Проект "Кладовая детского фольклора"
проект (младшая группа)

Данилко Ирина Сергеевна

Проект "Кладовая детского фольклора"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №303»                            

 

Проект

Во второй младшей группе

«Кладовая детского фольклора»

Разработала И.С. Данилко

                                                                   

2020

Введение

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача - развитие ребёнка.

          Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

          Существенную роль в процессе развития речи детей младшего дошкольного  возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

        Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в образовательной и в совместной деятельности.

Паспорт проекта

Проект: «Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Автор проекта: Данилко И.С.

Тип проекта: творческо – игровой

Продолжительность  проекта:  долгосрочный (сентябрь – май)

Участники: младшие  дошкольники, родители воспитанников, педагоги.

Возраст детей: 2-4 года

Актуальность проекта

          Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие.

        Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

         Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

        В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.

       Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

      Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.

Задачи проекта:

-изучить методическую литературу по вопросу развития речи дошкольников с использованием фольклора;

-сформировать у детей правильное произношение и способствовать развитию фонематического восприятия;

-способствовать развитию лексико-грамматических категорий;

-обогатить словарный запас младших дошкольников, повысить коммуникативные умения;

- повысить уровень компетенций  родителей в вопросах воспитания детей  посредством малых фольклорных форм.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Проведение развлекательно-игрового досуга

Название итогового мероприятия проекта:

«Наш веселый теремок»

Ожидаемые результаты по проекту

для детей:

  • сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
  • будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
  • воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

для педагогов:

  • повышение теоретического уровня по теме проекта;
  •  внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;
  •  самореализация;
  • обобщение и распространение опыта.

 для родителей:

  • сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей;
  • повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей;
  • сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

План реализации проекта

I этап – подготовительный

  1. Подбор материала по теме «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
  2. Анкета для родителей: ««Фольклор в жизни вашей семьи».
  3. Разработка перспективного плана к проекту.
  4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  5. Подборка произведений малых фольклорных жанров.
  6.  Создание предметно - развивающей среды.
  7. Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

II этап – практический

Формы работы с родителями

Акция:

«Подарим детям книги»

Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, сказкам

Анкетирование

«Фольклор в жизни вашей семьи»

Консультации, рекомендации, памятки

«Роль фольклора в развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

«Справиться с детским непослушанием помогут потешки!», 

«Как выбрать полезную сказку для малыша»

Родительское собрание

«Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» в форме путешествие в волшебную страну Фольклорию 

Оформление папки-раскладки для родителей

Разработка буклетов для родителей

«Развивая движения - развиваем речь»

«Мы – читающая семья»

«Рука развивает мозг»

(пальчиковые игры по произведениям малого русского фольклора)

«Потешки  в период адаптации дошкольника в ДОУ»

Изготовление пособий, дидактических игр по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами

«Разрезные картинки», « Узнай героя»,

«Закончи сказку», «Подбери картинку», «Разложи по порядку», «Отгадайте название рнс по иллюстрации»,  и др.

Показ театров с использованием русских  народных  персонажей

«Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок» и др.

Семейный проект

Выставка творческих работ семей воспитанников «Любимая сказка нашей семьи»

Совместное создание книжек-самоделок на основе фольклорного произведения.

Формы работы с детьми

Сентябрь

Чтение рнс «Курочка ряба», «Репка»

Потешки: «Киска, киска, киска брысь…»,  «Водичка, водичка…»,  «Ладушки, ладушки…», «Ножки, ножки, где вы были…»

Театрализованная игра «Кто это?»

Пальчиковая игра: «Пальчик - мальчик», «По грибы…»

НОД по лепке: «Яичко» по сказке «Курочка Ряба»

НОД по рисованию:  по потешке «Водичка, водичка…»

НОД по ИРНК «Ходит сон близ окон»

Дид. игр «Что изменилось?»

