Комплексы артикуляционной гимнастики по группам нарушенных звуков (карточки для родителей)  
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

хмылова наталья петровна

Комплекс гимнастики

для постановки свистящих звуков

1.     Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.

2.     Трубочка. Поставить зубы «заборчиком», губы вытянуть вперед. Должно получиться «окошко», в котором видны сомкнутые зубы. Удерживать положение губ до 5, 7, 10.

3.     Улыбочка – Трубочка. Чередовать упражнения №1 и №2 под счет 1-2. Следить за четкой работой губ.

4.     Окошко. Улыбнуться и широко открыть рот. Удерживать положение под счет до 5.

5.     Непослушный язычок. Шлепать по языку губами, произнося: пя-пя-пя.

6.     Кусаем язычок. Покусываем кончик языка зубами, произнося: та-та-та.

7.     Лопатка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5, 7, 10.

8.     Дуем на лопатку. Выполнить упражнение «лопатка», прикрыть рот и подуть на язык. Воздушная струя должна идти по средней линии языка.

9.     Чистые зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы из стороны в сторону.

10.   Киска сердитая. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка выгнуть вперед. Удерживать положение несколько секунд.

11.   Киска ласковая. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинка языка ровная. Удерживать положение несколько секунд.

12.   Киска сердится. Чередовать упражнения №10 и №11 под счет 1-2. Кончик языка от зубов не отрывается, работает только спинка языка.

13.   Ветерок дует с горки. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка выгнуть небольшой горкой. Подуть по средней линии языка. Воздух должен идти вперед, ни в коем случае не по бокам. Воздушная струя холодная.

 

 

 

Комплекс гимнастики

для постановки шипящих звуков

 

1.     Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.

2.     Трубочка. Поставить зубы «заборчиком», губы вытянуть вперед. Должно получиться «окошко», в котором видны сомкнутые зубы. Удерживать положение губ до 5, 7, 10.

3.     Улыбочка – Трубочка. Чередовать упражнения №1 и №2 под счет 1-2. Следить за четкой работой губ.

4.     Окошко. Улыбнуться и широко открыть рот. Удерживать положение под счет до 5.

5.     Непослушный язычок. Шлепать по языку губами, произнося: пя-пя-пя.

6.     Кусаем язычок. Покусываем кончик языка зубами, произнося: та-та-та.

7.     Лопатка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5, 7, 10.

8.     Дуем на лопатку. Выполнить упражнение «лопатка», прикрыть рот и подуть на язык. Воздушная струя должна идти по средней линии языка.

9.     Вкусное варенье. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижней губой не помогать.

10.   Чашечка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить язык лопаткой и загнуть боковые края и кончик языка вверх, чтобы получилась чашечка. Удерживать положение под счет 5, 7, 10.

11.   Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «чашечкой». Подуть на кончик языка, сдувая ватку с кончика носа. Ватка должна взлетать вверх. Следим, чтобы не надувались щеки, воздух шел через кончик языка, а не по бокам.

 

 

 

Комплекс гимнастики

для постановки звуков Л, ЛЬ

 

1.     Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.

2.     Трубочка. Поставить зубы «заборчиком», губы вытянуть вперед. Должно получиться «окошко», в котором видны сомкнутые зубы. Удерживать положение губ до 5, 7, 10.

3.     Улыбочка – Трубочка. Чередовать упражнения №1 и №2 под счет 1-2. Следить за четкой работой губ.

4.     Окошко. Улыбнуться и широко открыть рот. Удерживать положение под счет до 5.

5.     Непослушный язычок. Шлепать по языку губами, произнося: пя-пя-пя.

6.     Кусаем язычок. Покусываем кончик языка зубами, произнося: та-та-та.

7.     Лопатка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5, 7, 10.

8.     Вкусное варенье. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижней губой не помогать.

9.      Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка «красить» твердое небо вперед-назад.

10.   Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 - кончик языка упереть в нижние зубы, на 2 – в верхние. Чередовать под счет.

11.  Лошадка. Щелкать языком, присасывая его к небу.

12.  Ступеньки. Улыбнуться, приоткрыть рот. 1 – обнять широким языком верхнюю губу; 2 – спрятать широким языком верхние зубы; 3 – убрать кончик языка за верхние зубы.

