"Артикуляционная гимнастика для родителей"
методическая разработка

Васильева Светлана Андреевна

Язык - основная мышца органов речи. И ему, как и любому мускулу, гимнастика просто необходима. В конце концов, язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, называемые звуковым произношением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razr_.artikulyatsionnaya_gimnastika.docx414.03 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для родителей

Когда люди занимаются гимнастикой для рук и ног, это нам знакомо и знакомо. Тренируем мышцы, чтобы они стали подвижными, сильными, подвижными. Но зачем тренировать язык, ведь он уже «бескостный»? Оказывается, язык - основная мышца органов речи. И ему, как и любому мускулу, гимнастика просто необходима. В конце концов, язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, называемые звуковым произношением. Недостатки произношения сказываются на эмоциональном и психическом состоянии ребенка, не позволяя ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не повторилась у ребенка в будущем, стоит как можно раньше приступить к артикуляционной гимнастике. Детям двух, трех или четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстро «поставить» правильное произношение звука. Дети пяти, шести лет и старше смогут преодолеть уже имеющиеся нарушения звукового произношения с помощью артикуляционной гимнастики.

Вначале следует выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся о том, где сейчас находится язык (за верхними зубами или за нижними зубами). Для взрослого артикуляция - это автоматизированный навык, и ребенку необходимо овладеть этим автоматизмом через зрительное восприятие, выполняя постоянные упражнения. Не расстраивайтесь, если некоторые упражнения не сработают с первого раза даже у вас.

Попробуйте повторить со своим ребенком, признавшись ему: «Слушай, я тоже не могу, давай попробуем вместе». Будьте терпеливы, добры и спокойны, и все будет хорошо. Работайте с ребенком 3-5 минут в день и несколько раз в день. Это поможет вам в будущем говорить правильно и четко и избежать проблем с логопедом.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных и законченных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и совмещения простых движений в сложные.

Как проводить артикуляционную гимнастику.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно, чтобы закрепить полученные у детей навыки. Лучше делать упражнения 2 раза в день по 3-5 минут.

Перед началом занятий лучше ознакомить ребенка с названиями органов артикуляции. Эти знания лучше всего делать в виде сказки. В результате ребенок должен выучить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, нёбо, язык. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.

Для занятий лучше использовать небольшое зеркало, чтобы ребенок мог видеть, что происходит с его лицом и органами речи.

Начать гимнастику нужно с упражнений для губ.

Артикуляционные упражнения выполняются только сидя, не стоя и не лежа, а только сидя, чтобы все остальные мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины.

Упражнения выполняются в таком порядке, от простого к сложному. Чтобы ребенку понравилось то, что он делает, поиграйте с ним в игру, например «сейчас покажем, как слон вытаскивает хобот», «как белка улыбается» и т. д.

Если ваш ребенок не сразу выполняет упражнения, это не имеет значения, делайте упражнения вместе с ним и говорите ему, что вы тоже не справляетесь, но мы будем делать упражнения, и все у вас получится. Это придаст ему уверенности в своих силах и уменьшит беспокойство по поводу результата. Детям нельзя предлагать сразу несколько упражнений, 2-3 раза.

Небольшие секреты логопеда.

Если ребенок не может двигаться, помогите ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизывал верхнюю губу, намазывал желе, шоколад или что-нибудь еще, что нравится вашему ребенку.

От теории к практике.

Бегемотик рот открыл, подержал,потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, вот, смотри, cейчас.


Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления.

Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.

Учимся делать упражнение «Хоботок».

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение.

Как нельзя разговаривать с ребёнком.

Как правильно говорить с ребёнком.

В любом возрасте дети активно имитируют речь взрослого, поэтому, если вы говорите неправильно, ваш ребенок выучит неправильную речь. Чтобы этого не случилось, важно помнить о двух «золотых»:

Нельзя искажать слова, имитировать детское произношение и «говорить».

Нужно:

Разговаривая с малышом, убедитесь, что ваша речь четкая и выразительная, грамотная, простая, ясная.

Ребенку нельзя позволять озвучивать окружающие предметы звуковым произношением.

Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - указывая на собаку, и тот отвечает «вау-вау».

Нужно:

Если ребенок плохо говорит или еще не говорит, можно воспользоваться следующей схемой: не просите и не настаивайте на том, чтобы ребенок произнес слово → попросите ребенка указать на объект, который вы назвали → и только потом объясните, «как это звучит» или «как он говорит»;

Как сформировать грамотную речь

1. Обязательно исправляйте речевые ошибки вашего ребенка, но делайте это тактично. Если вы смеетесь над своим ребенком, вы оскорбляете его, и ребенок может потерять к вам доверие.

2. Игровая деятельность очень важна для развития речевых способностей ребенка, благодаря которым ребенок познает окружающую действительность. Расскажите ребенку о различных объектах, издающих звуки (животных, птиц, транспортных средствах и т. Д.).

3. Включите ребенка не только в игру, но и в реальное общение со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные задания. Поблагодарите ребенка за помощь.

4. Для развития речи очень важно не только развить навыки произношения, но и улучшить способность ребенка понимать значение речи не только в данной ситуации, но и за ее пределами. По дороге или домой поговорите с ребенком о том, как прошел день в детском саду, как прошла совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспомните самые интересные моменты.

5. Помните, что, слушая вашу речь, ребенок усваивает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно быть не только обозначение какого-либо явления или предмета, но и его подробное описание.

например, ребенку недостаточно просто сказать: «Есть воздуховод». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно так: «Смотрите, над этим домом летает ворона. Он черный и может громко квакать. "

6. Используйте наглядный материал! Детям сложно воспринимать слова, вырезанные из картинки.

И самое главное: поддерживайте все начинания ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не просите его сразу правильно произнести слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей

Многие родители сталкиваются с трудностями выполнения артикуляторной гимнастики с детьми дома. Данные рекомендации направлены на обогащение знаний родителей о строении речевого аппарата, о возможностя...

Наглядная артикуляционная гимнастика для родителей.

Данная артикуляционная гимнастика содержит все необходимые комплексы артикуляционных упражнений и дана в доступной и интересной для родителей форме. Картинки, данные к каждому упражнению помогут прави...

Описание полного комплекса артикуляционной гимнастики для родителей

Содержится описание всех упражнений артикуляционной гимнастики. Удобно использовать при работе с родителями....

Артикуляционная гимнастика с родителями

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции....

Артикуляционная гимнастика - для родителей.

Описание и фото артикуляционных упражнений...