Главные вкладки

    Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"
    методическая разработка по теме

    Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развивают ребёнка. Неслучайно логопеды стали использовать их в своей работе. Хотелось бы, чтобы такие полезные и интересные игры в ладошки использовались не только педагогами и воспитателями, но и родителями в повседневной жизни детей. забавляя и развивая их.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

    СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ В ЛАДОШИ»

    Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора и обратили на себя внимание некоторых исследователей. Эти игры следует отнести к промежуточному типу, сочетающему собственно словесную игру и игру спортивно-манипуляторную, где есть элемент соревнования, физический и умственный тренаж. Данный тип появился и развивается предположительно с начала 1930-х гг.

    Как правило, это парные упражнения, которые выполняют двумя руками одновременно и попеременно. Игровые упражнения усваиваются с учетом возрастных особенностей. Так, малыши выполняют простые движения с малым стихотворным сопровождением, старшие – с большим стихотворным сопровождением и фигурным движением рук. Видимо, освоив свободное выполнение простых упражнений, ребенок ставит перед собой более сложные задачи.

    У данного типа игр есть ряд приёмов исполнения движений руками и способов применения стихотворных текстов. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава, и игра-«загадка».

    ИГРЫ – РАЗМИНКИ

    Назначение игры-разминки – в удовлетворении потребности развлечься и немного размяться. В основе её – тактильный контакт ладонями в произвольно выбранном темпе. Задача детей – не ошибиться и не отстать.  «Асы» делают это в быстром темпе. В 1960-х гг. дети играли в ладошки без слов – современные дети играют с речевым сопровождением. Исполнение текстов происходит в декламационном стиле хорового скандирования. Ценится равномерность, непрерывность в произношении и отбивке ладошками стихотворного ритма. Безостановочное, мерное движение рук направляется ритмом стихотворения. В хорошем исполнении игра даёт детям эстетическое наслаждение, близкое к торжеству. Круг таких произведений обширен, среди них есть тексты книжного произведения.

    КОНИ, КОНИ, КОНИ,

    СИДЕЛИ НА БАЛКОНЕ,

    ЧАЙ ПИЛИ, ЧАШКИ БИЛИ,

    ПО-ТУРЕЦКИ ГОВОРИЛИ:

    «ЧАБИ-ЧАЛЯБИ,

    ЧАЛЯБИ-ЧАБИ-ЧАБИ!»

    МЫ НАБРАЛИ В РОТ ВОДЫ,

           И СКАЗАЛИ ВСЕМ «ЗАМРИ!»

    ИГРЫ – ЗАБАВЫ

    Следующая разновидность игры – игра-забава – имеет задачу выявить, кто из игроков расторопнее. Её построение простое, трёхчастное: зачин не всегда отлит в форму стихотворного произведения, вторая часть – вопрос-ответ, третья часть – счёт либо произнесение слова по буквам с ловлей-хлопком на последнем счётном слове либо последней букве слова. Объем текста небольшой, в завершающей стадии происходит смена приёма исполнения: выделенное слово разделяется по буквам, смысл и значение произведения – в «выходе» из игры

    ЛЕТЕЛА ВОРОНА

    В ГОЛУБЫХ ПАНТАЛОНАХ,

    ЧИТАЛА ГАЗЕТУ

    ПОД НОМЕРОМ ПЯТЬ.

    РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

    ЛЕТЕЛИ ГУСИ]

    ПО СИНЕМУ НЕБУ

    И ЗАГАДАЛИ ЧИСЛО.

    - КАКОЕ?

    - ЛЮБОЕ.

    - НАПРИМЕР?

    - ПЯТНАДЦАТЬ.

    - РАЗ,

    - …- ПЯТНАДЦАТЬ!

    (Ловля хлопком руки партнёра)

     

    ИГРЫ – « ЗАГАДАЛКИ»

    Игра-«загадалка» используется детьми как способ загадать желание. Исполняемые стишки приспособлены для выражения быстро сменяющихся настроений и желаний детей. Стишок заканчивается нарочитой «обнажённостью» текстового задания. У этой игры есть правила и нормы исполнения: в завершающей фазе отвернуться, закрыть ладонью какой-либо глаз, загадать желание и вновь повернуться. Если ваши действия совпали с действиями партнёра по игре, то желание сбудется. По-своему волнующая концовка способна вызвать восторг или чувство досады. Смысл и значение произведения – в «выходе» из игры.

    ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ,

    ЗУБЫ НАДО ПОЛЕЧИТЬ.

    -А Я БОЮСЬ!

    -А ТЫ НЕ БОЙСЯ!

    ЖАБА ПО ПОЛЮ СКАКАЛА

    И ЖЕЛАНЬЕ ЗАГАДАЛА.

    РАЗ, ДВА, ТРИ,

    ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ ТЫ!

    (Поворачиваются со скрещёнными впереди руками соединяют их с руками партнёра. Если руки можно развести, желание исполнится)

    Очевидно, в ходе своего развития ребёнок испытывает потребность в совершенствовании речевых реакций, стоящих в прямой зависимости от степени тренировки движений, этим-то и привлекают его словесные игры в ладошки. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С помощью стихотворного ритма вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая на игру. Не случайно логопеды стали использовать в практике подобные упражнения, помогающие на фоне игровых движений, скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмике стихов, развить подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление. Хотелось бы, чтобы такие полезные и интересные игры в ладошки использовались не только педагогами и воспитателями на занятиях, на прогулках, в индивидуальной работе с детьми, но и с родителями вошли в повседневную жизнь детей,  забавляя, развлекая и развивая их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов . «Значение словесных игр в детском саду»

    В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен....

    Консультация для педагогов "Значение словесных игр в детском саду"

    Значение словесных игр в речевом развитии детей....

    Консультация для педагогов. «Значение словесных игр в детском саду»

    В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. ...

    Консультация для педагогов . «Значение словесных игр в детском саду»

    Консультация для педагогов .«Значение словесных игр в детском саду»...

    Консультация для педагогов .«Значение словесных игр в детском саду»

    В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен....