Итоговое мероприятие с родителями: «Игра в жизни ребёнка» в рамках проекта «День Матери»
методическая разработка

Русина Галина Владимировна

Основной задачей музыкально-дидактических игр является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями, развитие мышления, речи, памяти, воли, и воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое мероприятие с родителями:

«Игра в жизни ребёнка»

в рамках проекта «День Матери»

  1. Установить доброжелательное, искреннее, свободное общение детей и взрослых.
  2. Развивать творческие способности в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах, исполнении ролей.
  3. Раскрыть тему игры в жизни ребёнка, индивидуальные способности детей и взрослых.
  4. Воспитывать чувство коллективизма.

Уважаемые родители! Дошкольный возраст – начало сознательной жизни ребёнка, когда он начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями, и возможностями и открывает для себя окружающий мир.

Основной формой музыкальной деятельности являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Существуют разные виды игр – подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые.

Основной задачей музыкально-дидактических игр является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями, развитие мышления, речи, памяти, воли, и воображения.

Основная задача сюжетно - подвижной игры – развитие двигательной активности, воспитание нравственных качеств, активизация творческих и музыкальных способностей.

Основная задача театрализованной игры – раскрытие индивидуальных способностей, воспитание любви к прекрасному, доброжелательное отношение к окружающим.

Дети учатся в этих играх передавать общий характер музыки (весёлый, бодрый, спокойный) и отдельные средства музыкальной выразительности -скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).

Я приглашаю всех родителей поиграть с детьми.

Русская народная игра «Дрозд».

Родители с детьми парами стоят напротив друг друга.

Я, дрозд – ты дрозд.                                      (Рукой показывают друг на друга).

У меня нос, у тебя нос.            (Дотрагиваются пальцем до носа соседа)

У меня гладкие, у тебя гладкие.        (Ладошками гладят щёки друг друга)

У меня сладкие, у тебя сладкие.  (Показывают пальцем на свои губы и                    соседа)

Ты, мой, друг, я твой друг.             (Показать рукой друг на друга).

Я тебя люблю.                                    ( Обнимаются).

В этой игре развивается музыкальность детей через объединение различных: зрительно слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музицирования.

 Песня, действуя на ребёнка,  вызывает у него различные чувства, переживания, которые он старается выразить при помощи жеста, мимики. А это в свою очередь влияет на настроение детей.

Игру с пением можно проводить по-разному. Можно сначала спеть песню, а затем проводить игру, а можно проводить игру одновременно с пением. Исполняя песню в игре, дети могут ходить, выставлять ногу вперёд, поднимать и опускать руки, вращать кистями рук.

Я предлагаю родителям поиграть вместе с детьми в русскую народную игру «Чиж».

По дубочку постучишь, прилетит синий чиж.

У чижа у чиженьки, хохолочек рыженький.

Чижик по небу летал, одной ноженькой мотал

А на ножке маленькой, хохолочек аленький.

Кив, кив не зевай себе пару выбирай.

Дети и родители выполняют движения по показу музыкального руководителя. В конце игры находят себе пару и обнимаются.

 Таким образом, игра развивает творческие способности,  в играх такого плана дети учатся в движении передавать художественный образ. Знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребёнок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью, дедом Ермаком и коршуном.

Следующая игра, в которую мы с вами будем играть, называется «Селезень и утка».

Выбираем селезня – ребёнка, утка – родитель.

Селезень утку догонял,     Взявшись за руки родители и дети идут по Селезень утку догонял.          кругу, утка в центре, селезень за кругом.

Пойди, утица, домой,

Пойди, серая домой.

У тебя семеро детей,

А восьмой – селезень,

А девятая сама.

Утка:   «Догоняй скорей меня».   

Все поднимают вверх соединённые руки, образуя воротики. Утка убегает, а селезень её ловит. Они перебегают через круг,  где хотят. При повторном поведении игры выбираются другие селезень и утка.

Самые любимые игры те, где нужно ловить друг друга. Ребёнок в таких играх должен показать ловкость, быстроту движений, сообразительность. («Хитрый кот», «Медведь и пчёлы», «Лиска – лиса» и т. д). Быстроту реакции, выдержку дети проявляют в играх, где им нужно принять какую-то позу и не двигаться какое-то время (Например, в игре «Заморожу»). Чаще стараюсь проводить игры, которые требуют от детей проявления творческой фантазии, инициативы («Дед Сысой», «Дрёма», «Летал воробей»). С радостью замечаю, что детям эти игры нравятся.

                     Приглашаю   детей поиграть в игру. «Дразнилка».

Две шеренги ( в одной девочки, в другой мальчики)

стоят напротив друг друга.

Девочки. 

Вы мальчишки-забияки,    шеренга девочек подходит к шеренге 

Вы не можете без драки!                мальчиков.

