Самообразование на тему: "Правила дорожные всем знать положено"
материал (средняя группа)

Гитинова Аида Алхаматовна

Самообразование на тему: "Правила дорожные всем знать положено"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Правила дорожного движения для детей средней группы.

https://sun9-75.userapi.com/impf/c845321/v845321578/16477b/ku2j3AZ-1Dw.jpg?size=400x400&quality=96&proxy=1&sign=1a81634a972130c706e7f7bf78fe24a8&type=album

Актуальность:

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию. Очень важно для снижения аварийности среди водителей и пешеходов, чтобы из сегодняшних мальчишек и девчонок выросли грамотные в вопросе безопасности  дорожного движения.

   В первую очередь ребенок должен хорошо усвоить обязанности пешеходов. В детском саду правила пешеходов мы отрабатываем как на занятиях, так и в практической деятельности в процессе прогулок. Дети усваивают правила движения пешеходов через проезжую  часть, правила пересечения проезжей части в разрешенных местах вне пешеходного перехода.

   Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. В процессе занятий я использую разнообразные формы работы с детьми. Прежде всего,  я активизирую мыслительную деятельность детей, заставляю их применить полученные знания в практической деятельности. Продуманное использование интересного наглядно дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание.

При решении любой задачи воспитания дошкольника, большая роль отводится созданию развивающей среды. Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам безопасного поведения,  я считаю создание соответствующей развивающей среды.  Большое внимание уделяется работе с родителями. Как показали результаты анкетирования родителей лишь 10% родителей занимаются вопросами безопасности жизни, 42 % осознают их значимость, но почему-то считают, что обучать детей дошкольников правилам личной безопасности еще преждевременно. 35% семей отводят семье ведущую роль в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге, остальные же считают, что основная роль  отводится образовательным учреждениям.

Цель:  – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:
Общеобразовательные:

    Ознакомление  детей дошкольного возраста с правилами поведения на улицах, с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов.

    Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «светофор» и их назначении.

Воспитательные:

   Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;

   Воспитывать культуру взаимоотношений пешехода и водителя.

Развивающие:

    Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения

Ожидаемые результаты:

   1. Расширить  представления детей о различных видах транспорта,  об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

   2. Сформировать  навыки  спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

    3.   Развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

    4.  Повысить  активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

   5.   Развить интегративные качества:

 «любознательный, активный» через заинтересованность новым, неизвестным в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения;

«способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых  норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте.

Формы представления результатов самообразования:

  • Консультации для родителей и педагогов по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
  • Оформление папок-передвижек по ПДД.
  • Дидактические и подвижные игры по ПДД.
  • Загадки по ПДД.

Вывод:

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения детей.

Перспективный план по теме самообразования.

Тема занятия

Кол-во

заня-тий

Программное содержание

Формы  и методы работы

Сентябрь

Диагностика

2

Оценить знания и представления детей по данной теме на начальном этапе.

Опрос.

«К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»

1

Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.

Беседы с рассматриванием иллюстраций различных ситуаций. Проблемная ситуация «Как найти свой дом».

«Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»

1

Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.

Рассматривание сюжетных картинок с изображением различных ситуаций. Беседа с детьми о том, как они добираются до детского сада.

Октябрь

«Знакомство с улицей»

1

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.

Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».

«Что такое транспорт».

«Какие бывают машины»

2

Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду.Познакомить детей с машинами специального назначения. Раскрыть понятие о том, что пассажирский транспорт ездит по определённому маршруту.

Рассматривание картинок городского общественного транспорта, беседа. Конструирование машин из строительного материала.

Рассматривание книжек с машинами специального назначения, загадки о разных видах транспорта.

НОД «Машины спешат на помощь».

Прогулка «Наблюдение за транспортом»

1

Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.

Сравнительные наблюдения за грузовым и пассажирским транспортом.

Ноябрь

«В городском транспорте»

1

Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте.

Рассматривание сюжетных картинок  с правилами поведения в городском транспорте. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

«Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах»

2

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.

Чтение рассказа

Н. Носова «Автомобиль».

Рисование «Будь внимателен на дороге!»

Прогулка

«Я - пешеход»

1

Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу.

Подвижная игра: «Стоп!», «Весёлый трамвайчик».

Декабрь

«Особенности движения по скользкой дороге»

2

Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.

Рассматривание иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года.

Рисование «Осторожно, гололёд!».

Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке». Чтение С. Михалков «Гололёд».

«Где можно и где нельзя играть»

1

Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.

