ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа)

Рогатина Наталья Владимировна

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rogatina_statya.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема патриотического воспитания дошкольников одна из наиболее актуальных [3]. В настоящее время как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу– Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей семьи, нации, своей Родины. Поэтому именно в дошкольном детстведолжны быть заложеныосновы патриотизма, когда учитывается конкретно-образный характер мышления, эмоционально-чувственный характер отношения к миру [1].

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в качестве личностных характеристик ребенка дошкольного возраста указывает на формирование первичных представлений «о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира», что свидетельствует о необходимости формирования такого качества как патриотизм [7].

Анализ литературы свидетельствует о том, что патриотизм рассматривается как интегральное качество личности, представляющее собой единство сознания и деятельности и характеризуется наличием патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины, эмоционально-ценностным отношением к родной стране и родному краю, стремлением нести ответственность, вставать на защиту Родины[1; 4; 9].

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста позволяет развивать ценностное отношение к своей стране и малой родине – умение дорожить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. В дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России [8].

Для формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать материал повседневной жизни, позволяющий формировать отношение к окружающим людям, природе и местности на основе ситуационной вовлеченности, эмоционального сопереживания и конкретно-образных впечатлений. Этому способствует использование возможностей проектной деятельности, которая обеспечивает включение дошкольников в ближайшее историко-культурное пространство, что позволяет понять и осознать самобытность истории и культуры родного края, приобщить дошкольников к духовно-нравственным ценностям, формировать патриотические качества [6].Проектная деятельность– это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности [2].

Главным принципом проектной деятельности является принцип личностного внедрения дошкольника в тему, т.е. изучение исторического прошлого родного края должно сочетаться с изучением семьи, его родословной, традиций. Малая родина изучается в контексте интереса ребенка к себе [5].

В современных исследованиях (В. В. Афанасьев, Т. Ю. Волконская, Н. Е. Зауэр, С. М. Куницына, Т. В. Митроченко, Г. В. Унрау)проектная деятельность является средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.Организация патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста зависит от совокупности условий: учет конкретных условий историко-культурного и природоведческого пространства; учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, их мотивов, интересов индивидуальных особенностей восприятия и усвоения информации; учет представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае.

Учитывая необходимость поиска эффективных путей решения проблемы, нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого явилось патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

Экспериментальной базой исследования выступило МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ромашка» г. Ковылкино Республики Мордовия. Объектом исследования явились дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось изучение исходного уровня патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение уровня патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста основывалось на следующих критериях: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Уровневая шкала была представлена высоким, средним и низким уровнями патриотической воспитанности.

В процессе исследования использовались такие методы как наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, а также диагностический инструментарий, включающий следующие методики: вопросы для беседы, практическое задание «Родной город», «Государственные символы», задание «Нарисуй свою страну», задание «Нравственно-патриотическое отношение», проблемные ситуации.

Результаты констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возрастасвидетельствуют о том, что большинство дошкольников экспериментальной группы имеют низкий уровень патриотической воспитанности (50 %), в контрольной группе преобладают дошкольник со средним уровнем (45 %). Значителен процент дошкольников, отнесенных к среднему уровню в экспериментальной группе (40 %) и низкому уровню в контрольной группе (40 %). Примерно одинаковы по количественному составу группы детей, отнесенных к высокому уровню (10 % ЭГ и 15 % КГ).

Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента установлено, что необходимо проведение целенаправленной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, направленной на воспитание граждан, любящих свою Родину, свой край, знающих его историю, традиции и культуру.

На формирующем этапе эксперимента была разработана система проектов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Проекты патриотической направленности были направлены на решение следующих задач: прививать любовь к культурному наследию «малой родины»;воспитывать чувство гордости за свой город, желание сохранить и приумножить его культурные традиции;дать возможность учащимся своим творчеством и делами проявить любовь к родному городу, к ветеранам; познакомить с историческими и культурными памятниками города.

Среди содержательных направлений проектной деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста использовались следующие: социокультурное, историко-краеведческое, искусствоведческое, эколого-краеведческое.

