«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»-статья
статья (младшая группа)

Тарасова Галина Юрьевна

"Сенсорное развитие детей раннего дошкольнного возраста-разное

Скачать:


Предварительный просмотр:

       «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»

 г. Санкт-Петербург

Воспитатель: Тарасова Галина Юрьевна

Детский сад № 61

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга.

Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.

Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

1. является основой для интеллектуального развития;

2. развивает наблюдательность;

3.является основой для развития воображения, внимания;

4. даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами познавательной деятельности;

5. обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

6.влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
7. влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

Если не создать полноценной сенсорной среды, то обедненная среда вызывает «сенсорный голод».

Участки мозга, не дополучающие достаточного количества стимулов, перестают, нормально развиваться и как следствие атрофируются.

Ребенок, страдающий от «сенсорного голода» может резко отставать в развитие: не своевременно развивается двигательная система, не возникает речь, тормозится умственное развитие.

Так как сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия, хотелось бы сказать несколько слов про восприятие.

Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Виды сенсорных ощущений:

 1.зрительные ощущения — ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

 2.  слуховые ощущения — ребенок слышит разнообразные звуки — музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь и др. — и учится их различать;

 3. осязательные ощущения — ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

4.  обонятельные ощущения — ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

5.  вкусовые ощущения — ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Итак, пять органов чувств — это пять каналов получения информации о мире вокруг. Обратите внимание, что сенсорные ощущения могут быть как «чистыми», то есть иметь один канал восприятия (например, картинка воспринимается только зрением, а музыка по радио — только слухом), и смешанными, когда одновременно задействованы несколько каналов восприятия (например, при просмотре видео задействованы и зрение, и слух). Безусловно, необходимо знакомить ребенка со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что такие ощущения различаются по своей значимости в жизни человека.

Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.

Рассмотрим более подробно различные способы действий ребенка с предметами:

  1. Хаотические действия — ребенок действует с предметом независимо от его функции — стучит, хватает и бросает, тянет в рот и т.п. Такие действия присущи в норме младенцам, а в случае особенного развития могут присутствовать у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, у аутичных детей.
  2. Метод проб и ошибок — ребенок осуществляет в ходе исследования предмета большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы (доска Сегена), ребенок пытается по очереди вставить ее в каждое из углублений, пока не найдет правильное.
  3. Практическое примеривание — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания. Например, при работе с доской Сегена, прикладывает поочередно фигурку к углублениям, не пытаясь вкладывать, пока не подберет подходящее.
  4. Зрительное соотнесение — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Например, при работе с доской Сегена, он смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и вставляет фигурку сразу; подобным образом ребенок может найти глазами и показать подходящее.

Итак, основная задача взрослого для успешного развития и воспитания ребенка – это создание полноценной сенсорной среды.

Все объекты материального мира обладают различными сенсорными свойствами. Первые сенсорные впечатления ребенок получает при появление на свет: прикосновение мамы, вкус грудного молока, запах мамы.

В дальнейшем сенсорной средой для ребенка становится окружающая обстановка. По мере взросления, его окружающей мир становиться шире и разнообразнее. И взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду. Какие условия необходимы для полноценного сенсорного развития ребенка:

Вещи. Предметы в доме должны быть из качественных, разнообразных по цвету и фактуре, материалов. Особенное внимание уделяется детским вещам — игрушкам, оборудованию и украшению детской комнаты.

 — Свобода. Надо разрешать ребенку исследовать мир вокруг — лазить по шкафам, играть с водой, песком и т.д. — стараясь ограничивать лишь в том, что небезопасно.

Наблюдение. Надо специально обращать внимание ребенка на объекты и явления окружающего мира, их изменения, учить быть внимательным к окружающему, наблюдать.

Специальные занятия. Необходимо приобретать специальные игрушки — матрешки, пирамидки, вкладыши и др. — и организовывать специальные занятия, которые помогут сделать сенсорное развитие ребенка более осознанным.

 — Новые впечатления. Надо предоставлять ребенку новые впечатления о мире — водить в кино, цирк, театр, зоопарк, кафе, музей, брать с собой в магазин, аптеку, банк, на почту, устраивать прогулки в парке, пикники в лесу, поездки на море и т.д.

Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений.

Еще одна задача взрослых – помочь ребенку воспринимать сенсорные впечатления более осознанно, для этого надо обучать малыша целенаправленным действиям с предметами — осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Научить определять отношения свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, для этого ребенка надо познакомить с сенсорными эталонами.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

1. К эталону цвета относится - семь цветов спектра и их оттенки.

2. К слуховому восприятию - ноты, оттенки звучания, язык.

3. К эталону формы - геометрические фигуры.

4. К вкусовому восприятию – вкус (сладкий, соленный).

5. К обонятельному восприятию – запах (свежий, тяжелый и т.д.).

Именно при помощи сенсорных эталонов ребенок становится способен систематизировать и обобщить свой сенсорный опыт. Большое значение для усвоения сенсорных эталонов играет слово. Важно, чтобы в процессе восприятия, свойства и отношения предметов были соединены - обозначены словом, это помогает закрепить в представление образы предметов, сделать их более стойкими и четкими.

Организуя сенсорные игры, мы также помогаем ребенку увидеть красоту и многообразие окружающего мира.

Занимаясь с самыми маленькими, основное внимание следует уделять сенсорному развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторики. Однако, не все знают, как организовать занятия с малышами, поэтому откладывают их до достижения ребенком дошкольного возраста (от трех лет). Ведь если предложить ребенку не соответствующее возрастным возможностям задание, у него нет шанса справиться с ним, в результате малыш теряет интерес к продолжению деятельности, а взрослые делают вывод, что ребенку такие занятия не нравятся или он еще не готов к ним. Но при адекватном подборе заданий появляются большие возможности для развития ребенка.

Развивая своего ребенка важно помнить, что внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Главное подбирать такие обучающие игрушки, через которые изучаемый признак предмета будет значимым для ребенка. Нельзя забывать и о веселых, подвижных играх, и о том, что маленький ребенок практические манипуляции выполняет с реальными игрушками и предметами.

В своей практике при подборе игр и заданий, направленных на сенсорное развитие, я учитывала особенности раннего возраста, старалась заинтересовать детей во время занятия-игры.

Для этого подбирала или создавала дидактические игры, игрушки в основе которых заложен обучающей принцип (пирамидки, матрешки, карточки);

Игры:

«Пляшущие тени»

Цель: Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте.

«Цветные кубики»

Цель: Обучение сличению цветов по принципу «такой — не такой»; обучение подбору пар одинаковых по цвету предметов; знакомство с названиями основных цветов.

Мной создана игра «Подбери форму по геометрическому образцу»:

Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать к заданному образцу геометрической фигуры предмет окружающего мира похожий на данную фигуру.

Организовывала веселые подвижные игры с использованием предметов, игрушек, когда невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета.

Игра «Великаны и лилипуты»:

Цель: Знакомство с величиной; знакомство со словесным обозначением величины – маленький, большой; развитие внимания

Игра «Найди свою игрушку»:

Цель: формирование целостного образа предмета; обучение узнаванию знакомых предметов среди других; развитие внимания и памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует э...

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста

Педагогический проект по сенсорное развитию детей раннего дошкольного возраста....

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....