Рисование по технике Эбру
материал (старшая группа)

Рисование по технике Эбру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_po_tehnike_ebru.docx194.8 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство эбру это древняя техника рисование красками на поверхности воды гостой консистенции. Не смешивающиеся между собой краски наносят на поверхность воды, затем специальными кистями и палочками краскам придают различную форму. На получившийся на поверхности жидкости разноцветный орнамент накладывают специальную бумагу, которая впитывает краски. Эбру является традиционным турецким искусством, передаваемым из поколения в поколение.

Во время Османской империи узоры эбру во множестве использовались для оформления различных книг, а в наше время произведения искусства являются самостоятельным украшением.

Создание эбру орнаментов успокаивает человека и наполняет позитивом. Именно поэтому интерес к этому виду живописи со временем только увеличивается.

Какова история рисования на воде?

Каким образом и где родился этот вид украшения бумаги, неизвестно. Исследования этого вопроса все еще продолжаются. Но в свете на данный момент известных фактов, предполагается, что эбру был изобретен турками, проживающими в городе Бухара, в 14 веке. Еще раньше появившиеся в странах дальнего востока произведения похоже на эбру, но не носят его основных признаков. Самой древней книгой об эбру с иллюстрациями признано произведение “Tertib-i Risâle-i Ebrî”, относящиеся к 17 веку.

Самыми известными мастерами рисования на воде, сыгравшими главную роль в развитии эбру в Турции, являются Хатип Мехмет Эфенди (скончался в 1773 г.), Хезарфен Эдхем Эфенди (1829-1904 гг), Неджметтин Окъяй (1883-1976 гг), Мустафа Дюзгюнман (1920-1990 гг).

В последнее время большинство художников эбру являются последователями Мустафы Дюзгюнмана.

Какова техника эбру?

Перед началом работы, лоток наполняют смесью воды с загустителем. Традиционно с давних времен в качестве загустителя использовалась смола, приготовленная из сока растения Астрагал, обладающая низкой степенью клейкости - китрэ . Для приготовления такого раствора необходимо 3-4 дня: сначала смолу помещается в воду для набухания, затем несколько раз вымешивается с постепенным добавлением воды, процеживается через ткань, и только после этого смешивается с чистой питьевой водой для ее загущения.

В настоящее время вместо китрэ чаще употребляется порошкообразное вещество Каррагинан - природный гелеобразователь . Процесс получения гаррагинана занимает меньше времени чем смолы Астрагала, храниться это вещество дольше, и приготовление водяной смеси для эбру значительно проще и быстрее. Примерно 10 литров воды смешивается с 60-70 граммами порошка и выдерживается ночь (до исчезновения белой пены) для получение нужной консистенции. В этом случае, в процеживании уже нет необходимости.Китре - смола для загущения воды для эбру

Краски для эбру должны обладать 2-мя основными свойствами: не смешиваться с водой и не содержать в себе различные кислоты и казеин, так как со временем эти вещества портят бумагу и рисунок. Натуральные краски, используемые в рисовании на воде, можно разделить на 3 группы:

1. Краски на основе почвы и глины с содержанием оксида железа:

 Краски для рисования на воде эбру

 оксидный красный

Краски для рисования на воде эбру  оксидный коричневый

Краски для рисования на воде эбру  оксидный желтый

Краски для рисования на воде эбру  оксидный зеленый

Краски для рисования на воде эбру  оксидный голубой

2. Растительные краски: голубой, красный, желтый и т.д.

3. Для изготовления черной краски используется угольная сажа.

Для того, чтобы краски были пригодны для создания эбру, они должны пройти процесс приготовления, который является основополагающим в этом искусстве. Например, для приготовления оксидной красной краски, порошок с содержанием оксида железа высыпается на мраморную столешницу, смешивается с небольшим количеством воды для получения "грязеобразной" консистенции и растирается специальным мраморным камнем той же плотности, что и столешница в течении срока от 1 часа до 3-х. Полученную пасту собирают в банку, добавляют воду и желчь крупного рогатого скота и в течении 3-4 недель, каждый день 10 раз, по 3-4 минуты размешивают. Так как главной особенностью краски является нерастворимость в воде, то красящее вещество выпадает в осадок в банке, а на поверхости собираются излишки воды и желчи. Эти излишки аккуратно убираются с помощью шприца, а оставшая на дне краска готова к использованию в создании эбру.

Желчь крупного рогатого скота - очень важный элемент в изготовлении красок. Она обеспечивает нахождение краски на поверхости и преодоления краской поверхностного натяжения воды. Если в краске недостаточно этого компонента, то при переводе узора на бумагу краска может потечь, а со временем потрескаться. Наоборот, если желчи слишком много, то краска будет слишком обширно распространяться по поверхности воды портя тем самым ранее созданный узор. В некоторых техниках эбру может применяться куриная желчь или желчь определенного вида рыб.


Какие инструменты используются в создании узора на воде?

Один из самых главных инструментов - кисточка для разбрызгивания краски по воде. Для "вытягивания" краски в узор используются металлические палочки различной толщины и конский волос. Для узора, равномерного по всей поверхности жидкости, используются металлические "расчески" с различной толщиной зубчиков и расстоянием между ними.

Кисточка традиционно изготавливается из веток розового куста и конского волоса. Существует мнение, что черенок кисти из розового куста обладает хорошей гибкостью и не покрывается плесенью. Но на самом деле, применение этого вида древесины обусловлено скорее традицией, чем какими-либо качествами: талантливый мастер эбру Неджметтин Окъяй был специалистом по выращиванию роз и свои кисти делал именно из этого материала. Эта технология перешла от мастера к его ученикам и дошла до наших дней.

После создания на поверхности воды, узор переносится на бумагу. Для хорошего рисунка бумага должна обладать рядом свойств, например, определенной впитываемостью. Если бумага недостаточно впитывает, то часть краски может остаться на поверхности воды, а узор на бумаге будет испорчен. Если взять бумагу с излишней впитываемостью, то краски потеряют свою яркость.

После просушки в сухом проветриваемом помещении картина-эбру готова радовать наш глаз завораживающей причудливостью линий и узоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование в технике эбру

Рисование в технике эбру...

Конспект занятия рисование в технике эбру "Земля в иллюминаторе"

Эбру - рисование на воде.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10022305","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"343","style":"width: 480px; height: 343px;","width":"480"}}...

«БИТЮГ - РЕКА, КАКОЕ КРАСИВОЕ СЛОВО! И РОСА, И СИЛА, И СИНЕЕ ЧТО-ТО...» Рисование в технике Эбру...

Наблюдаем. Познаем. Творим: Материалы международной научно- практической конференции обучающихся, студентов и педагогов: Воронеж, 25 марта 2017 г. / Отв. ред. И.А. Дендебер. – Воронеж, Воронежский гос...

Рисование в технике Эбру

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детейподготовительной группыТема: «Сказочная птица» Цель. Знакомство с нетрадиционной тех...

Конспект мастер-класса рисование в технике эбру "Цветы для мамы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14674861","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Конспект НОД рисование в технике "Эбру"

Конспект НОД рисование в нетрадиционной технике «эбру»для детей 5-6 лет«В гостях у восточной принцессы»...

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в технике ЭБРУ "Иней покрыл деревья"

На этом занятии мы закрепили  умение работать в нетрадиционной технике рисования: ватными палочками, зубочисткой, целлофановым пакетом, поролоновым тампоном....