Проект "Бал цветов"
методическая разработка

Данилко Ирина Сергеевна

Экологический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Бал Цветов"36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Лянинский детский сад «Зоренька»

«Бал цветов»

педагогический проект

по экологическому воспитанию дошкольников

 Воспитатели:

Бунькова Г.П.

Данилко И.С.

2017г

введение

  1. Введение  ------------------------------------------------           стр. 2-3
  • Актуальность выбранной темы.
  • Проблема.
  • Цель проекта.
  • Задачи.
  • Предполагаемый результат проекта.

  1. Этапы проекта     -------------------------------------------      стр. 3-6
  • Подготовительный. --------------------------------      стр. 3-4
  • Основной.  -------------------------------------------      стр. 4-6
  • Заключительный.    --------------------------------       стр. 6                                                                                              

 3. Литература.         ------------------------------------------------  стр. 7          


Экологический проект «Бал цветов»

Насколько бедны, оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Проекты, на мой взгляд, - одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Бал цветов».

Проблема: у детей недостаточно знаний о цветах.  

Участники проекта – дети, педагоги и родители.

На начало работы по проекту была проведена диагностика экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что высокий уровень знаний имеют 20% детей, средний – 45% и низкий – 35%. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Срок реализации проекта: долгосрочный

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.


Цель проекта:

Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

 Для реализации цели были выделены следующие задачи:

  1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии;
  2. Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые цветы;
  3. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах;
  4. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
  5. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира;
  6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Предполагаемый результат работы:

     Дети -

  • понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе;
  • осваивают нормы поведения в природном окружении и соблюдают их в практической деятельности и в быту;
  • проявляют активное отношение к объектам природы.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

1. Подготовительный этап.

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

  • подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
  • подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
  • адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
  •  разработано содержание образовательной деятельности разных видов;
  • проведены целевые прогулки по территории детского сада;
  •  подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;
  • проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность.

2. Основной этап.        

 Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое влияние на воспитание экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, я постаралась создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделила на небольшие мини-центры (см. приложение №1  фото  1,2):

 

  • уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений (см. приложение №2 фото 3,4).

  • центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей (см. приложение №3 фото 5,6)

  • центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания (см. приложение №4 фото 7,8);
  •  книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки (см. приложение №5 фото 9);
  • игровой центр, удовлетворяющий основную потребность

ребенка в игре(см. приложение №5 фото 10);.

 

На втором (деятельном) этапе родители принимали участие в фотовыставке «Дети цветы жизни» (см. приложение № 6) . Проявляя выдумку и фантазию, они представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Представляя своего ребенка в виде цветка, родители рассказали о его характере, привычках. Вместе со своими детьми сочинили сказки, стихи, рассказы о цветах. Совместная работа пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.

Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические и сюжетно-ролевые игры. В утренние и вечерние часы проводила с детьми игры «Собери букет», «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Найди такое же растение», «Какого цветка не стало?», «Отгадай по загадке», , «Четвертый лишний», «Украсим комнату», «Что изменилось?», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Продайте то, что назову», «Где спрятано растение?», «Узнай растение», Магазин «Семена», «Найди о чем расскажу».(см. приложение №7,8,15,16 фото 11,12,13).

Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строение цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов. (см. приложение №8 фото 14)

Наблюдения дополняла просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.

 В осеннее - зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные растения, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдения знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр.), строением и другими характерными особенностями. (см. приложение № 9,10 фото 15,16,17,18,19)

 Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. (см. приложение №11,12 фото 20, 21, 22, 23) Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

 Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, я старалась побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:

 - Как доказать, что растениям нужен свет?

 - Нужно ли растениям тепло?

 - Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. д.

Решение задач осуществляла в двух вариантах:

 а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;

 б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.

Непосредственная образовательная деятельность «Золотой луг», «В гости к первоцветам», беседы «Красота спасет мир», «Легенды о цветах». (см. приложение №13 фото 24,25) Оформлены альбомы «Цветы для сада», «Первоцветы», «Комнатные растения»

         Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, я стремилась к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

 Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, изготовление цветов своими руками в совместном сочинительстве «Сказки о цветах», В группе были проведены конкурс рисунков   «Мой любимый цветок», выставка букетов «Вальс цветов», «Бумажная оранжерея». (см. приложение №14 фото 26).

3. Заключительный этап

         На этом этапе был проведен праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями выбирали и изготавливали костюмы любимого цветка из бросового и подручного материала, потом представляли его на празднике в интересной форме. На протяжении всего бала дети, участвовали в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о садовых и комнатных растениях, выражали свое отношение к цветам. (см. приложение №14,17,18 фото 27).

Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников вырос на 45% и составил 65%, средний снизился на 20% и составил 25%, низкий снизился до 10%.

 Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!


Литература

Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.

Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.

Шорыгина Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.

Цветник в саду.- М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, Изд-во Лик пресс, 2001.-128с.

Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика - Синтез» 2002.

 

  Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова  Минск «Асар» 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета

В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

Иллюстрация садовых цветов и их описание.Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"В...

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "...

"Какие разные они - цветы, цветы, цветы!"

Организация образовательного процесса...

Презентации: "Жёлтый цвет"; "Зелёный цвет"; "Красный цвет"

Знакомство детей с жёлтым, зелёным, красным  цветами.Что бывает жёлтого, зелёного, красного цвета....