Тематический досуг «История создания фортепиано»
материал (старшая, подготовительная группа)

крицкая людмила александровна

Иллюстрированный рассказ о том, как создавалось фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_fortepiano.docx40.47 КБ
Файл istoriya_fortepiano.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  тематического досуга «История создания фортепиано»

Для старших дошкольников и их родителей

Цель – приобщать детей к истории музыкальной культуры

Задачи

  • оказывать посильную помощь родителям в воспитании  гармоничной  личности.

  • Вызвать интерес у дошкольников к истории музыки, к истории создания музыкальных инструментов.

  • Вызвать желание у дошкольников и их родителей быть активными участниками в преобразовании развивающей среды в детском саду.

  • Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах (внешний вид, устройство, тембр звучания).

Дети с родителями рассаживаются свободно в зале перед экраном

МУЗ.РУК.    Сегодня вы узнаете, как в нашей жизни появилось  фортепиано.    А скажите, задумывались ли вы когда-нибудь, что это, собственно, за инструмент  -фортепиано, и почему оно занимает важное место в музыке?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем отправиться в путешествие в далекое прошлое.

  • СЛАЙД 1

«Название презентации»

  • СЛАЙД 2

Давным- давно, много- много лет назад ( 570 до н. э.) в Древней Греции жил учёный Пифагор. Он изучал свойства различных материалов. И вот он создал не то прибор, не то музыкальный инструмент:

  • СДАЙД 3-4

прямoугольный ящик, на верхней части которого была нанесена шкала, а сверху крепилась только одна струна. Назвал он это устройство монохорд. Перемещая подвижную подставку по разным точкам шкалы,  Пифагор получал звучание различных по высоте звуков. Монохорд и был «прадедушкой» фортепиано.

Его начали совершенствовать, размещая на поверхности всё больше струн.

  • СДАЙД 5

Так появились гусли.

Струн становилось все больше и больше…
Затем  придумали соединить клавиатуру и многострунный монохорд.
         СЛАЙД 6

Так родился клавикорд.
Что за удивительный получился инструмент!
Играть на нем было легко – достаточно было легкого прикосновения, чтобы он зазвучал нежно, мягко.
Клавикорд был удобным и легким.
Его можно было поставить на стол, или держать на коленях.
Всем был хорош клавикорд…
Но его звучание было очень тихим, едва слышным в большом помещении.
И еще – невозможно было извлекать звуки разные по силе звучания.
Люди хотели, чтобы звучание музыкальных инструментов напоминало пение птиц, интонацию голоса.
Но клавикорд не мог подражать этому.
Поэтому музыканты продолжали совершенствовать инструмент.

  • СЛАЙД 7- 8- 9
    Так  появился
    Клавесин -  первый клавишно-струнный инструмент

Клавесин звучал немного громче клавикорда.
Внешний вид клавесина стал богатым – мастера расписывали его красивыми узорами, резьбой, украшали инкрустацией.
Клавесины были разными по форме, но основных форм было две:
у одной струны располагались горизонтально (прототип рояля), у другой – вертикально (прототип пианино).

Как и клавикорд, клавесин имел недостаток - звук был почти одинаковой громкости.
Невозможно было извлекать громкие и тихие звуки.
И вот, в самом начале 18 века, итальянский мастер и коллекционер клавесинов
Бартоломео Кристофори, изобрел «клавесин с тихим и громким звуком» - так он сам назвал свой инструмент.
Он усовершенствовал механизм инструмента и обтянул молоточки кожей.

Все оценили его «улучшенный клавесин».
Никто даже не подозревал, что этот новый клавесин даст жизнь новому «королевскому» инструменту –
роялю

На «трон» взошел рояль (что значит «королевский»), а клавикорды и клавесины перестали изготавливать.
На рояле можно было играть тихо и громко.
Мастера стали улучшать звучание рояля.
Они делали струны, по которым ударяли молоточки, более толстыми и длинными,  и еще больше натягивали их.
Но корпуса роялей ломались от сильного натяжения.

  • СЛАЙД 10

Когда люди научились использовать металл, они сделали чугунную раму, на которую и натянули струны.

Рама выдерживала натяжение струн до 20-ти тонн!

  • СЛАЙД 11

Изменились и молоточки – их стали покрывать войлоком.

  • СЛАЙД 12

И рояль «запел» - звук стал громче, ярче.

  • СЛАЙД 13

Позже изобрели педали для продления звука.
Педаль делает звук еще ярче, выразительнее.

Рояль был замечательным инструментом, но очень… большим!
Он помещался в больших залах.
А в небольших помещениях его нельзя было использовать…

  • СЛАЙД 14

Тогда мастера принялись за создание фортепиано, удобного для домашнего музицирования – пианино.
Так что рояль и пианино – совсем близкие «родственники».
Их называют «фортепиано», потому, что сила звука может быть разной - от едва слышного (пиано) до очень громкого (форте)!
На фортепиано можно исполнять и певучие мелодии, и многозвучные аккорды.

Чем отличается пианино от рояля? (ответы детей)

Музыкальный руководитель предлагает посмотреть видео, в котором пианист исполняет музыкальное произведение.

Музыкальный руководитель благодарит за внимание и прощается с детьми и их родителями

Список источников

  • Медушевский В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта М; Педагогика 1985 г.
  • https://www.youtube.com/watch?v=rl5sTS56k-AЭнциклопедия для детей. Искусство. Аванта +. Москва, 2001 г.
  • Гельберквит М. Рождение фортепиано – М.: Детская литература, 1984 г.
  • Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах – М.: Всесоюзное издательство советских композиторов, 1986 г.
  • Об истории создания фортепиано – http://euro-piano.ru/reviews/
  • История изобретения фортепиано (рояля, пианино)/ источник: nastroika.nm/ru.-www/dudkaland/ru/st19.html
  • http://muzik.lenschool7.edusite.ru/p8aa1.html
  • https://infourok.ru/beseda-dlya-detey-istoriya-sozdaniya-fortepiano-871120.html
  • http://piano.ucoz.org/pianino2.jpg
  • http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/173/172519/img7.jpg



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фортепиано История создания

Слайд 5

Г У С Л И

Слайд 6

К Л А В И К О Р Д

Слайд 7

К Л А В Е С И Н

Слайд 8

КЛАВЕСИН

Слайд 9

К Л А В Е С И Н

Слайд 12

Р О Я Л Ь

Слайд 14

ФОРТЕПИАНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект тематического досуга ко Дню Космонавтики «Космические истории

Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим....

Сценарий тематического досуга ко Дню Космонавтики (для детей средней группы) «Космические истории»

Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим;развивать творческие способности обучающихся, внимание, па...

Сценарий тематического досуга ко Дню космонавтики для детей средней группы «Космические истории»

middot;         Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим;р...

интегрированное тематическое развлечение "ЗНАКОМСТВО С ФОРТЕПИАНО"

Интегрированное тематическое развлеченик "Знакомство с фортепиано". Знакомство со звуками инструмента: низкие - высокие,громкие -тихие, долгие - короткие. Знакомство с "родственниками&q...