Октябрь

Рассказывание рнс «Теремок», с показом настольного театра

Драматизация по сказке: «Курочка Ряба»

Потешки: «Шла лисичка по мосту», «Жили были сто ребят…» , «Ай, качи-качи-качи…»

Словесная игра «Кто позвал?» (угадать  по голосу)

Пальчиковая игра: «Семья», «Сорока-белобока»

НОД по аппликации: «Украсим домик» по сказке «Теремок»

НОД по лепке: «Баранки» по потешке «Ай, качи-качи-качи…»

НОД по ИРНК «Во саду ли в огороде»

Дид. игр «Волшебный мешочек»

Ноябрь

  1. Рассказывание рнс «Колобок», с показом настольного театра
  2. Хороводная игра -  драматизация по сказке: «Теремок»
  3. Потешки: «Пошел котик на торжок …»,
  4. «Чики-чики, чикалочки…»
  5. Словесно-дидактическая игра: «Зеркало»
  6. Пальчиковая  игра: «Пряничек», «Встали пальчики…»
  7. НОД по рисованию: «Колобок»
  8. НОД по ИРНК «Бычок-черный бочок»
  9. Подвижная игра «Догони колобок»

Декабрь

Рассказывание рнс  «Волк и козлята» Беседа по сказке.

Драматизация по сказке: «Колобок»

Инсценировка потешки: «Пошел котик на торжок».

Потешки: «Кисонька-мурысинька…», «Нам водичка добрый друг…»

Словесная игра: «Птички»

Пальчиковая игра: «Апельсин»

НОД по лепке: «Пирожок» по потешке «Пошел котик на торжок…»

НОД по ИРНК «Чудесный сундучок»

Беседы: «Нашь книжный уголок» (бережное обращение с книгами)

Январь

Рассказывание рнс «Заюшкина избушка» Беседа по сказке.

Игра-инсценировка с игрушками по сюжету рнс «Волк и козлята»

Обыгрывание потешки «Кисонька-мурысинька…»

Колыбельные: «Уж ты, котинька-коток…», «Баю, баю, за рекой…»

 Игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей

  1. Пальчиковая игра: «На лесной лужайке»
  2. НОД по конструированию: «Заюшкина избушка»
  3. НОД по ИРНК «Как у нашего кота»
  4. Подвижная игра «Лиса»

Февраль

Рассказывание рнс «Маша и медведь»

Драматизация сказки: «Заюшкина избушка» 

Потешки: « Еду-еду к бабе, к деду…», «Как на тоненький ледок…»

Словесная игра «Угадай, о ком говорю»

Пальчиковая игра: «Пирог» 

НОД по лепке пирожков для мишки по сказке «Маша и медведь»

НОД по ИРНК «Идет коза рогатая»

Подвижная игра «У медведя во бору»

Март

Рассказывание рнс «Рукавичка»

Инсценировка по сюжету рнс «Маша и медведь»

Потешки – небылицы: «На березе сидит заяц…», « Ехал Ваня на коне…»

Игра: «Закончи фразу»

Пальчиковая игра: «Белка»

НОД по аппликации: « Украсим рукавичку» по сказке «Рукавичка»

НОД по ИРНК «Половичку курочка веничком метет»

Апрель

Рассказывание рнс «Кот, петух и лиса»

Драматизация по сказке: «Рукавичка»

Потешки: «Петушок, петушок...», «Огуречик-огуречик…»

Заклички: «Весна, весна, красная…»; «Солнышко, солнышко…»

Мнемотехника. «Угадай сказку по картинке»

Пальчиковая игра: «На полянке дом стоит»

НОД по ИРНК «Петушок-золотой гребешок»

Раскрась петушка по потешке: «Петушок, петушок...»

Май

Рассказывание рнс «Три медведя»

Инсценировка по сказке: «Кот, петух и лиса»

Обыгрывание потешки «Рано – рано по утру…»

Заклички: «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга…»

Потешки: «Наши уточки с утра…»,

Пальчиковая игра: «Капустка», «В гости к пальчику большому…»

НОД по лепке: «Мисочки для медведей» по сказке: «Три медведя»

НОД по ИРНК «Сорока-белобока кашу варила» знакомство с предметом обихода — глиняным горшком

Презентация: «Герои сказок. Загадки с ответами»

III этап – заключительный.

  1. Показ   развлечения с использованием произведений малых фольклорных форм.
  2.  Презентации проекта «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста с  использованием устного народного творчества» коллегам и родителям воспитанников.
  3. Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей.
  4. Оформление выставки «Наши любимые сказки».
  5. Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.

Результативность проекта:

 У воспитанников повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки.  Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания  в изобразительной деятельности. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

      У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.

Заключение

         Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
         Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

На этом возрастном этапе отмечается большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.

          Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

Литература

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с.: ил.
  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка - Синтез, 2010
  4. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  7. Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. - Ханты- Мансийск.: ГУИПП "Полиграфист", 1999
  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. - М.: "Школьная Пресса", 2003.
  9. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4
  10.  Князева О.Л. , Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной  культуры. М: «Просвещение», 2009г.
  11.  http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac63.htm


                                                                                                      Приложение 1

                                               Анкета для родителей

                                     «Фольклор в жизни вашей семьи»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателя с дошкольниками.

