Пять советов по организации игровых заданий
консультация

Мужикова Светлана Николаевна

Воспитателям отправляющимся на занятия с детьми, следует помнить, что новое дело - трудно, оно может сделаться "трудным" вдвойне. Если же отказаться от такой подачи нового и предлагать его обучаемым детям как видоизменение дела, им уже известного, на занятии возникает игровая форма освоения нового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пять советов по организации игровых занятий в детском саду.

Воспитателям, отправляющимся на занятие с детьми, следует помнить, что детям освоение нового всегда трудно. Когда же предупреждают, что новое дело – трудно, оно может сделаться «трудным» вдвойне. Если же отказаться от такой подачи нового и предлагать его обучаемым детям как видоизменение дела, им уже известного, на занятии возникает игровая форма освоения нового.

Осваивать новую игру детям обычно не столько трудно, сколько интересно. К новому делу интерес тоже существует, но он у некоторых детей быстро угасает под давлением страха ошибки. Взрослые стремятся (пусть не вполне осознанно) показать и доказать, что сами-то они умеют в осваиваемом детьми деле избегать ошибки. Что позволяет им постоянно быть лидерами. Но лидерство взрослых, к сожалению, усугубляет и так возникающий в детях страх ошибки. У воспитателей – безоговорочных лидеров – не хватает терпения дать детям сыграться, разыграться, получить удовольствие от доигрывания, от самой игры, им кажется, что без ощущения лидерства их начнут захлестывать сомнения в своей необходимости детям. Раз у них самих все получается, зачем тогда они – воспитатели – им нужны?

Социо-игровая педагогика отвечает: ещё как нужны! Нужны для организации новой интересной деятельности, в ходе которой дети, общаясь между собой, будут открывать новые для себя проблемы и методом собственных проб находить верное решение.

Союз же детей со взрослыми, занимающимися их воспитанием и обучением, начинается с равноправия не только в ошибках (педагогу полезно ошибаться при детях и даже «вылетать» вместе с другими ошибающимися из игры), но и с равноправия заинтересованности. В игре должно быть интересно и взрослому и ребенку.

Развивать и укреплять этот союз воспитателей и детей в ходе игры могут помочь пять следующих советов.

Первый совет: быть готовым к собственным промахам.

Какое бы предложение – сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить – ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу. Поэтому воспитателю нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и обязательно принесет запланированные достижения. Все препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, воспитателю следует рассматривать как содержание занятий, видя в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития всей группы и самого  ребенка.

Второй совет: не разжевывать смысл задания.

Часто дети говорят, что не начинают выполнять заданное, потому что ничего «не поняли». Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задание так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребенку. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» - это, наверное просто поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. Хотя, конечно, иногда воспитатель должен и пояснить задание, если он почувствовал, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу.

Третий совет: обращать внимание на интересные неожиданности.

Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понятно, необходимо обратить своё внимание на всё неожиданное и интересное в выполнении неверно понятного задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный воспитателем. Важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать её страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится.

Четвертый совет: видеть в детских отказах ценные подсказки.

Самая «страшная» неприятность – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании, упражнении) – снимается предварительной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, чтобы отказывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе.

Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную ребенком.  Представьте, что отказ исходит от вашего любимого воспитанника (а еще лучше от нескольких). Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход – помочь ребенку обнаружить себя сочувственно присоединившимся.

Пятый совет: умейте порадоваться шуму.

Часто у воспитателя возникает недовольство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естественным при повышении активности обучаемых детей. Каждый раз воспитателю необходимо со всем вниманием к происходящему (замечая и видя конкретных детей) давать себе отчет: «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так. Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых «репетиций» (работы-подготовки на местах). И поэтому воспитателю скорее, следует радоваться, что её задание вызывает у детей желание работать. Следует отметить, что когда «шум» является результатом общей активности, направленной на выполнение задания, показы начинать лучше с тех детей, кто вообще-то выступать решается редко, но только что весьма активно работал на месте. А если воспитатель, возникший в группе шум, посчитает «вредным», тогда ему следует сменить игровое упражнение.

Любую детскую работу – обсудить, отгадать, сравнить, определить, обнаружить и т.д. – лучше всего осуществлять в атмосфере взаимного понимания, в негласной договоренности о «правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих.

Старший воспитатель МБДОУ «Гнёздышко»

Мужикова С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие связной речи дошкольников в процессе организации игровой деятельности"

Планирование, организация и проведение педагогического совета в ДОУ....

Советы родителям по организации игрового пространства для детей

Советы родителям по организации  игрового пространства для детей...

Советы родителям по организации домашних заданий.

рекомендации родителям по проведению домашних заданий....

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей

Не заменять игру другими видами деятельности.Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.Включайте игру во все ...

Памятка для воспитателей. Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.

                                       ПАМЯТКА.Несколько полезных советов по организации игро...

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей....