Главные вкладки

    Обучающий семинар для родителей с элементами тренинга "Внимание: гиперактивный ребенок!"
    консультация на тему

    ·        помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обучающий семинар  для родителей с элементами тренинга

     «Внимание: Гиперактивный ребенок!»

    Задачи:

    • помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком;
    • обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
    • обучение родителей приемам развития внимания, контроля над активностью и импульсивностью ребенка;

    Ход занятия

    1. Упражнение «Ритуалы приветствия»

    Цель: снятие напряжения, настроить группу на рабочий лад, формировать оптимистическое настроение.    

           Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.  Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на  середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно  приветствует всех членов группы.

           Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий  справа от первого, и т.д.          

           Варианты приветствия:

    • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
    • объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
    • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
    • рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
    • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
    • поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
    • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
    • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
    • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

           Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашей встречи  «Гиперактивные дети» выбрана не случайно. Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, в последнее время приобретает все большую актуальность. Сегодня, вы познакомитесь, с понятием гиперактивности, поиграете в игры, в которые нужно играть с такими детьми, научитесь лучше понимать своего ребенка.

    1. Мини-лекция «Что такое гиперактивность».

         «Гипер ... » (от греч. hyper - «над», «сверху») - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activis» и означает «действенный, деятельный». Причины появления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы, перенесенные ребенком инфекционные заболевания и др. Внешние проявления гиперактивности это - невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко  отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать,  им  трудно долго сидеть на одном месте, молчать, Подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, раздражительны, вспыльчивы и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы,  толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.  Вероятно, каждому педагогу и родителю знаком этот портрет.

           Часто гиперактивности  сопутствуют проблемы  во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет, и продолжается до подросткового возраста. Чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.  Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

          Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние  раздражители.

          Определить признаки импульсивности   поможет анкета «Признаки импульсивности»

    Импульсивный ребенок 

    1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

    2. У него часто меняется настроение.

    3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

    4. Ему нравится работа, которую

     можно делать быстро.

    5. Обидчив, но не злопамятен.

    6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

    7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

    8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

    9. Нередко отвлекается на занятиях.

    10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он  кричит в ответ.

    11. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

    12. Обычно уверен, что справится с любым заданием

    13. Может нагрубить родителям, воспитателю.

    14. Временами кажется, что он переполнен энергией.

    15. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

    16. В играх не подчиняется общим правилам.

    17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

    18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

    19. Любит организовывать и предводительствовать.

    20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

           Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности  с помощью данной анкеты. Затем   надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл.

    Результат:  15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности;

     7 -14 баллов   о  средней;  

     1-6 баллов - о  низкой.

           3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

    • Слишком говорлив
    • Отказывается от коллективной игры
    • Чрезмерно подвижен
    • Имеет высокие требования к себе
    • Не понимает чувств и переживаний других людей
    • Ощущает себя отверженным
    • Любит ритуалы
    • Имеет низкую самооценку
    • Часто ругается со взрослыми
    • Создает конфликтные ситуации
    • Отстает в развитии речи
    • Чрезмерно подозрителен
    • Вертится на месте
    • Совершает стереотипные механические движения
    • Постоянно контролирует свое поведение
    • Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
    • Сваливает вину на других
    • Беспокоен в движениях
    • Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
    • Часто спорит со взрослыми
    • Суетлив
    • Кажется отрешенным, безразличным к окружающему
    • Любит заниматься головоломками, мозаиками
    • Часто теряет контроль над собой
    • Отказывается выполнять просьбы
    • Импульсивен
    • Плохо ориентируется в пространстве
    • Часто дерется
    • Имеет отсутствующий взгляд
    • Часто предчувствует «плохое»
    • Самокритичен
    • Не может адекватно оценить свое поведение
    • Имеет мускульное напряжение
    • Увлекается коллекционированием
    • Имеет плохую координацию движений
    • Опасается вступать в новую деятельность
    • Часто специально раздражает взрослых
    • Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
    • Робко здоровается
    • Годами играет в одну и ту же игру
    • Мало и беспокойно спит
    • Говорит о себе во 2-м и 3-м лице
    • Толкает, ломает, рушит все кругом
    • Чувствует себя беспомощным

           Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе,  выдается карточка «Портрет "особого" ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности всех категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивным  детей, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

           Надо отметить, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления, зафиксированные в карточке, нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникать разногласия. Задача ведущего состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику и лишь, затем выступать в роли эксперта.

