Статья "Кладовая детского фольклора"
статья (младшая группа)

Данилко Ирина Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kladovaya_detskogo_folklora.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

И.С. Данилко, воспитатель МКДОУ д/с № 303

«Кладовая детского фольклора»

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача - развитие ребёнка.

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие.

Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных форм происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Дети младшего дошкольного возраста, в силу своей особенности, неосознанно испытывают интерес к потешкам, загадкам, сказкам, поэтому речевое развитие я выстраиваю с использованием малых фольклорных форм. Именно детский фольклор  помогает повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.

По итогам анкетирования родителей, стало понятно, что в семьях практически не используют с детьми младшего дошкольного возраста малые формы фольклора. Поэтому я разработала и реализовала совместно с родителями долгосрочный проект «Кладовая детского фольклора»,  целью которого являлось: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм. Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

-изучить методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников с использованием фольклора;

-сформировать у детей правильное произношение и способствовать развитию фонематического восприятия;

-способствовать развитию лексико-грамматических категорий;

-обогатить словарный запас младших дошкольников, повысить коммуникативные умения;

- повысить уровень компетенций  родителей в вопросах воспитания детей  посредством малых фольклорных форм.

Для решения задач на подготовительном этапе я подобрала фольклорный материал с учетом возраста детей;  иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями; разработала конспекты занятий; составила картотеку потешек для всех режимных моментов; ознакомила родителей с целями и задачами проекта; подобрала консультации для родителей, провела родительское собрание.

На основном этапе во второй младшей группе организовала работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты, интегрируя в разные виды детской деятельности.

Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки. Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду-

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду -

Бултых в воду!

Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики использую народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», что способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Ю

Чтобы новые, довольно трудные слова, прочно вошли в лексикон детей, использую различные словесные дидактические игры и упражнения «Доскажи словечко». Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, и многое другое. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это я находила в фольклорных диалогических текстах. Звучание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию «Курочка — рябушечка». Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:

«Солнышко!

Ведрышко!

Выйди поскорей!

В ходе образовательной деятельности с детьми я использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т. д.) с помощью которых создаётся развернутая картина действий. На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки». На конструировании строим теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет».

Использую такие игровые технологии как: словесные игры, подвижные и хороводные игры («У медведя во бору»), импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, беседы, мини - конкурсы, игры - соревнования. На прогулке, для наблюдений за сезонными явлениями, я так же использую элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы, потешки). Народные подвижные  и хороводные игры – это источник радости, одной из лучших средств общения взрослого с ребенком. Хороводные игры – любимые забавы детей, при организации которых легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает понимание речи и побуждает детей подражать речевым действиям.

Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.

К нашему маленькому театру дети относятся с большим интересом, но далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности. К концу года дети уже  заменяли друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

Проектная деятельность позволяет привлечь родителей для решения актуальных проблем в воспитании и речевом развитии детей. Важное место в моей работе с родителями занимают родительские собрания. Собрания всегда проходят в нетрадиционной форме с использованием компьютерных презентаций и интерактивных игр по темам: «Адаптация ребенка в детском саду»; «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Путешествие в  страну Фольклорию»; «Вот и стали мы на год взрослей».

Консультации для родителей: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки!», «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль фольклора в развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Для привлечения родителей к совместной деятельности были организованы  выставки  рисунков « Моя любимая сказка», изготовление книжек-малышек, поделок по мотивам сказок, сочинение сказки, спектакли.

На заключительном этапе проекта родителям был предложен опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?». В приемной группы был размещен волшебный сундучок, куда родители опускали свои  ответы-сообщения. По итогам данного опроса можно увидеть динамику: увеличился процент родителей, читающих своим детям сказок, потешек. В результате сотрудничества у родителей повысился уровень педагогической компетенции, сформировалось понимание необходимости использования малых форм фольклора.

В результате реализации проекта «Кладовая детского фольклора» у детей обогатился словарь, улучшилась речь, повысился уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Консультация для родителей<<Детский фольклор>>

Консультация для родителей   <<Детский фольклор>>...

«ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДОУ»

Итоговый иссследовательский проект после обучения на курсах повышения квалификации....

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Игровой фольклор, как часть детского фольклора.

Консультация для воспитателей....