Содержание и формы методического сопровождения проектной деятельности педагогов
консультация

Мелкова Алла Сергеевна
Современных педагогов дошкольного образовательного учреждения все больше и больше интересует метод проектов, но далеко не все могут его самостоятельно освоить. На помощь педагогу приходит методическая поддержка, так как проектная деятельность – это сложноорганизованный процесс, требующий преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Успех введения проектной деятельности в педагогический процесс зависит от грамотного методического руководства, от применяемых методов и приемов обучения проектированию. Старший воспитатель должен организовывать консультации и собрания для педагогического коллектива по работе в данном направлении, так как проектная деятельность предполагает большую аналитическую и рефлексивную работу воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_3.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

Консультация:

«Содержание и формы методического сопровождения проектной деятельности педагогов»  

Старший воспитатель

Мелкова А.С.

Высшая квалификационная категория

Москва 2021

                Современных педагогов дошкольного образовательного учреждения все больше и больше интересует метод проектов, но далеко не все могут его самостоятельно освоить. На помощь педагогу приходит методическая поддержка, так как проектная деятельность – это сложноорганизованный процесс,  требующий преобразования всего учебного и воспитательного  процесса. Успех введения проектной деятельности в педагогический процесс зависит от грамотного методического руководства, от применяемых методов и приемов обучения проектированию. Старший воспитатель должен организовывать консультации и собрания для педагогического коллектива по работе в данном направлении, так как проектная деятельность предполагает большую аналитическую и рефлексивную работу воспитателя.

              Педагоги ДОО в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества старшего воспитателя, специалистов, воспитателей, детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

           Введение проектной технологии в образовательный процесс ДОО требует определенных организационных усилий, но при этом позволяет:

-     повысить профессиональный уровень педагогического коллектива;

- развить между участниками образовательного процесса систему продуктивного взаимодействия  и партнёрства  (педагог – ребенок – родитель);

-     развивать у детей дошкольного возраста такие качества, которые помогут ему реализовать себя как часть социума.    

            Проектирование осуществляется всеми педагогами и специалистами дошкольного образования, но на различных уровнях и  в зависимости от категории деятельности:

- проектирование отдельных педагогических компонентов (план занятия, сценария, праздника, досуга и т.д.);

- проект самообразования.

           Чтобы проектировать успешно, необходимо развивать две группы умений.

Первая группа обеспечивает теоретическое проектирование:

-  анализ ситуации и определение противоречия, идентификация проблемы;

-  разработка концепции решения педагогической проблемы;

-определение целей проектирования и прогнозирование конечного результата;

- выбор критериев;

- моделирование проекта;

- конструирование проекта;

- исследование условий (ресурсных возможностей);

- синтез знаний из разных областей наук;

- техническая подготовка (систематизация и схематизация материала);

- определение методов и средств в оптимальном их сочетании;

- планирование действий;

- составление документации по проекту и работа с ней.

Вторая группа умений:

- рациональная организация этапов проектной деятельности (самоорганизация и организация коллектива);

- создание и поддержка коллективного творчества;

- определение нестандартных решений презентации проектной деятельности;

-  контроль и регулирование (собственной или совместной)  проектной деятельности;

- корректировка проекта в соответствии с условиями;

- презентация готового продукта проектирования и рефлексия.

Таблица 3. Содержание методического руководства старшего воспитателя

по  проектной деятельности
(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

Функции управления

Содержание методической работы  старшего воспитателя

1.Информационно - аналитическая

Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике.

2. Мотивационно - целевая

Совместно с руководителем ДОУ  и педагогами определяет цели и задачи метода проектов. Помогает педагогам в организации  проектной деятельности.

3.Планово- прогностическая

Прогнозирует развитие проектной деятельности.

4. Организационно – исполнительская

Анализирует выполнение плана работы по проектной деятельности. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания творческой группы: выявляет недостатки, упущения, демонстрирует положительные  наработки в реализации проектов. Организует  открытые занятия, мероприятия. Проводит педагогическое обследование детей, анкетирование педагогов, родителей. Оказывает педагогам помощь в осуществлении взаимодействия с  социумом.

5.Контрольно – диагностическая.

Осуществляет с заведующей ДОУ, творческой группой педагогов контроль за организацией и проведением  проектов, оценивает положительное, недоработки проектной деятельности.

6.Регулятивно – коррекционная (оперативно  - функциональное регулирование)

Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации проектов, повышения компетентности  педагогов по вопросам проведения проектной деятельности.

       Значение методического сопровождения проектной деятельности педагога заключается в многообразии функций, которое оно выполняет: консультационная, диагностическая, информационная, обучающая и другие. Содержанием методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогического коллектива  в проектной деятельности. Это можно осуществить через реализацию следующих шагов:

-  диагностики сути проблемы;

- информационного поиска методов для ее решения;

- обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути ее решения;

- оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.

В качестве способов и средств организации проектной  деятельности могут

использоваться  современные технологии обучения, в том  числе информационно - коммуникационные,  дистанционное обучение, игра, диалог и другие. Кроме того, к формам методического  сопровождения педагогов относятся организация методической поддержки: консультирование,  помощь в работе творческих групп,  семинары, педагогические советы. Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми  разнообразными, которые  можно разделить на:

-  активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.);

- пассивные (выступление на педсовете, анкетирование, конференции);

- ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия);

 - создание организационных (работа ресурсного кабинета или информационного центра) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в разных мероприятиях;

-  оказание методической поддержки для педагогов ведущих проектную деятельность;

- информационная поддержка участия педагогов в организационно- методических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы

профессионального  мастерства) по представлению своего  опыта работы по проектной деятельности.

           Организация методического сопровождения проектной  деятельности

педагога -  это управляемый, развивающий и  развивающийся продолжительный  процесс, результатом которого становится  педагог высокого уровня компетентности и профессионализма.

          Таким образом, методическое сопровождение   заключается в планировании, организации проектной деятельности, учете объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты, обеспечении  содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения качества дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей»

Да, речью  и умением выражать свои мысли наделен только человек.И русский язык один из богатейших языков в мире. Богат он своей лексикой, средствами выразительности, самобытен и многогранен...

Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад № 4

Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад № 4. Материал для выступления на  IV муниципальных педагогических чтениях....

Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4

Презентация к статье "Организация и сопровождение проектной деятельности педагогов МБДОУ детский сад №4...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса ...

Круглый стол "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

это  повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности, внедрение в педагогический процесс ГБОУ Школа №1161 СП №6 технологии проекта...