13.  Парус. Улыбнуться, открыть рот, зацепить кончик языка за верхние зубы, спинку выгнуть вперед.

 

 

 

Комплекс гимнастики

для постановки звуков Р, РЬ

 

1.     Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.

2.     Трубочка. Поставить зубы «заборчиком», губы вытянуть вперед. Должно получиться «окошко», в котором видны сомкнутые зубы. Удерживать положение губ до 5, 7, 10.

3.     Улыбочка – Трубочка. Чередовать упражнения №1 и №2 под счет 1-2. Следить за четкой работой губ.

4.     Окошко. Улыбнуться и широко открыть рот. Удерживать положение под счет до 5.

5.     Непослушный язычок. Шлепать по языку губами, произнося: пя-пя-пя.

6.     Кусаем язычок. Покусываем кончик языка зубами, произнося: та-та-та.

7.     Лопатка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5, 7, 10.

8.     Вкусное варенье. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижней губой не помогать.

9.      Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка «красить» твердое небо вперед-назад.

10.   Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 - кончик языка упереть в нижние зубы, на 2 – в верхние. Чередовать под счет.

11.  Лошадка. Щелкать языком, присасывая его к небу.

12.  Ступеньки. Улыбнуться, приоткрыть рот. 1 – обнять широким языком верхнюю губу; 2 – спрятать широким языком верхние зубы; 3 – убрать кончик языка за верхние зубы и постучать в бугорочки: д-д. Подбородок неподвижен, работает только язык.

13.  Дятел. Улыбнуться, открыть рот и постучать в бугорочки за верхними зубами, произнося: д-д-д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_gimnastiki.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы

артикуляционной гимнастики

по группам нарушенных звуков

(карточки для родителей)


Комплекс гимнастики

для постановки свистящих звуков

  1. Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.
  2. Трубочка. Поставить зубы «заборчиком», губы вытянуть вперед. Должно получиться «окошко», в котором видны сомкнутые зубы. Удерживать положение губ до 5, 7, 10.
  3. Улыбочка – Трубочка. Чередовать упражнения №1 и №2 под счет 1-2. Следить за четкой работой губ.
  4. Окошко. Улыбнуться и широко открыть рот. Удерживать положение под счет до 5.
  5. Непослушный язычок. Шлепать по языку губами, произнося: пя-пя-пя.
  6. Кусаем язычок. Покусываем кончик языка зубами, произнося: та-та-та.
  7. Лопатка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5, 7, 10.
  8. Дуем на лопатку. Выполнить упражнение «лопатка», прикрыть рот и подуть на язык. Воздушная струя должна идти по средней линии языка.
  9. Чистые зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы из стороны в сторону.
  10.  Киска сердитая. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка выгнуть вперед. Удерживать положение несколько секунд.
  11.  Киска ласковая. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинка языка ровная. Удерживать положение несколько секунд.
  12.  Киска сердится. Чередовать упражнения №10 и №11 под счет 1-2. Кончик языка от зубов не отрывается, работает только спинка языка.
  13.  Ветерок дует с горки. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка выгнуть небольшой горкой. Подуть по средней линии языка. Воздух должен идти вперед, ни в коем случае не по бокам. Воздушная струя холодная.


Комплекс гимнастики

для постановки шипящих звуков

  1. Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.
  2. Трубочка. Поставить зубы «заборчиком», губы вытянуть вперед. Должно получиться «окошко», в котором видны сомкнутые зубы. Удерживать положение губ до 5, 7, 10.
  3. Улыбочка – Трубочка. Чередовать упражнения №1 и №2 под счет 1-2. Следить за четкой работой губ.
  4. Окошко. Улыбнуться и широко открыть рот. Удерживать положение под счет до 5.
  5. Непослушный язычок. Шлепать по языку губами, произнося: пя-пя-пя.
  6. Кусаем язычок. Покусываем кончик языка зубами, произнося: та-та-та.
  7. Лопатка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5, 7, 10.
  8. Дуем на лопатку. Выполнить упражнение «лопатка», прикрыть рот и подуть на язык. Воздушная струя должна идти по средней линии языка.
  9. Вкусное варенье. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижней губой не помогать.
  10.  Чашечка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить язык лопаткой и загнуть боковые края и кончик языка вверх, чтобы получилась чашечка. Удерживать положение под счет 5, 7, 10.
  11.  Фокус. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «чашечкой». Подуть на кончик языка, сдувая ватку с кончика носа. Ватка должна взлетать вверх. Следим, чтобы не надувались щеки, воздух шел через кончик языка, а не по бокам.