Социокультурное направление включало дошкольников с ближайшим социальным окружением и историческим прошлым семьи.С дошкольниками выполнены проекты «Окно Победы», «Война в истории моей семьи».

Историко-краеведческое направлениенацелено на изучение истории и культуры своего народа, родного города, республики в целом, отдельных сфер жизни общества, исторических событий, символов, персоналий, в частности.В рамках данного направления выполнялся проект «Город, в котором хочется жить!». В результате выполнения данного проекта дошкольники узнали дату возникновения города Ковылкино, его расположение на карте, первоначальное название города, происхождение названия Ковылкино, достопримечательности, памятники, познакомились с краеведческим музеем, узнали о предприятиях, санаториях, количестве магазинов, школ, детских садов, учреждений культуры, медицины, количестве работающих на предприятиях, новорождённых за год малышей. Дети рисовали рисунки любимых мест города и рассказывали о них. Своим рассказом они попытались передать те ощущения, которые испытывали. Кроме того, дошкольники познакомились с известными земляками.

Искусствоведческое направление было направлено на воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине на материале художественной культуры, оказывающей на личность глубокое эмоциональное воздействие. По данному направлению проведентворческий проект-мастерская «Рисуем войну и Победу», проект «Открытка для ветерана», проект «День за днем до Победы».

Эколого-краеведческое направление позволяло формировать чувство любви к малой родине, уважительное отношение к природе родного края, его национальным традициям и культуре, пробуждения чувства гордости за свой народ. В рамках данного направления проведен проект «Посмотри на край родной, что за чудо пред тобой».

Формирующий этап эксперимента был ориентирован на повышение уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Экспериментальная работа позволила формировать компоненты патриотической воспитанности – когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

На контрольном этапе экспериментальной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе повторного применения методик был проведен сравнительный анализ результатов исследования, полученных до формирующего этапа эксперимента и по итогам его проведения.

В экспериментальной группе изменение уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста более значительно, чем в контрольной.Увеличилось количество дошкольников экспериментальной группы, имеющих высокий уровень патриотической воспитанности на 13,7 %; возросла доля учащихся со средним уровнем на 13,6 %, уменьшилась доля учащихся с низким уровнем – 27,3 %. Количественные изменения в контрольной группе произошли незначительные. Количество детей старшего дошкольного возраста, характеризующихся высоким уровнем, выросло на 4,2 %, на 8,4 % – средним уровнем, уменьшилась доля школьников с низким уровнем на 12,6%.

Полученные результаты позволяют утверждать, что эффективность работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности повысился.

Список использованных источников

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Горшенина, С. Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности / С. Н. Горшенина, С. А. Навдаева// Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: материалы Международной научно-практической конференции «Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития» (Сургут, 22 мая 2017 года);Сургутский государственный педагогический университет. – Сургут, 2017. – С. 149-151.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2025 годы»/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/
  4. Долинова, Е. В. Продуктивная деятельность как средство воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Долинова, С. Н. Горшенина // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации» (Орехово-Зуево, 10 мая 2019 года) /  отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. – Орехово-Зуево, 2019. – С. 228-230.
  5. Марухненко, Н. А. Метод краеведческих проектов в патриотическом воспитании дошкольников / Марухненко Н.А., Русских Н.Н., Попова Е.Р. // Детский сад от А до Я. 2016. № 6 (84). С. 79-86.
  6. Савенкова, Е. В. Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания / Е. В. Савенкова // Информ-образование. – 2016. – № 1 (1). – С. 97–105.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  8. Шимкова, А. П. Реализация регионального компонента патриотического воспитания посредством проектной деятельности в условиях дошкольного образования / А. П. Шимкова, И. И. Синенко // Наукосфера. 2020. № 10-1. С. 24-29.
  9. Ясева, Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников [Текст] учебное пособие для студентов и педагогов / Н. Ю. Ясева. – Могилёв. Издательство МГУ, 2000. – 59 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"

В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами....

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьВо все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера...

Педагогический опыт: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Данный опыт может быть использован в виде дополнительного образования в ДОУ, представлять интерес для воспитателей, увлечённых истоками нравственно - патриотического воспитания, русской, мордовской на...