

 - Приступим. Ребята, те предметы, которые притягивает магнит, вы положите на голубую тарелочку, а те которые не притягивает – на зеленую. 

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

- Назовите, какие предметы притянул магнит.

Ответы детей:

(Скрепки, монеты, гвоздики…)

Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Ответы детей:

(Из металла, железа)

- Они какие? (Металлические)

- А какие предметы не притянул магнит?

(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…)

- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

Ответы детей:

(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

Работа над словарём (пластиковые, тканевые, бумажные… )

- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики…? 

Ответы детей:

(Потому что они металлические, железные)

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

- При помощи карточек зафиксируем вывод.

На доске дети выставляют карточки. А старшие научные сотрудники фиксируют результаты в тетради.

- Запомните, ребята, свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

Опыт № 2

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

Ответы детей:

(Да! Нет!)

- Хорошо. Давайте проверим. Мы можем провести два опыта с помощью магнита поучаствовать в гонках или разрисовать тарелочку, какой выбираете?

Ответы детей.

( Если дети разошлись во мнениях, можно провести оба опыта).

- Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

- Готовы? Поехали!

(Скрепка двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.)

- Отчего так происходит? 

Ответы детей:

(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)

- А теперь проведем второй опыт с тарелкой. На ней капли с краской, расположим в центре гайку , а с низу магнит и при перемещении магнита у нас гайка начнет рисовать.

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.

Вывод фиксируется карточками на доске.

- Что-то мы засиделись, вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за столы все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Опыт № 3

- Ребята, у старших сотрудников возник вопрос, с решением которого мы можем помочь.

- Не так давно по морю проходил корабль и во время шторма его сильно качнуло, и один контейнер с монетами затонул в море, как нам достать монеты тем самым очистить море от металла?

- Как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?

Ответы детей:

(Да! Нет!)

- Давайте проверим.

Перед вами загрязнённое море (таз с водой, на дне которых, металлические предметы). Наша задача - очистить это море от мусора с помощью магнита.

- Как мы это сможем сделать?

Ответы детей:

(Взять магнит и опустить его в воду.)

- Что же мы видим?

Ответы детей

(Предметы притягиваются через воду…)

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили море!

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнитная сила действует через преграду - воду.

Вывод фиксируется карточками на доске.

- Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет».

Воспитатель приглашает детей на ковер
Игра с мячом «Притянет - не притянет»

(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).

Итог опытно-экспериментальной деятельности

- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

- Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…).

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

Ответы детей

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

Старший научный сотрудник Людмила Васильевна благодарит ребят за работу.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0429/000c6038-be393137/hello_html_75e63c78.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды"

.Показывается опыт с водой и дается представление о некоторых свойствах воды....

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды" Опыт № 2.

Дается представление о переходе воды из жидкого состояние в твердое....

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды".Опыт №3

При помощи опыта №3 дается представление о превращении воды в пар....

Конспект НОД в старшей группе "Удивительные свойства магнита"

Конспект непосредственно организованной деятельности в старшей группе. Тема занятия: «Удивительные свойства магнита»Направление: познавательное развитие.Длительность занятия 25 минут.Формы непосредств...

Открытое занятие в старшей группе "Удивительные свойства магнита"

На занятии у детей расширяются и закрепляются представления о магнитах и их свойствах...

Экспериментирование в ДОУ. Занятие для старшей группы "Изучение свойств магнита"

Конспект отлично подойдет для открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект занятия в средней группе "Удивительные свойства магнита"

Данное занятие направлено на формирование у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы. Дети выяснят через какие материалы воздействует магнит и узнают об использовании маг...