Советы по развитию внимания у ребенка!
консультация

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

информация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_po_razvitiyu_vnimaniya_u_rebenka.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Советы по развитию внимания у ребенка!

Для того чтобы развивать внимание, необходимо знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребенка.

1. Объем внимания – количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3-4 лет, ребенок может воспринимать только один  объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько,  обычно 2-3. Чтобы проверить объем внимания, проведите несложный тест: разложите на столе несколько предметов (10-12), накройте их чем-нибудь,  например непрозрачной тканью, затем уберите ткань на 3 секунды, попросите ребенка запомнить, какие предметы находятся на столе, и вновь накройте их тканью. Затем попросите ребенка назвать предметы, которые он запомнил.

2. Концентрация внимания – свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные. Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком, какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку все более громкой.

3. Переключаемость внимания – скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать утомление и хронические заболевания (например, аденоидит – при котором  затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества кислорода).  Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не  может сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном образе.

Переключаемость и объем внимания у маленьких детей развиты плохо. Для их тренировки, существуют специальные упражнения. Например, младшему школьнику можно предложить игру в «корректора». Ребенку дают лист с буквами (можно взять обычную газету), на котором  он должен вычеркивать одну какую-то букву, обводить другую, а все остальные пропускать.  Для дошкольников  вместо газеты можно взять лист с рядами геометрических фигур различного цвета.

Помните, что внимание - один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того чтобы  ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

В основе внимания лежит интерес. Чем  интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые  вы предлагаете ребёнку, тем  больше шансов развивать произвольное внимание ребёнка.

Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше  внимание  обращайте на достигнутые им успехи.

Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами других людей.

В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.

От степени развитости объема, концентрации и переключаемости внимания во многом зависит успех обучения  ребенка в школе. Вот несколько игр, которые позволят вам развивать внимание ребенка.

Игра «Угадай слово». Играют несколько человек, один игрок выходит (“водящий”), другие загадывают слово. Это должно быть существительное, например слово “дом»,  “водящий” должен его угадать, с помощью подсказок, причем подсказывать ему могут, только три человека, да и то не прямо, а косвенно. Для того чтобы угадать  первую букву, в нашем случае – это буква «Д», те, кто подсказывают, называют каждый по слову,  в котором есть буква «д». Например, один говорит «доска», второй «комод», а третий «радуга»- немного усилий, и первая буква угадана. Затем переходят к следующей букве и так далее, пока слово не будет угадано.

Игра «Исключение». Взрослый будет называть, допустим, растения, ребенок должен внимательно слушать, и как только среди растений будет названо животное,  он должен подпрыгнуть.

Игра «Что изменилось?».  Для игры необходимо 5-6 детей. Выбирают одного ребенка, он  «водит», “водящий” в течение 1 минуты рассматривает детей, затем отворачивается или выходит из комнаты. Кто-то из детей меняет что-то в одежде, а “водящий” должен понять, что изменилось.

Игра «Цифры-фигуры». Это игра на объем внимания, учит выполнять одновременно несколько дел. Взрослый называет несколько цифр (3-4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры.

Чтобы улучшить концентрацию внимания можно выполнять различные задания по приведенному образцу. Например, дорисовать узор. Начало узора дано как образец, а все компоненты узора должны повторяться.

Упражнение на  объем внимания. Взрослый дает ребенку задание рисовать треугольники, а сам, когда ребенок рисует, хлопает в ладоши. Ребенок должен нарисовать как можно больше треугольников и назвать количество хлопков.

 Хорошо развивают внимание картинки, на которых нужно найти определенное количество отличий.

Несколько советов родителям:

- во время занятий, не будьте отстраненным зрителем, принимайте активное участие в играх, демонстрируйте свои эмоции;

- когда даете инструкцию ребенку, позаботьтесь о том, чтобы она была конкретной, понятной и последовательной;

- задания должны подбираться так, чтобы ребенку было интересно, то есть они должны немного превосходить умения ребенка на данный момент;

Не упрекайте ребенка за невнимательность и не сравнивайте его с другими детьми, а просто помогите ему развить его внимание… и его успехи вас удивят.

Упражнение № 1.

Для развития  произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова. А  затем расшифровать их. Например:

Аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.

Упражнение №2.

Ребёнку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:

Аммадама  реберге ассамаса гесклалла ессанессас даталатта.