Комплекс гимнастики

для постановки звуков Л, ЛЬ

  1. Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.
  2. Трубочка. Поставить зубы «заборчиком», губы вытянуть вперед. Должно получиться «окошко», в котором видны сомкнутые зубы. Удерживать положение губ до 5, 7, 10.
  3. Улыбочка – Трубочка. Чередовать упражнения №1 и №2 под счет 1-2. Следить за четкой работой губ.
  4. Окошко. Улыбнуться и широко открыть рот. Удерживать положение под счет до 5.
  5. Непослушный язычок. Шлепать по языку губами, произнося: пя-пя-пя.
  6. Кусаем язычок. Покусываем кончик языка зубами, произнося: та-та-та.
  7. Лопатка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5, 7, 10.
  8. Вкусное варенье. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижней губой не помогать.
  9.  Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка «красить» твердое небо вперед-назад.
  10.  Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 - кончик языка упереть в нижние зубы, на 2 – в верхние. Чередовать под счет.
  11. Лошадка. Щелкать языком, присасывая его к небу.
  12. Ступеньки. Улыбнуться, приоткрыть рот. 1 – обнять широким языком верхнюю губу; 2 – спрятать широким языком верхние зубы; 3 – убрать кончик языка за верхние зубы.
  13. Парус. Улыбнуться, открыть рот, зацепить кончик языка за верхние зубы, спинку выгнуть вперед.


Комплекс гимнастики

для постановки звуков Р, РЬ

  1. Улыбочка. Поставить зубы «заборчиком» и широко улыбнуться, удерживая положение губ до 5, 7, 10.
  2. Трубочка. Поставить зубы «заборчиком», губы вытянуть вперед. Должно получиться «окошко», в котором видны сомкнутые зубы. Удерживать положение губ до 5, 7, 10.
  3. Улыбочка – Трубочка. Чередовать упражнения №1 и №2 под счет 1-2. Следить за четкой работой губ.
  4. Окошко. Улыбнуться и широко открыть рот. Удерживать положение под счет до 5.
  5. Непослушный язычок. Шлепать по языку губами, произнося: пя-пя-пя.
  6. Кусаем язычок. Покусываем кончик языка зубами, произнося: та-та-та.
  7. Лопатка. Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет до 5, 7, 10.
  8. Вкусное варенье. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижней губой не помогать.
  9.  Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка «красить» твердое небо вперед-назад.
  10.  Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 - кончик языка упереть в нижние зубы, на 2 – в верхние. Чередовать под счет.
  11. Лошадка. Щелкать языком, присасывая его к небу.
  12. Ступеньки. Улыбнуться, приоткрыть рот. 1 – обнять широким языком верхнюю губу; 2 – спрятать широким языком верхние зубы; 3 – убрать кончик языка за верхние зубы и постучать в бугорочки: д-д. Подбородок неподвижен, работает только язык.
  13. Дятел. Улыбнуться, открыть рот и постучать в бугорочки за верхними зубами, произнося: д-д-д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов при проведении артикуляционной гимнастики в группе для детей с нарушениями речи

Наибольшую обеспокоенность у родителей вызывает дефектное произношение звуков.  Формирование правильного звукопроизношения – долгий и трудоёмкий процесс для всех его участников: для учителя-...

Способы постановки звуков- карточки

Карточки- способы постановки звуков...

Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и деформации позвоночника

Утренняя гимнастика для профилактики нарушения осанки и деформации позвоночника....

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи"

Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики в коррекции нарушений произносительной стороны речи" раскрывает проблему создания прочной физиологической базы для развития и формирования прави...

Формирование лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков (карточки с домашними заданиями)

Данный материал поможет логопедам , воспитателям и родителям формировать лексико-грамматический строй речи у детей с речевыми нарушениями в процессе автоматизации определенного звука. Карточки содержа...

Артикуляционная гимнастика для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также для укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого не...