Знаете ли Вы что такое  фольклор?  __                                                      

Какие жанры  фольклора вы знаете?___

Используете ли Вы фольклор в развитии вашего ребенка?___

Надо ли знать народные сказки и былины?___

Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___

Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___

Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?___

Как Вы приобщаете к  фольклору в своей семье?___

Что бы Вы хотели узнать о  фольклоре?___

Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к фольклору?___

Спасибо за откровенные ответы!

Приложение № 2

Диагностика развития речи детей во второй младшей группе на начало года


2.- 5%

средний

9 - 26%

низкий

24 - 69%

Диагностика развития речи детей во второй младшей группе на конец  года

Высокий

18- 52%

Средний

12– 34%

Низкий

5-14%



Приложения № 3

Потешки

Перед сном:

Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон.
Будут гули ворковать, будет детка крепко спать.
Будут гули говорить, чем детку накормить.
Полетят они в лесок и найдут там колосок,
Станут кашку варить, станут детку кормить,
Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Для кормления:

Ну и каша
Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось. И мизинчик
Попробовал малость. Чуточку съели
Лобик с макушкою, остальное ушки докушали!
Кашкой угощаем
Скатаем детке валенки, полушубочек сошьем,
Детку к бабушке пошлем. Будет бабушка встречать,
Детку кашкой угощать, даст ей тепленький блинок
И румяный пирожок, два яичка всмяточку
И баранью лапочку!
Умница Аленка, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую!
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть или детоньке снесть?
Я и сам укушу, да и деточке снесу.

Это – ложка

Это – чашка

В чашке гречневая кашка
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало!
Как же так?

Для прогулки:

кап-кап-кап закапал дождик

Быстро мы раскрыли зонтик

Раз , два, три, четыре, пять

Дождику на не достать!

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки – самокаточки.

Приложение № 3

Дидактические игры

Игра «Доскажи словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие наблюдательности и сосредоточенности.

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слёз,

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он …(АРТИСТ)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? …(АПРЕЛЬ)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Как приятен он на вкус,

И зовут его … (АРБУЗ)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (АЙБОЛИТ)

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё … (АЛФАВИТ)

Приложение № 4

Пальчиковые игры

сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала, 
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил, 
Печку не топил, 
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Этот пальчик - в лес пошёл,

Этот пальчик - гриб нашёл,

Этот пальчик - занял место,

Этот пальчик - ляжет тесно,

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

Приложение №5

Заклички

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил. 
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

                  ***
Как у нашего кота
Шубка очень хороша, 
Как у котика усы 
Удивительной красы, 
Глаза смелые, 
Зубки белые.

                  ***
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку, 
Ребятки – за молоко
                  

Колыбельная

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

В сказке можно покататься на Луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слонёнком подружиться,
И поймать перо Жар – птицы,
Ты ей пожелай – Баю – бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

Скороговорки

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»

В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живет еще жилец -
Водяной жук-плавунец.

Приложение № 6

Потешки

ПОПУГАЙ

Попугай-попугай 
Весело танцует,
Попугай-попугай
Пляшет и балует;
Попугай-попугай
Опрокинул чашку,
Попугай-попугай
Съел из блюдца кашку!

ХРЮШКИ

Хрюшки-хрюшки недовольны:
- Хрю-хрю-хрю! - кричат-кричат. 
- Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.

КОЗЛИК

Козлик-козлик:
-Ме-ме-ме!
Я учусь считать в уме!
Сколько будет два плюс пять?:
Ме-ме-ме, забыл опять!
Очень мама огорчится!
Ме-ме-ме - бегу учиться.

Небылицы

Бом-бом-бом,
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Убежала к речке -
Напилась водички.
Убежала к кабаку -
Нализалась табаку.

Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах, 
Чёрный ворон на дубу, 
Он играет во трубу, 
Труба точеная, 
Позолоченная,

Труба ладная, 
Песня складная.

Короткие сказки













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Консультация для родителей<<Детский фольклор>>

Консультация для родителей   <<Детский фольклор>>...

«ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДОУ»

Итоговый иссследовательский проект после обучения на курсах повышения квалификации....

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Игровой фольклор, как часть детского фольклора.

Консультация для воспитателей....