Обучающий семинар с использованием технологии французских мастерских "Готовность ребенка дошкольного возраста к школьному обучению"
методическая разработка на тему

Николаева Арина Геннадиевна

Предсталенный материал позволяет познакомить педагогов с самой образовательной технологией "Французские мастерские" и возможностью ее использования в качестве средства просвещения родителей (молодых специалистов, практикантов и т.п.), на уровне интерактивного взаимодействия,   по проблеме готовности детей к школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frantsuzskie_masterskie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий семинар для педагогов ДОУ (родителей)

с использованием технологии французских мастерских.

Тема: Готовность ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.

«Мастерская» - это технология обучения, которая родилась в опыте французских педагогов-экспериментаторов (С.Френе, А.Валлона) еще в начале ХХ века. В технологии главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы (естественнонаучное исследование, анализ литературы, исследование исторических первоисточников и т.п.).

Концептуальные положения технологии :

  • процесс познания гораздо важнее, чем знание;
  • знания не даются, а выстраиваются;
  • каждый имеет право на ошибку;
  • творческая деятельность - безоценочная деятельность;
  • сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;

Педагог – «мастер», прячет свои просветительские возможности (эрудицию, объяснение), свои контрольные и оценочные функции, так широко применяемые в обычном обучении.

Цель: создать условия для самостоятельного решения познавательных проблем, связанных с темой: Готовность ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.

Задачи:

Образовательные:

1.Фрмирование знаний по теме.

2.Освоение умений: анализа, выдвижения гипотезы, обобщения.

Развивающие:

1.Развивать умение сотрудничать.

2.Развивать творческое мышление.

Воспитательные:

1.Воспитывать стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Необходимые материалы:

  • видеоряд (портфель, звонок, букета астр и т.п.);
  • листы чистой бумаги;
  • литература для работы в подгруппах;
  • материалы для коллажа (ватман, картинки).

Форма организации

  • подгрупповая.

Содержание:

Организационный момент: слушателям предлагают сесть за столы по подгруппам.

Структура занятия «мастерской» определяется цепочкой» заданий и состоит из следующих этапов:

  1. Индукция.

Мастер не сообщает тему или цель занятия, а строит неожиданное «наведение» на проблему, которая будет исследоваться. Индуктором может служить – слово, текст, наглядность.

На экране (доске) символы – портфель, астры, звонок и т.п.. Педагог предлагает ответить на вопрос: «С чем у каждого ассоциируются данные предметы?»

Предлагает вспомнить свой первый день в школе, какие чувства вы испытывали в тот день? Как вы считаете, были ли вы готовы к школе? (далее педагог предлагает разобраться с понятиями.

  1. Конструкция. (самоконструкция, социоконструкция)

Слушателям предлагается задание, которое вызовет деконструкцию, т.е. разрушение уже имеющихся знаний. Педагогов (родителей) просят подобрать ассоциации сначала к слову «Готовность» Скажите, пожалуйста, можно ли какие-то качества, которые вы подобрали к слову «готовность» перенести к словосочетанию «готовность к школе»?

Готовность                                        Готовность к школе

  • уверенность,                                        - писать,
  • новая ступень,                                        - считать,
  • зрелость,                                        - дисциплина, усидчивость,
  • результат, итог,                                - возраст, умение общаться,

Оказывается, что многие качества можно перенести из первой группы во вторую. Педагог задает следующий вопрос: Если все вербальные ассоциации из первой подгруппы можно перенести во вторую, тогда это одно и тоже («готовность» и «готовность к школе»)?

Во многом совпадают, но не одно и тоже (деконструкция)

Подбираются ассоциации к словосочетанию «Готовность к школе». Результаты фиксируются на доске и каждая из подгрупп фиксирует их у себя на отдельных листках.

Дальше должна произойти реконструкция. Слушатели получают задание где необходимо  все слова, которые они подобрали к словосочетанию «готовность к школе» распределить по группам и как-то их обозначить  по тем признакам, которые они считают наиболее важными.(самоконструкция и социоконструкция).

  1. Социализация.

Каждая группа представляет результаты своей работы (можно предположить, что сгруппированы качества будут по-разному).

  1. Разрыв.

Должно быть сопоставление старого знания и нового знания. Педагогам предлагается литература (разные источники). Воспитатели (родители) изучают литературу и делают выводы, т.е. определяют виды готовности ребенка к школе. Выводы фиксируются на доске, по мере выделения видов готовности.

Для закрепления полученной информации педагогам (родителям) можно предложить выполнить «коллаж». (предоставляются листы ватмана и различные картинки, соответствующие разным видам школьной готовности; ватман разделен на три части по видам готовности). Слушателям необходимо приклеить картинку именно в тот вид готовности, которому она соответствует.) Сделанную работу педагогов можно использовать как составляющую информационного поля  ДОУ.

  1. Рефлексия.

(своеобразный внутренний и внешний диалог, о том, что нового узнали)

Диалог:

-что нового узнали по теме?

-как вы оцениваете эффективность своей работы?

-что нового узнали о себе?

Литература:

1.Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2003

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.,2002, С.116.

3.Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. Учебное пособие. – М., 2005

4.Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб, 2005

5.Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к поступлению в школу. – Л., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....

«Обеспечение готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению»

Доклад на тему «Обеспечение готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению»...

Мастер-класс для родителей с использованием технологии французских мастерских на тему "Социальное здоровье".

В данной технологии главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы получени​я информации....

Доклад "Психологическая готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению"

В докладе раскрыт вопрос "Что такое школьная зрелость?", основные аспекты школьной зрелости, понятие и структура  психологической готовности детей к школе....

Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...

Оценочный лист родителю по определению готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Уважаемый родитель, данный оценочный лист предназначен для того, чтобы Вы самостоятельно могли отследить уровень подготовки Вашего ребенка к школьному обучению, не затрачивая особого труда, умения и в...