Коррекция развития внимания гиперактивного ребенка на занятиях с учителем-дефектологом.
статья по теме

Лизунова Мария Владимировна

             В последнее время педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.

         С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов. Во время организационной деятельности в детском саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца, получают больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», мешают другим детям и обычно попадают в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА НА ЗАНЯТИЯХ С УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ

     Моя задача раскрыть работу учителя-дефектолога по коррекции развития внимания гиперактивного ребенка. Гиперактивный ребенок  имеет трудности не только в поведении, но и обучении. На занятиях такому ребенку сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как он не может сам организовать и завершить работу. Внимание у гиперактивного ребенка очень неустойчивое, ему трудно сосредоточится, страдает устойчивость, концентрация внимания. Как помочь гиперактивному ребенку быть внимательным? Следует уделить больше внимания правильности организации познавательного занятия и деятельности гиперактивного ребенка на нем.  

  • В своих отношениях с ребенком придерживаюсь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслуживает, подчеркивайте даже незначительные успехи. Они жаждут похвалы и растут от нее, без нее они «вянут» и «сохнут».  
  •   Работа с гиперактивными детьми должна строится индивидуально. Он всегда должен находится перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обратиться к учителю за помощью в случаях затруднения. Для занятий с младшими дошкольниками вполне подходит почти любое пространство – ковер, диван.  
  •  Занятие должны быть очень короткие (не более 10 минут). Если занятие длится больше 10 минут надо устраивать минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями (физкультминутки).
  •   Занятия должны иметь четкую организацию, план проведения «соображать по ходу дела» недопустимо! Заранее готовлю предметы, которые понадобятся в ходе занятия.                      
  •  Ввела знаковую систему оценивания. Вознаграждаю за хорошее поведение и успехи в учебе (например: сумел до конца выслушать инструкцию).
  •  Направляйте лишнюю энергию в полезное русло – попросить собрать тетради, принести необходимое пособие.
  • Использую в процессе обучения элементы игры, соревнования, загадки, рифмованный текст – поскольку внимание крайне неустойчивое.
  • Один из приемов работы с гиперактивными детьми – вносить новизну. Новизна помогает сохранить внимание: на одном занятии один вид конструктора, на другом меняю конструктор, а задание остается прежнем.
  • Собрать внимание помогает обращение к ребенку по имени, не прерывая хода занятия (например: рассказываю сказку жили-были…. и вдруг ребенок полез под стол, не прекращая рассказа обращаюсь к нему по имени – катится колобок Коля).
  •  Использую тактильный контакт на занятии (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Занятия должны быть регулярными, это тоже своего рода ритуал..

 Предлагаю игры направленные на тренировку коррекции внимания: « Лови – не лови», «Все наоборот», «Волшебное слово», «Найди отличия», «Говори».

Игра «Найди отличия»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Игра «Говори!»

Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – ГОВОРИ. Давай потренируемся. Какое сейчас время года? (ведущий делает паузу) – ГОВОРИ! Какого цвета у нас в комнате шторы?

Игра может проводится как индивидуально, так и с группой.

Игра «Лови не лови»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание, развивает способность к обобщению, а также скорость обработки услышанной информации.

Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например , один кон игры мог бы называться «Мебель – не мебель». Аналогично можно играть в такие варианты, как «Рыба – не рыба», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает» и множество других.

Игра «Волшебное слово»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание и способность детей к произвольности (выполнение действий не импульсивно, просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями).

Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым. Спросите у ребенка, какие он знает «волшебные» слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. « Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.

Игра «Все наоборот»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание и умение быстро мыслить, подбирая противоположное движение.

Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать все наоборот. Попробуйте «легализовать» их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул – следует присесть, если вытянул вперед ногу – нужно отвести ее назад и т.п.

Что означает добиться успеха несмотря на гиперактивность. Это означает тяжелый труд, в первую очередь – готовность противостоять проблемам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры, направленные на тренировку внимания гиперактивного ребенка.

игры для тренировки внимания, цели, описание...

Обучающий семинар для родителей с элементами тренинга "Внимание: гиперактивный ребенок!"

·        помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Семинар с элементами тренинга «Внимание! Гиперактивный ребенок» презентация

ull;- помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;•- обучить эффективным способам взаимодействия с ним.•- научить родителей приемам развития внимания, контроля над ак...

интегрированные занятия с учителем - дефектологом «Чудо - одежда», «Там, на неведомых дорожках…», «Мир театра»

интегрированные занятия с учителем - дефектологом  «Чудо - одежда», «Там, на неведомых дорожках…», «Мир театра»...