Артикуляционная гимнастика для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шванева Светлана Николаевна

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также для укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого неба.

       Задачами артикуляционной гимнаcтики являются:

- учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;

- формировать правильное произношение звуков;

- воспитывать умение переключаться с одного вида упражнений на другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учите с нами.

(артикуляционная гимнастика)

  • «Бегемотики»

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удержать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть. Повторить 3 – 4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

  • «Лягушки»

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем

  • «Слон»

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянем вперёд и  удержать в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.  Повторить 5 – 6 раз.

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Учите с нами.

(артикуляционная гимнастика)

  • «Блинчики»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти, потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

  • «Месим тесто»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами, приговаривая – та-та-та…; пошлёпать язык губами, приговаривая – пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

  • «Чашка»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы «чай» не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой.  Удерживать язык в таком положении под счёт взрослого до пяти, потом до десяти. Повторить 3 – 4 раза.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Учите с нами.

(артикуляционная гимнастика)

  • «Грибок»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (прососать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.      

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

  • «Гармошка»

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка.  Повторить 4– 5 раз.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не трудно повторять!

  • «Лошадка»

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Учите с нами.

(артикуляционная гимнастика)

  • «Змейка»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3 – 4 раза.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

  • «Часики»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому.  Повторить 5 – 10 раз.

Тик – так, тик – так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть  готов?

  • «Парус»

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами.  Удержать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2 – 3 раза.

Лодочка под парусом

По  реке плывёт,

На прогулку лодочка

Малышей везёт.

Учите с нами.

(артикуляционная гимнастика)

  • «Качели»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы.  Повторить 4 – 5 раз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышко коснулись,

А потом назад вернулись.

  • «Маляр»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт взрослого до восьми.

Я сегодня утром встал

И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был подкрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

  • «Чистим зубки»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7 – 8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8 – 10 раз.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

Учите с нами.

(артикуляционная гимнастика)

  • «Шарики»

Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4 – 5 раз.  

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

  • «Футбол»

Описание упражнения: 1)  рот закрыть, кончик языка с напряжением упирается то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». 2) Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

Во дворе народ толпиться.

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Потому что наблюдает

За игрою из окна

Катерина. Всякий знает:

Генке нравится она.

  • «Ёжик»

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

У меня в иголках шёрстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый ёж!

Учите с нами.

(артикуляционная гимнастика)

  • «Индюк»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд – назад, произнося: была-была-была…

Я – индюк «балды - балда»

Разбегайся кто куда.

  • «Варенье»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4 – 5 раз.

Блин мы ели с наслажденьем

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

  • «Кошка сердится»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт взрослого до восьми, потом до десяти.

Выгляни в окошко –

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

Учите с нами.

(артикуляционная гимнастика)

  • «Заведи мотор»

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот; поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5 – 10 секунд.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулём лихой шофёр.

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

  • «Комарик»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10 – 15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично. высунуть язычок изо рта, затем спрятать.

Прилетает по ночам,

Не даёт заснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьётся,

Только в руки не даётся.

  • «Дятел»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить: «д-д-д…». Выполнять 10 – 20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

Раздаётся громкий звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....