Описание полного комплекса артикуляционной гимнастики для родителей
методическая разработка по теме

Мотылькова Наталия Валерьевна

Содержится описание всех упражнений артикуляционной гимнастики. Удобно использовать при работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика18.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Учитель-логопед

                                                                            Мотылькова Н.В.

Описание полного комплекса артикуляционной гимнастики

  1.  «Окошко» Широко открыть рот и удерживать на счет от 1 до 10. Закрыть рот.
  2. «Шарик»  Поочередно надувать и сдувать щеки.
  3. «Улыбочка» Губы растянуты (улыбка), зубы сомкнуты невидны. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.
  4. «Заборчик». Губы  в положении улыбки, зубы  видны, плотно сжать. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
  5.  «Трубочка» (дудочка)  Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
  6. «Хоботок» Губы вытянуть вперед, образовать «хобот слоника» Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
  7. «Заборчик-Хоботок» Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполнять 5 раз.
  8. «Слоник пьет» Губы вытянуть вперед, образовать «хобот слоника». «Набирать водичку», слегка при этом причмокивая.
  9.  «Иголочка» Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
  10. «Змейка» Рот открыт. Язык высунут вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.
  11. «Катание шарика» Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
  12. «Орешки» Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики – «орешки».
  13.  «Желобок» Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть по средней линии языка к кончику. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.
  14. «Парус» Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
  15.  «Часики» Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так. Время выполнения – 20 секунд.
  16. «Чистим зубки» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала с внутренней стороны поочередно верхние  и нижние зубы. Затем с внешней стороны поочередно верхние и нижние зубы
  17. «Месим тесто» Губы в положении улыбки. Пошлепать губами по языку – «пя-пя-пя-пя». Покусать кончик языка зубами (чередовать эти два упражнения 8-10 раз).
  18. «Расческа» Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.
  19.  «Блинчик» (лопаточка)  Рот приоткрыт.  Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
  20. «Чашечка» Рот широко раскрыть, высунуть широкий язык, слегка приподнять кончик языка и боковые (т.е. придать ему форму чашечки). Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
  21. «Вкусное варенье» Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
  22. «Качели» Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Рот широко открыт. Спокойный расслабленный язык то на нижнюю, то на верхнюю губу. Выполнять 15-20 раз.
  23. «Сердитая кошечка» Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
  24. «Прятки». Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.
  25. «Шторки» Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.
  26. «Лошадка» Присосать кончик языка к небу. Губы в улыбке, зубы приоткрыты. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
  27. «Грибочек» Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.
  28. «Гармошка» Улыбнуться, сделать «грибочек» Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
  29. «Маляр» Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
  30. «Утюжок» Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.
  31. «Дятел» (барабанщик) Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).
  32. «Загони мяч в ворота»  Положит широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик или карандаш, лежащий на столе, между двумя кубиками (щеки не надуваются).
  33. «Поймаем мышку» Губы в улыбке. Приоткрыть рот, произнести «а-а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).
  34. «Индюки болтают» Рот приоткрыт. Широким языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».
  35. «Пароход гудит» Губы в улыбке. Рот приоткрыт. Широкий язык за верхними зубами (края прижаты к коренным зубам). С напряжением произнести долгое «ы-ы-ы».
  36. «Парашютик» На кончик носа положить кусочек ватки, широким языков в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков (карточки для родителей)  

Комплекс гимнастики для постановки свистящих звуков1.     Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.2....

Памятка для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков р. рь".

Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений....

Взаимодействие с родителями и педагогами: "Комплекс артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой"

Презентация содержит методические рекомендации, описание и позицию рук....

Комплексы артикуляционной гимнастики для родителей и педагогов ДОУ

Данные комплексы артикуляционной гимнастики помогут родителям и педагогам развить и  подготовить органы атикуляции детей к постановке звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Комплексы артикуляционной гимнастики для родителей и детей

Артикуляционная гимнастика для шипящих, свистящих и сонорных звуков...