           После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на доске или на стенде.

    • Игра «Подпрыгни, пожалуйста»

     (Модификация игры «Саймонд сказал», или «Пожалуйста»)

    Цель: развитие внимания в слуховой модальности.

           Перед началом игры все участники встают в круг. Ведущий просит детей назвать «волшебные», или вежливые, слова. Это «спасибо» и «пожалуйста». Далее Ведущий сообщает участникам, что он будет просить их выполнить некоторые команды, а участники выполнят их только в том случае, если тренер попросит об этом вежливо и скажет «пожалуйста». Если ведущий забудет сказать «волшебное» слово, команду выполнять не надо. Например: «Подпрыгните, пожалуйста» (все участники выполняют команду), «а теперь хлопните в ладоши три раза» (команда не выполняется).

           4. Мини-Лекция «Как выявить гиперактивного ребенка»

           Диагноз « синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствующую диагнозу коррекционную работу. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (воспитатель, учитель, психолог, родители и т. д.) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ним.

           Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка в группе, которые помогут в практической работе.

    Двигательная расторможенность

    1. Постоянно ерзает.

    2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

    3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

    4. Очень говорив.

    Дефицит активного внимания

    1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

    2. Не слушает, когда к нему обращаются.

    3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

    4. Испытывает трудности в организации.

    5. Часто теряет вещи.

    6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

    7. Часто бывает забывчив.

    Импульсивность

    1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

    2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

    3. Плохо сосредоточивает внимание.

    4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

    5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

    6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других  нет.)

    Вывод: Если в возрасте до 7 лет появляются, хотя бы шесть из перечисленных признаков, взрослый может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

           По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.

    • Игра «Черепахи»

    Цель: научить  контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию.

          Участники встают по одну сторону ковра, тренер стоит на другой стороне, напротив. По его команде участники должны двигаться к нему. Их задача — идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.

           В процессе обсуждения участники  рассказывают, трудно ли им было двигаться медленно и как им это удалось сделать.

            5. Мини лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»

          Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную  беседу с таким ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять, например, каждые 15-20 минут выдавать ему жетоны,

     которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда (если работаем с ребенком в образовательном учреждении), дополнительное время для игры, совместная прогулка с родителями, совместное чтение (если работаем с ребенком дома), в зависимости от особенностей и желания конкретного ребенка.

           Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.

    • Упражнение «Инструкция»

           Ведущий вызывает из группы одного желающего - водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего - в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего.  Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием, проходя по кругу, сверить их с эталоном. (Возможный вариант: ведущий закрепляет эталон на доске (блокноте)). Тогда каждый участник сам сравнивает свою работу с эталоном).  После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими выполнена инструкция водящего. Как правило, большинство участников допускают ряд ошибок. В этом случае группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует четкую, лаконичную инструкцию.

              6. Памятка для родителей гиперактивных детей.

    • Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
    1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
    2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет”, "нельзя”, "прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
    3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
    • Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
    1. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
    2. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
    3. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
    • Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
    1. И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
    1. Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что "Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

               Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.

              Подведение итогов, рефлексия:

    Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучающий семинар для родителей по развивающим играм Воскобовича

    Уважаемые родители, вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Доказано, что интенсивное развитие инт...

    Обучающий семинар с использованием технологии французских мастерских "Готовность ребенка дошкольного возраста к школьному обучению"

    Предсталенный материал позволяет познакомить педагогов с самой образовательной технологией "Французские мастерские" и возможностью ее использования в качестве средства просвещения родит...

    консультация для родителей с элементами коучинга "Гиперактивный ребёнок"

    Консультация для родителей«Гиперактивный  ребёнок»Цель: Познакомить родителей с  эффективными способами общения с  гиперактивными детьми.План:1.  Что такое гиперактивность....

    Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

    ·        Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.·        Привлечь внимания роди...

    Семинар-практикум для педагогов на тему:"Гиперактивный ребенок в детском саду"

    Семинар-практикум позволяет систематизировать знания педагогов об особенностях поведения гиперактивных детей дошкольного возраста, о способах и принципах взаимодействия воспитывающих взрослых в у...

    Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

    Консультация родителей в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирование  психологической готовности к обучению и подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе...

    Семинар для родителей с элементами тренинга «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду»

    Семинар для родителей с элементами тренинга «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду»...