Семинар-практикум.«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО» 2021
материал (подготовительная группа)

Высочкина Светлана Александровна

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

в   решении задач музыкального развития

в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx231.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

в   решении задач музыкального развития

в соответствии с ФГОС ДО»

Музыкальные  руководители :

Высочкина С.А

Пономарёва Л.Д.

2021

Музыкальный руководитель.

Как показывает практика, проблема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ—одна из важных и от её решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников, целью которого является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между педагогами.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Но там, где воспитатель любит музыку, любит петь там, и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение» муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Воспитатель.

Активность воспитателя зависит от трех факторов

1. От возраста детей (чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми).

2. От раздела музыкального воспитания (самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании).

3. От программного материала (в зависимости новый или старый материал)

Часто воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников.

Теоретическая часть.

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам важно знать обобщённые задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя.

В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т.е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приёмами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя.

Слабая сторона воспитателя по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель:

  • не владеет специальными исполнительскими умениями;
  • практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара;

В этом и заключается сложность в решении задач музыкального развития детей дошкольного возраста.

Но надо отметить, что всё-таки в современных ДОУ преобладает не односторонне, от музыкального руководителя к воспитателю, а двустороннее взаимодействие педагогов. Музыка используется в ходе режимных моментов: на утренней гимнастике; во время умывания; во время прогулки (в теплую погоду); перед дневным сном; при пробуждении и т. д. в совместной деятельности педагога с детьми: в непосредственной образовательной деятельности; во время праздников и развлечений; в повседневной жизни; в самостоятельной деятельности детей.

Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя.

Педагоги составляют таблицы.

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение. Представляет на обсуждение воспитателям сценарий праздника.

Принимает участие в составлении сценария, обсуждении сюрпризных моментов, вносит свои предложения в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников группы.

Готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам; -проводит предварительную подготовку к

Разучивает движения, песни на занятиях и в индивидуальном порядке (индивидуальные номера); - разучивает с педагогами произведения для индивидуального и коллективного исполнения на празднике; -во время проведения праздника отвечает за музыкальный репертуар и музыкальное сопровождение.

праздникам: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, разучивание стихов, слов песен и инсценировок;

помогает в оформлении зала (изготовление атрибутики и украшений, непосредственно оформление зала перед праздником); -исполняет свою роль на празднике эмоционально и соответственно тексту сценария

составляет план занятий в соответствии с возрастом детей, требованиями образовательной программы ДОУ и внедряемой методики.

вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения.

осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры, создаёт проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений; -

направляет самостоятельную музыкальную деятельность

ежемесячно обговаривает с педагогами планирование совместной работы

-ежемесячно знакомится и участвует в обсуждении планирования работы на музыкальных занятиях

обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной группы.

-

обеспечивает индивидуально- дифференцированный подход к детям на музыкальном занятии.

подготавливает детей к занятию - следит за наличием удобной и безопасной обуви для занятия

проводит индивидуальную работу с воспитанниками по разучиванию движений и т.д.

обеспечивает наличие теплой одежды при переходе детей по коридору и лестницам;

создаёт условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в ОД

помогает музыкальному руководителю создать условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в ОД

подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия, обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам

обговаривает с музыкальным руководителем свое участие и место нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях

проводит работу с родителями воспитанников, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребёнка: совместные мероприятия, индивидуальные беседы, советы, консультации в виде папок-передвижек, информационных листов, памяток, информации на сайте ДОУ.

проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям.

Совместная музыкальная деятельность музыкальных руководителей и педагогов ДОУ:

«Листья жёлтые» Сл.Я.Петерсна, муз.Р.Паулса

«Лесной оркестр» сл. муз.А.Чугайкной

Танец «Сентябрь, октябрь, ноябрь»

В настоящее время, когда одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ. Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов.

Педагогическое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – является важным условием в реализации ОО Художественно-эстетическое развитие по приобщению к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. От взаимодействия зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на музыкальные произведения; приобщение детей к профессиональному искусству, в том числе и музыкальному; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в направлении музыкального развития дошкольников".

Данный материал очень поможет дружной и слаженной работе педагогов и специалистов ДОУ....

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО...

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Основные критерии взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО....

Семинар - практикум «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФОП ДО»

Семинар - практикум  «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в   решении задач музыкального развития в соответствии с ФОП ДО»...