" Организация Мини - музея в группе детского сада"
консультация (старшая группа)

Елена Анатольевна Чепелева

Консультация для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey.docx158.47 КБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1809151/0cf19975-08ed-4213-b1f8-e305f3a3fbb8/s1200?webp=false

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Консультация для педагогов

Организация

мини-музея в группе детского сада

                                             Подготовила:  

                                                   Воспитатель ВКК

                                                        Чепелева Е.А.

                                                 

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Помочь в это может молодая отрасль педагогической науки - музейная педагогика, которая помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Проводя родительские собрания, в ходе личных бесед выяснилось, что,  большая  часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины этому самые разные. Во-первых, мы живём в маленьком городе, в котором есть только один краеведческий музей. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. 

       Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Да и как в рамках детского сада можно вызвать интерес к музею? Для этого можно использовать мини – музей.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

Педагогические функции мини-музея:

- образовательная  (развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации);

- развивающая  (активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства);

-просветительская (формирование умений и навыков);

- воспитательная (формирование личностных качеств);

Главная задача мини – музея – образовательно-просветительская, поэтому в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях.

Цели и задачи мини-музея:

1. Обогащение предметно-развивающей среды.

2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8. Воспитание активной жизненной позиции.

Виды мини – музеев в ДОУ.

1. Мини – музеи природы.

- экологические мини – музеи (мини – музей моря, подводного мира, леса);

- палеонтологические мини – музеи (мини – музей истории планеты и природы);

- мини – музеи астрономии (мини – музей космоса);

- музеи отдельных компонентов природы (мини - музей солнца, мини – музей «Волшебница – вода» и др.);

- мини – музеи живой природы (мини – музей насекомых, домашних животных, диких животных, мини – музей «Буренушка», мини – музей «Курочка Рябушка», мини – музей овечки).

2. Мини – музеи народной культуры.

3. Исторические мини – музеи.

- мини – музей, посвященный истории страны;

- мини – музей, посвященный определенному историческому событию;

- мини – музей, посвященный истории родного края;

- мини – музей, посвященный истории детского сада;

- мини – музей, посвященный истории одного предмета (мини – музей часов, мини – музей новогодних игрушек, мини – музей игрушечных солдатиков, мини – музей кукол, мини – музей хлеба, мини – музей «Куклы наших бабушек»)

- мини – музей государственной символики.

4. Литературные мини – музеи.

- музей сказки;

- мини – музей любимой сказки;

- мини – музей писателя (поэта);

- мини – музей книги;

- мини – музей сказочных персонажей;

- мини – музей научной книги;

- мини – музей букваря (азбуки);

- мини – музей букв и цифр.

5. Мини – музеи искусства.

- мини – музеи художественного творчества;

- мини – музей декоративно – прикладного искусства;

- музыкальный мини – музей (музыкальных инструментов, колокольчиков, музыкальных игрушек, народных музыкальных инструментов);

- мини – музей театрального искусства (мини – музей театра; театрального костюма; театральных кукол).

Мини – музей декоративно – прикладного искусства.

Задачи мини – музея ДПИ:

- ознакомление детей с историей и культурой своего и других народов;

- патриотическое воспитание;

- эстетическое воспитание, развитие эмоциональной сферы;

- формирование представлений о взаимосвязи культуры народа и окружающей его природы;

- развитие творческих способностей, воображения.

Основой для мини – музея ДПИ является коллекция игрушек народного промысла (гжель, дымка, городец, хохлома и т.д.).

Этот мини – музей как никакой другой предназначен для самостоятельной детской деятельности. Здесь дети любого возраста могут почувствовать себя авторами и создателями художественных шедевров. Следовательно, в мини – музее должны быть бумага, глина, краски, кисточки, образцы изображений, узоров, иллюстрированные книги, и т.д.

Как оформить мини-музей

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно точно сформировано. Оно отличается кратковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребёнка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи, настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, основная задача которых – показать объект с разных сторон.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

• размещение материала на настенных полочках;

• использование ширм;

• использование стендов;

• использование мобиле.

Метод системного подхода (системного оператора) в работе мини-музея

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использованию метода системного подхода. Несмотря на сложную терминологию данный метод вполне доступен для понимания и применения дошкольниками.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек.

6

2

8

4

1

5

7

3

9

1. Этот объект называется «Система» (1) центр.

2. Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то, или находится в каком-то специальном месте. Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2, вторая ячейка в верхнем ряду.