Вам бы целый день толкаться,        Отходят назад.

Бегать с палками и драться!

Мальчики.  Припев:

А мы ваших слов не понимаем,      шеренга мальчиков подходит к шеренге 

Захотим – и  вас сейчас поймаем!   девочек.

А мы ваших слов не понимаем,      Отходят назад.

Захотим – поймаем!   У-у-у!           Мальчики ловят девочек. После этого по сигналу муз. руководителя дети строятся в шеренги. Чья шеренга быстрее построится та и начинает игру.

Мальчики.  Вы, девчонки – сладкоежки,

Вам бы грызть одни орешки,

И конфетки, и тянучки,

К маме проситесь на ручки!

Девочки.  Припев:

А мы ваших слов не понимаем,

Захотим – и вас сейчас поймаем!

А мы ваших слов не понимаем,

Захотим – поймаем! У-у-у!     Девочки ловят мальчиков. После этого по сигналу строятся в шеренги. Чья шеренга раньше построится, та и начинает игру.

Совместная деятельность детей создаёт общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценках своих действий и поступков.

Следующая игра: «Передача платочка». 

Родители и дети стоят в кругу, по кругу под русскую народную музыку передаётся платочек. Как только музыка остановилась, тот, у кого платочек выходит в круг и самостоятельно придумывает танцевальные движения, согласно темпу музыки. Остальные участники игры ритмично хлопают.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

На материале детского фольклора я учу детей разнообразным выразительным движениям. Для этого использую музыкальные инструменты. Например, ребёнок показывает, как неуклюже ходит медведь (звучит барабан, и все дети изображают медведя), мягко крадётся лиса (звучат колокольчики, металлофон), скачет и бодается козлик (использую трещотки, ложки), летают птички (дудочки).

Таким образом, развивается внимание, слух, быстрая смена движений, память.

Предлагаю родителям взять в руки музыкальные инструменты, а детям изобразить животных которые будут соответствовать звучанию персонажей.

Затем поменяться  местами, дети играют, родители изображают.

Важную роль в музыкальном воспитании детей играет развитие музыкального слуха. А помочь в этом могут программные произведения и игра на народных инструментах. Часто на занятиях я использую ложки как ритмический аккомпанемент. Например, одни дети скачут как лошадки, а другие отстукивают ритм ложками, изображая цокот копыт. Детям нравятся упражнения и игры с ложками, а для меня это важный момент развития чувства ритма и темпа. «Лошадки» могут идти, поднимая колени,  (удар ложек будет медленным), и мчатся галопом, (ритм меняется на быстрый).

Предложить родителям изобразить «Лошадок», а детям взять в руки ложки. Затем поменяться местами.

Попрыгать как «Зайчики» (использовать игру на колокольчиках), или «Идут медведи» (поиграть на бубне).

Работа с оркестром народных инструментов помогает мне воспитывать у детей чувство ответственности, сплочённости, развивать организованность.

В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах пользуюсь попевками из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.

Большое внимание уделяется музыкально-дидактическим играм, которые используются во всех видах музыкальной деятельности: пении, слушании, движений под музыку, игре на музыкальных инструментах. Эти игры помогают мне в обучении детей разбираться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух.

(Показать «Домик» с тремя окошками, где в первом окошке дети танцуют, во втором маршируют, в третьем спят.) Предложить родителям вместе с детьми стать участниками игры и выполнять все действия происходящие в домике.

Звучит «Детская полька» М. Глинки. Родители – танцуют (самостоятельно придумывают  движения). Звучит «Марш» Э. Парлова. (все маршируют).  Звучит «Колыбельная» (родители и дети «спят»).

Игровое действие  должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Таким образом, совместная деятельность детей и родителей создаёт общее эмоциональное настроение. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть её. Игры вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. Как можно больше играть дома, приобретать музыкальные инструменты и давать самостоятельно воплощать свои идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей : "Игра в жизни ребёнка"

Игра в жизни ребенка младшего возраста"Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть бо...

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Консультация для родителей " Игра в жизни ребёнка"

Цель:Привлечение внимания родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.Вопросы для обсуждения:1. Что такое игра? Значимость и важность игры в жизни и развитии ребенка;2. Рекомендации и советы в...

Итоговое мероприятие с родителями «Посиделки» в рамках проекта «День Матери»

Мы по-новому относимся к старинным традициям, праздникам, народному фольклору. Детям фольклор близок и интересен. Мы приобщаем детей к фольклору, помогаем им набраться уму-разуму, становиться добрее, ...

Консультация для родителей «Игра в жизни ребёнка»

Консультация для родителей «Игра в жизни ребёнка»Как часто родители слышат от детей «Поиграй со мной!» И сколько они получают радости, когда преодолевая усталост...

Консультация для родителей "Игры в жизни ребёнка"

Консультация для родителей "Игра в жизни ребёнка"...