Проект "По страницам "Детского альбома" Чайковского
проект (старшая группа)

Содомовская Татьяна Владимировна

Долгосрочный проект по творчеству П.И.Чайковского. Дети знакомятся с произведениями из "Детского альбома".  Кроме слушания дети знакомятся с художественной литературой, используются мультимедийные презентаци, ритмопластика.    Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Для того чтобы  формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.  Каждая  встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование  творчески активной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_stranitsam_detskogo_alboma_chaykovskogo.docx179.95 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02c0/00076947-9c6e3789/hello_html_m2c5e446c.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №9 «СОЛНЫШКО»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «По страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского»

Долгосрочный

Старшая группа детского сада

                                                                                          Подготовила:

                                                                                          Содомовская
                                                                                         Татьяна Владимировна
                                                                                   музыкальный руководитель

г.о.г.Чкаловск

2021г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

      Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни.

    Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Для того чтобы  формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.  Каждая  встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование  творчески активной личности.

ЦЕЛЬ: 

        Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре, художественной литературе и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

 ЗАДАЧИ:

  1.  Развивать интерес к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста.
  2.  Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
  3.  Стимулировать самостоятельное проявление и участие детей в художественно творческой деятельности, умение проявлять эмоциональную отзывчивость.
  4.  Способствовать развитию творческих, слушательских и исполнительских навыков детей в процессе музыкальной деятельности.
  5. Совершенствовать речевое развитие детей, умение высказываться об эмоциональном образном содержании музыки.
  6. Привлечь родителей к сотрудничеству при формировании художественно- эстетического развития ребенка.

ТИП  ПРОЕКТА: творческий.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: с января по май 2021г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

- дети подготовительной группы,

- родители воспитанников,

- руководители проекта: музыкальный руководитель – Содомовская Т.В.., воспитатель – Комлева О.Н.

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА

Основные принципы:

  •  развивающего образования;
  •  обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  •  решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при  взаимодействии с семьями детей;
  •   содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  •  поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1.  Подготовительный:

- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;   

- подбор необходимых материалов: репродукций, художественной литературы и музыкальных произведений;

- обновление уголка по художественно-эстетической деятельности в группе.

Данный проект предполагает активное участие родителей:

- встречи с родителями;

- участие в создании на мультимедийном проекторе «мини-галереи» (картин, портрета великого композитора);

- участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);

- участие в оформлении выставки детских работ;

- совместные встречи в музыкально-творческой гостиной

2. Основной – практический:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Восприятие музыки

Ритмопластика

Художественная литература

Художественно-творческая деятельность

Мультимедийные презентации

Наглядные пособия

Срок

П.И.Чайковский
«Болезнь  куклы»

Эмоции

В.Берестов «Больная кукла»

Рисование «Кукла заболела»

«О бережном отношении к игрушкам»

Иллюстрации Ю.Кротова, Кустодиева

Январь

П.И.Чайковский
«Новая  кукла»

Танец кукол

Танец с куклами

В.Брестов «Непослушная кукла»,

А.Барто «Кукла»

М.Яснов «Мои игрушки»

Изготовление тряпичной или нитяной куклы

Рисование «Новая кукла»

Мультфильм «Босоножка и её друзья»
Мосфильм, 1975г.

Иллюстрации В.Тропинина, А.Харламова

Январь

П.И.Чайковский
«Марш деревянных солдатиков»

Марши различного характера

Г-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Лепка «Солдатики»

Просмотр фильма «Старая, старая, сказка»

Иллюстрации
Ф.Марселлино

Февраль

П.И.Чайковский
«Игра в лошадки»

Игра «Лошадки»

И.Токмакова «Счастливо, Иванушкин»,
Б.Алмазов «Самый красивый конь»

Пластилинография

Иллюстрации

Февраль

П.И.Чайковский
«Утренняя молитва»

«Детский молитвослов»
Б.Ганго «Детям о молитве»
«Детская православная хрестоматия»

Изготовление ангелочков из ткани

Иллюстрации из пособия «Добрый мир»

Март

П.И.Чайковский»
«Сладкая грёза»

Плавные движения руками

Ю.Мориц, Э.Машковская «Сто фантазий»,
Е,Крассула «Волшебная книга мечты», В.Катаев «Цветик – семицветик»

Аппликация «Жар – птица»

Презентация «Мечты сбываются»

Иллюстрации
Л.Уварова «Мечты»

Март

П.И.Чайковский
«Вальс»

Разучивание элементов вальса

История возникновения вальса. Что значит слово «вальс»

Рисование «Танцующие пары»

Иллюстрации А.Швецовой, А.Углова,
В.Первунинского

Апрель

П.И.Чайковский
«Полька»

Разучивание шага польки

История возникновения польки. Что значит слово «полька»

Рисование «Танцующие пары»

Иллюстрации А.Швецовой, А.Углова,
В.Первунинского

Апрель

П.И.Чайковский
«Нянина сказка»

Изображение в движении сказочных героев

Пушкин «Няне», Э.Успенский «Рассеяная няня», В.Степанов «Няня-Ваня»

Рисование любимой сказки

Викторина «По страницам любимых сказок»

Картины, иллюстрации

Май

П.И.Чайковский
«Баба-Яга»

Ритмопластика «Баба-Яга»

Подбор сказок, в которых встречается Баба-Яга

Аппликация «Укрась ступу Бабы-Яги»

Просмотр сказок

Картины, иллюстрации

Май

3. Итоговый:

  1.  Выставка творческих работ детей и родителей «По страницам «Детского альбома»
  2.  Проведение итогового музыкального занятия.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

  1.  Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы.
  2.  Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
  3.  Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
  4.  Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки"), эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки».
  5.  Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий и т.д.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

     «Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро). Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с произведениями классической музыки в музыкально-творческой гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством.

   Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:

-  интерес детей к классической музыке, художественной литературе, изобразительному искусству;

- эмоционально-ценностное отношение к искусству,

-  развить вдумчивого восприятия подлинных произведений русского классического искусства;

- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;

- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;

- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;

- обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

Список литературы:

  1.  Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.
  2.  И. В. Штанько Воспитание искусством в д/с., М. 2007.
  3.  В.В.Стасов  «Собрание статей о Чайковском и его

произведениях» Москва – 1987

  1.  Н.С.Новиков «Звук родной струны…» Москва АСТ 2006 год.
  2.  Музыкальная энциклопедия. /Гл.ред.Ю.В.Келднин, Г.5.М., «Сов.Энциклопедия», 1981/.
  3.  М. Кароткова «Проблемы музыкальной классики» Москва – 1998 год
  4.  Максим Юрьев. «П.И.Чайковский.  Биография»  ОАО «Издательство «Просвещение» 2005 год
  5.  П. Соломонов «Архив классической музыки» Издательство «Музыка» Санкт-Петербург 2001 год
  6.  Р.Петров «Художественные тенденции в музыкальном искусстве 19 века» Москва АСТ 2006 год

10.  А.Строкина  «Чайковский. Торжество света» , «Книжный дом Анастасии Орловой, 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»

Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога»                   (Дошк...

Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...

Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.

Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....

Новогодний проектпо мотивам "Уральских сказов" П.П. Бажова

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...