3. Объект «система» зачастую неоднороден. Он состоит из каких-то частей, деталей. Ячейка, в которой рассматривается анатомия предмета называется «подсистема» (3, вторая ячейка в нижнем ряду.

4. Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом. Чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была ёлочка? (прошлое системы, первая ячейка слева во втором ряду.

5. Будущее системы рассматривается в 5-ой ячейке справа во втором ряду. Что произойдет с этим объектом?

С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях.

6. Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у неё есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть гнездо с другими яйцами. (6) – надсистема системы в прошлом, слева в первом ряду.

7. Любая система в прошлом так же имела свои составляющие. Яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка, слева в третьем ряду.

8. Точно так же рассматривается система в будущем – её надсистема и подсистема (8 справа в первом ряду и 9 справа в третьем ряду). Кем станет цыпленок?

М.С. Гафитулин так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим Что – то,

Это Что – то – для чего – то,

Это Что – то из чего – то,

Это Что – то – часть чего – то.

Чем – то было раньше Что – то,

Чем – то будет это Что – то.

Есть противники у Что – то,

Много есть друзей у Что – то.

Всё нейтральное у Что – то

Делает свое чего – то.   Приложение 1

Принципы организации мини – музея

1. Принцип интеграции.

Мини – музей создается с учетом содержания образовательной программы ДОУ и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Содержание мини – музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Мини – музей способствует реализации интегрированного подхода в образовательной деятельности.

2. Принцип деятельности и интерактивности.

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини – музей должен предоставлять возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини – музее.

Необходимо выделить уголок для самостоятельной деятельности ребенка: в мини – музее народных промыслов ребенок должен иметь возможность по собственному желанию сделать «старинную» игрушку, посуду, расписать народной росписью картинку или предмет утвари; в мини – музее воздуха – провести элементарные опыты, поиграть со свистульками и вертушками; в мини – музее хлеба – слепить изделие; в музее природы – изготовить поделку из природного материала; в мини – музее народной куклы – сделать куклу из предложенного материла и т.д.

3. Принцип научности.

Экспонаты мини – музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и в то же время научном уровне.

4. Принцип природосообразности.

При организации мини – музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, создавать условия для раскрытия их личностного потенциала.

5. Принцип культуросообразности.

Мини – музей приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

6. Принцип гуманизации.

Мини – музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, на индивидуально – ориентированный подход в образовании.

7. Принципы динамичности и вариативности.

Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини – музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности.

8. Принцип разнообразия.

Независимо от темы мини – музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам. Экспонаты мини – музея отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

9. Принцип экологичности.

В экспозиции мини – музея должны преобладать экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Весь материал должен быть чистым (даже если он бросовый).

10. Принцип безопасности.

Оформление мини – музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини - музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, то дети должны знать, что заниматься самостоятельно в мини – музее они могут только с доступными для них предметами. Экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.д.

11. Принципы глобализма и регионализма.

Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой.

12. Принцип креативности.

Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини – музея, в поддержке творчества детей и взрослых.

13. Принцип непрерывности.

Мини - музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников.

14. Принцип партнерства.

Мини – музей – это результат сотрудничества взрослых и детей.

Этапы создания мини – музея.

1. Подготовительный этап.

Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.

Мини – музей должен содержать разделы:

1) история темы,

2) настоящее темы,

3) результаты детского творчества по теме,

4)уголок самостоятельной деятельности детей (материалы для самостоятельной творческой деятельности; раскраски по теме; дидактические игры; загадки; ребусы; головоломки и др.).

Выбор темы:

- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;

- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;

- тема определяется спонтанно по инициативе детей. Например, кто – нибудь из детей задает вопрос: «Откуда берется хлеб?», для ответа на этот вопрос и создается мини – музей хлеба.

Когда тема мини – музея определена необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.

На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Можно провести акцию среди родителей по оформлению сообщения о тех музеях, которые они посещали.

2. Практический этап.

Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.

Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.).

По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми). Приложение 2

Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).

Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее. Приложение 3

Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини – музея могут периодически появляться различные «секретики» - задания, необычные экспонаты, сюрпризы, игры (сюжетно - ролевыми, играми – драматизациями, дидактическими, лото и т.д.)

3. Заключительный (обобщающий) этап.

Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии.

Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:

- беседы;

- рассказ педагога;

- «беседы – пятиминутки» (короткие беседы, когда вся информация разделена на несколько подтем);

- дидактические игры;

- викторины;

- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;

- игры – экспериментирования;

- чтение и обсуждение произведений;

- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);

-упражнения по развитию речи, формированию математических представлений, обучению грамоте;

- экскурсии по мини – музею;

- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;

- вечера загадок;

- народные праздники;

- слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений;

- музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах);

-занятия по ознакомлению с окружающим; развитию речи; экологии; изобразительной деятельности и др.;

-«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные);

- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Это позволяет всему коллективу совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной.

