Обучающий семинар с использованием технологии французских мастерских "Готовность ребенка дошкольного возраста к школьному обучению"
методическая разработка на тему
Предсталенный материал позволяет познакомить педагогов с самой образовательной технологией "Французские мастерские" и возможностью ее использования в качестве средства просвещения родителей (молодых специалистов, практикантов и т.п.), на уровне интерактивного взаимодействия, по проблеме готовности детей к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frantsuzskie_masterskie.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающий семинар для педагогов ДОУ (родителей)
с использованием технологии французских мастерских.
Тема: Готовность ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.
«Мастерская» - это технология обучения, которая родилась в опыте французских педагогов-экспериментаторов (С.Френе, А.Валлона) еще в начале ХХ века. В технологии главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы (естественнонаучное исследование, анализ литературы, исследование исторических первоисточников и т.п.).
Концептуальные положения технологии :
- процесс познания гораздо важнее, чем знание;
- знания не даются, а выстраиваются;
- каждый имеет право на ошибку;
- творческая деятельность - безоценочная деятельность;
- сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;
Педагог – «мастер», прячет свои просветительские возможности (эрудицию, объяснение), свои контрольные и оценочные функции, так широко применяемые в обычном обучении.
Цель: создать условия для самостоятельного решения познавательных проблем, связанных с темой: Готовность ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.
Задачи:
Образовательные:
1.Фрмирование знаний по теме.
2.Освоение умений: анализа, выдвижения гипотезы, обобщения.
Развивающие:
1.Развивать умение сотрудничать.
2.Развивать творческое мышление.
Воспитательные:
1.Воспитывать стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Необходимые материалы:
- видеоряд (портфель, звонок, букета астр и т.п.);
- листы чистой бумаги;
- литература для работы в подгруппах;
- материалы для коллажа (ватман, картинки).
Форма организации
- подгрупповая.
Содержание:
Организационный момент: слушателям предлагают сесть за столы по подгруппам.
Структура занятия «мастерской» определяется цепочкой» заданий и состоит из следующих этапов:
- Индукция.
Мастер не сообщает тему или цель занятия, а строит неожиданное «наведение» на проблему, которая будет исследоваться. Индуктором может служить – слово, текст, наглядность.
На экране (доске) символы – портфель, астры, звонок и т.п.. Педагог предлагает ответить на вопрос: «С чем у каждого ассоциируются данные предметы?»
Предлагает вспомнить свой первый день в школе, какие чувства вы испытывали в тот день? Как вы считаете, были ли вы готовы к школе? (далее педагог предлагает разобраться с понятиями.
- Конструкция. (самоконструкция, социоконструкция)
Слушателям предлагается задание, которое вызовет деконструкцию, т.е. разрушение уже имеющихся знаний. Педагогов (родителей) просят подобрать ассоциации сначала к слову «Готовность» Скажите, пожалуйста, можно ли какие-то качества, которые вы подобрали к слову «готовность» перенести к словосочетанию «готовность к школе»?
Готовность Готовность к школе
- уверенность, - писать,
- новая ступень, - считать,
- зрелость, - дисциплина, усидчивость,
- результат, итог, - возраст, умение общаться,
Оказывается, что многие качества можно перенести из первой группы во вторую. Педагог задает следующий вопрос: Если все вербальные ассоциации из первой подгруппы можно перенести во вторую, тогда это одно и тоже («готовность» и «готовность к школе»)?
Во многом совпадают, но не одно и тоже (деконструкция)
Подбираются ассоциации к словосочетанию «Готовность к школе». Результаты фиксируются на доске и каждая из подгрупп фиксирует их у себя на отдельных листках.
Дальше должна произойти реконструкция. Слушатели получают задание где необходимо все слова, которые они подобрали к словосочетанию «готовность к школе» распределить по группам и как-то их обозначить по тем признакам, которые они считают наиболее важными.(самоконструкция и социоконструкция).
- Социализация.
Каждая группа представляет результаты своей работы (можно предположить, что сгруппированы качества будут по-разному).
- Разрыв.
Должно быть сопоставление старого знания и нового знания. Педагогам предлагается литература (разные источники). Воспитатели (родители) изучают литературу и делают выводы, т.е. определяют виды готовности ребенка к школе. Выводы фиксируются на доске, по мере выделения видов готовности.
Для закрепления полученной информации педагогам (родителям) можно предложить выполнить «коллаж». (предоставляются листы ватмана и различные картинки, соответствующие разным видам школьной готовности; ватман разделен на три части по видам готовности). Слушателям необходимо приклеить картинку именно в тот вид готовности, которому она соответствует.) Сделанную работу педагогов можно использовать как составляющую информационного поля ДОУ.
- Рефлексия.
(своеобразный внутренний и внешний диалог, о том, что нового узнали)
Диалог:
-что нового узнали по теме?
-как вы оцениваете эффективность своей работы?
-что нового узнали о себе?
Литература:
1.Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2003
2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.,2002, С.116.
3.Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. Учебное пособие. – М., 2005
4.Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб, 2005
5.Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к поступлению в школу. – Л., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....
Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....
«Обеспечение готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению»
Доклад на тему «Обеспечение готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению»...
Мастер-класс для родителей с использованием технологии французских мастерских на тему "Социальное здоровье".
В данной технологии главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы получения информации....
Доклад "Психологическая готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению"
В докладе раскрыт вопрос "Что такое школьная зрелость?", основные аспекты школьной зрелости, понятие и структура психологической готовности детей к школе....
Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...
Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...