Рассматривание иллюстрации по теме. Д/игра «Что будет если…».Игровая ситуация «Научи Незнайку играть во дворе».

Прогулка. «Опасности нашего двора»

1

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.

Наблюдение, беседа, подвижная игра.

Январь

«Правила ПДД. Детям нужно это знать»

1

Познакомить детей с некоторыми правилами для пешеходов, с понятиями: пешеход, наземный, подземный переход.

Беседа о подземном, наземном переходах, как правильно переходить улицу. Чтение книги «Правила дорожного движения».

«Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке»

2

Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.

Чтение «Азбука безопасности»

О. Бедарева.

Игровая ситуация «Кто такие пешеходы?».

Д/игра «Разрешается, запрещается».

Прогулка. «Прогулка пешехода в зимнее время года».

1

Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.

Наблюдение, беседа, подвижная игра.

Февраль

«О чём говорят дорожные знаки»

1

Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в   окружающей детей обстановке.

Рассматривание знаков на картинках.Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах».

НОД «В гости к дорожным знакам».

«Светофор»

2

Дать детям  понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.

Чтение стихотворений и рассказов о светофоре.

Аппликация «Три глаза светофора».

Прогулка.

«Светофор и его сигналы»

1

Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.

Наблюдение за работой светофора» (на специально оборудованной площадке).

Март

«Что такое пешеходный переход»

2

Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах.

Беседа о различных видах переходов через дорогу. Заучивание стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно».

Аппликация «Пешеходный переход».

«Как правильно переходить улицу»

1

Воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.

Чтение О. Бедарев «Если бы».

Предложить детям построить из строительного материала улицу (дорогу, дома) и обыграть её.

Прогулка.

«Наша улица»

1

Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.

Наблюдение, беседа, подвижная игра.

Апрель

«Катание на велосипеде (самокате, роликах)»

2

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде».

«Влиятельная палочка»

2

Дать начальное представление о работе полицейского - регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.

НОД «Профессия – регулировщик».

Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер».

Май

«Правила дорожные детям знать положено»

1

Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте.

Выставка макетов, рисунков.

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Игры, инсценировка, исполнение песен, эстафета.

Диагностика

2

 Оценить знания и представления по теме с сентября по май.

Опрос.

Дата

Консультации для родителей

 Сентябрь

 «Безопасность детей - забота взрослых»

 Декабрь

 « Ошибки детей при переходе улиц  и дорог»

  Март

 «Ребенок в автомобиле»

Используемая литература

  1. АхмадиеваР.Ш.,Бикчантаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. и др. «Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге». Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010.- 464 с.

  1. Беляев К.Ю.Зимонина В.Н, Кондрыкинская Л.А.  и др.«Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по  основам безопасности детей дошкольного возраста», -М.: Просвещение,1998.- 96 с.: ил.

  1. Данилова Т.И.  Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПБ.:ООО «Издательство»ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.-208 с.

  1. Саулина Т.Ф.  Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми  3-7 лет. – Москва: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ. 2017. – 112 с.: цв. вкл.

  1. Усачев А. « Программа развития и обучения дошкольников Правила дорожного движения и уважения этикет 5-7 лет». Москва «ОЛМА-ПРЕСС  Экс-Либрис» 2003

  1. Взрослым и детям – о правилах дорожного движения: «Красный, желтый, зеленый!». ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО»  Новосибирск
  2.  Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  3. 2. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
  4. 3. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
  5. 4. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М. :Центр педагогического образования, 2007.
  6. 5.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. 6.Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014.
  8. 7.Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
  9. 8. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.
  10. 9. Н.В. Коломеец  «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет» 
  11. 10. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб. Детство-Пресс, 2010.
  12. 11. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013.-64с.
  13. 12.Шалаева Г. П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М. : СЛОВО, Эксмо; 2007
  14. 13.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2013
  15. 14. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
  16. 15. Козловская Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
  17. 16.Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973
  18. 17.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для старших дошкольников "Правила дорожные всем знать положено"

Развлечение содержит в себе разные игры, загадки, которые позволяют детям проявить свои знания правил дорожого движения. Праздник вызывает у детей эмоциональный подъём, воспитывается чувство коллектив...

Методический проект по профилактике дорожно – транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено.»

Тема безопасности дорожного движения жизненно необходима для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. В Российской Феде...

Викторина по правилам дорожного движения "Правила дорожные всем знать положено"

Данная работа посвящена закреплению знаний детей о правилах дорожного движения....

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Правила дорожные всем знать положено»

Уважаемые родители, как научить ребёнка правильно вести себя на дороге?Казалось бы, что это очень легко, надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и...