Приложение 1

Как работает системный оператор с детьми?

Допустим, в группе решено создать мини – музей чашки.

1. Система – чашка. В мини – музее изображение чашки может стать композиционным центром, сразу привлекающим к себе внимание. (панно с аппликацией из бумаги, ткани и других материалов). Подойдет и большая чашка из папье – маше. Таким образом мы выделяем главного «героя» музея – чашку.

2. Надсистема. Чашка – часть сервиза. Значит, в мини – музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный сервиз. Здесь же могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы – в гостиной комнате, на полках красивого серванта. Уникальные, редкие чашки хранятся в музейных витринах за стеклом).

3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит чашка. Этот раздел может быть представлен коллекцией чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек, округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т.д.

4, 5, 6. Система в прошлом. В этом разделе можно рассмотреть прошлое чашки по двум позициям.

  • Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть представлены в прозрачных пластиковых емкостях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.
  • История возникновения чашки: иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды. Первобытно – общинный – глиняная посуда, древние славяне – деревянные кубки. Племена других народностей – раковины, рога животных и т.д.

7, 8, 9. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты.

  • Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора о правилах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том, каких мер предосторожности требуют чашки, изготовленные из разных материалов, показать способы починки испорченной вещи либо варианты ее вторичного использования. Например, треснутые глиняные чашки могут служить вазой для сухих цветочных композиций, а из осколков толстых фарфоровых чашек нередко составляют мозаичную композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.
  • В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки.

Таким образом, при создании мини – музея очень удобно применять метод системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини – музей и есть видоизмененная , объемная таблица системного оператора.

Приложение 2

Схема описания экспоната

- Рисунок (фотография) экспоната.

- Название экспоната (указывается научное, бытовое, народное название. Можно дать краткую информацию, почему так называется).

- Где собран (указывается место сбора, его особенности, страна, среда) / Как изготовлен (материал)

- Кем собран / изготовлен (ФИО «дарителя»).

- Краткая информация об экспонате (где встречается, почему такое название, особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), как используется человеком, проблемы охраны, связи с другими компонентами природы (например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано).

- Как использовать в работе с детьми: при изучении каких тем используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).

- Дополнительная литература: перечисляется литература, в которой имеются сведения об экспонате, иллюстрации с его изображением и др.

Например:

Название экспоната. Осиное гнездо.

Где собран. На балконе в городе.

Кем собран. Семья Петровых.

Информация об экспонате. Каждую весну самка осы обыкновенной строит новое гнездо. Из пережеванных волокон древесины она сооружает несколько бумажных ячеек и откладывает в них яйца. При строительстве насекомое отщепляет волокна древесины, пережевывает их, смешивая со слюной. В результате получается белая бумажная масса для гнезда. Оса делает все точно по расчету, постоянно измеряя антеннами величину ячеек и толщину бумажных стенок. Вход в гнездо называется «леток». Он всегда обращен вниз.

Как использовать в работе с детьми. Темы «Воздух – неведимка» («Летающие животные»), «Животные» (темы о насекомых, их образе жизни, о связи с растениями – использование осой древесины). Пусть дети осторожно потрогают гнездо: похож ли материал, из которого оно сделано, на бумагу? Чем именно? С чем можно сравнить «дом» осы? Похоже ли оно на гнезда птиц? Обратить внимание на то, что строительный материал оса находит в природе. Рассмотреть фотографию или рисунок с изображением осы: почему она полосатая («пугающая» окраска), где живет.

Приложение 3

Обязательно детей необходимо познакомить с правилами поведения в мини – музее. Примерный вариант правил:

1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

4. Можно и даже нужно задавать вопросы.

5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Организация мини-музея в группе детского сада»

Цель: актуализация знаний педагогов по теме «музейная педагогика».Задачи:1.                 уточнить представления ...

Организация мини-музея в группе детского сада

Создание мини-музея "Чудо-дерево" предполагает: знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни человека. Знакомство с декорат...

Консультация Организация мини музея в группе детского сада

Консультация Организация мини музея в группе детского сада...

Организация мини-музея в группе детского сада

Создание мини-музея "Наш друг - Мойдодыр " предполагает воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, что играет важнейшую роль в охране их здоровья....