Ретаберта норасотанна дебаруга каллихарра филитадера клатимор.

Ретатерта груммопд лайоносандера.

Остимера остимаре.

Упражнение №3.

Корректурная  проба.

Ребёнку можно предложить выполнить следующую работу:

В таблице предложенных букв необходимо вычёркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, З.

Зонеафюстжмпсвюкчффложббюр

Мфдлитгедишафялзихоюнзкиш

Втюфгрвкдуекбжяапрсоютбге

Мнсбшрмфитявулкибюшлчбднх

Пгонбижюазбовехчюиелфвамю

Эмштектбшлмхпзиарвшуболбх

Диомгрлязткежпсактднвтпрш

Гмюнхдксунфмюлтпрсзшафчхд

Спояюиаждясуаенлжоячмжиеу

Ахрсфсфяухиюгкепвхсфхчовтя

Овумптбхфачзбулнркизгчдие

Лзфоубхшчжнлеушмгавяжнфмб

Омиенрпшпабенжикафспюлтвоф

Упражнение № 4.

В ниже приведённых рядах букв можно предложить ребёнку найти « спрятавшиеся» там слова.

Аврогазетаатмнивслшктдомрвмчевгнмшь (газета, дом)

Шаонскрвикымочкиивглмстимсрпнпакетрвнп   (очки, пакет)

Рагуиберёзатсмвекшгщлдбючкнигалвапкдлбчф   (берёза, книга)

Вонгарсиыпчцтмбюджзкошкавцасчмивеснажщ   (кошка, весна)

Звнкцпеналблдарнгшсиавуцылесбдлзжхонеацуф   (пенал, лес)

Упражнение№5.

Ребёнку предлагается разделить « склеенные» между собой слова.

Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьяна

Книгарукаельчасытрамвайсамоварлучиграокно

Упражнение№6.

Ребёнку предлагается разделить « склеенные» между собой  предложения.

Былазимазимойхолодноморозщиплетщёкипогодахорошаясветитсолнцедетирадуютсятёплымлучам.

Упражнение №7.

Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова.

Моресолнцелесводамореземлясолнцелучнебоводарыбалесуткаморесолнцепароходводаземляпоходморелисрыбанебодетиморе

Упражнение №8.

Ребёнку предлагается  расставить числа в порядке возрастания:

5,8,1,6,4,12,7,2,1,8,10,4,3,2,0,5,2,8,5,7,18,22,11,16,8,13,8,6,19,21,15,17,12,14,30,27,32,6,4,8,19,42.

Упражнение№9.

Ребёнку предлагается найти 12 ошибок в приведённых ниже примерах:(примеры можно дать по легче, в соответствии с возрастом)

3+12=15       15-8=17        16+4=22        3+3=10         16+8=23         13-4=9

16-9=7          16+9=28      13-2=11          12-6=6          15+9=25         15-4=11

15-2=13        19+5=24      12-4=16          15+5=10      14-9=5             12-9=3

5+17=22       7+18=25      2+11=13        4+18=22      6+15=22          18-8=10

16-5=11        12-7=5         19-7=13          17+7=23       19-6=13          5+13=18

14-8=6          16+6=22     13-5=8            18-4=12         14+9=23         16-2=14

Упражнение№10.

Предложите своему ребёнку решить следующую задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, ластик. Что убрали со стола и что положили на стол?

Упражнение№11.

Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по развитию навыков общения ребенка

Здесь представлены некторые рекомендации для родителей, которые могут помочь в развитии коммуникативных способностей ребенка....

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:Развитие внимания в младшем школьном возрасте

Развитие внимания в младшем школьном возрастеКак любой другой психический процесс, внимание на протяжение всей жизни меняется. В младшем школьном возрасте оно становится все более произвольным, по сра...

Коррекция развития внимания гиперактивного ребенка на занятиях с учителем-дефектологом.

           В последнее время педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке....

Развитие внимания у ребенка

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Педаг...

рекомендации по развитию внимания у ребенка подготовительной группы

методическая помощь родителям, педагогам, а также молодым специалистам и студентам....

Советы для родителей по развитию внимания у ребенка.

В этом материале вы сможете найти советы, упражниния и конечно же игры, которые помогут развить внимание у ребенка....

Рекомендации и советы родителям развития внимания и памяти у детей 5-6 лет

Многие родители,  сталкиваются с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста и  не знают,  как её решить. Достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечи...